22 subscribers

Когда певец молчит

Когда певец молчит

Наше горло куда сложнее органной трубы. Действие голосового аппарата певца несравненно хитрее. Вибрация голосовых связок может происходить, даже когда мы молчим. Даже когда человек не поёт, а только слушает музыку или мысленно представляет себе какую-нибудь мелодию, его голосовые связки всё равно колеблются, причём с той же частотой, как и при настоящем пении.

И эти колебания поддаются регистрации электронными приборами. Выходит, можно уловить и записать мысленное пение!

Вообразите такое. Педагог берёт на рояле какой-то тон, а затем просит вас лишь подумать о нём. И если вы подумаете правильно, не сфальшивите, то беззвучная, но доступная регистрации частота колебаний ваших голосовых связок будет точно соответствовать звучащему тону.

Когда певец молчит

Есть в жизни начинающего вокалиста ответственный момент, который зависит не столько от самого певца, сколько от его учителя. Этот момент-определение типа голоса. В самом деле, как с самого начала, пока голос ещё не натренирован, не обработан, отличить баритон от тенора или сопрано от меццо-сопрано?

До последнего времени никаких рецептов тут не было. В сомнительных случаях педагог интуитивно угадывал тип голоса и в соответствии с этим применял тот или иной путь обучения.

Ну, а если педагог ошибался? Тогда ученик напрасно терял время, получал профессиональные заболевания, иной раз даже портил голос.

Так иногда случается и в наши дни. Но существует теория Юссона. Эта развёрнутая, "электрофизиологическая" классификация певческих голосов.

К шее певца или певицы прикладывается датчик электронного прибора, который посылает в мышцу электрические импульсы. Прибор тут же отмечает, на каких из импульсов возникло сокращение мышцы, и показывает на шкале значение хронаксии.Так тип голоса определяется совершенно объективно. Испытуемые при этом не поют, не издают ни звука. Великолепная гарантия от пагубных ошибок определения типа голоса!

Загадки вокала

Когда певец молчит

В акустике вокала ещё полно загадок. Чего стоит, к примеру, четырёхоктавный голос Имы Сумак - певицы, которая поёт во всех диапазонах женских голосов. Даже мужские баритональные и басовые партии доступны удивительной перуанке. А её умение "на ходу" менять тембр, частотный состав голоса! И поразительный двойной звук - будто пение дуэтом. Это ли не доказательство величайшего запаса скрытых возможностей человеческого голоса. Тут есть над чем поразмыслить и певцам, и учёным, и педагогам.