Наше горло куда сложнее органной трубы. Действие голосового аппарата певца несравненно хитрее. Вибрация голосовых связок может происходить, даже когда мы молчим. Даже когда человек не поёт, а только слушает музыку или мысленно представляет себе какую-нибудь мелодию, его голосовые связки всё равно колеблются, причём с той же частотой, как и при настоящем пении.
И эти колебания поддаются регистрации электронными приборами. Выходит, можно уловить и записать мысленное пение!
Вообразите такое. Педагог берёт на рояле какой-то тон, а затем просит вас лишь подумать о нём. И если вы подумаете правильно, не сфальшивите, то беззвучная, но доступная регистрации частота колебаний ваших голосовых связок будет точно соответствовать звучащему тону.
Есть в жизни начинающего вокалиста ответственный момент, который зависит не столько от самого певца, сколько от его учителя. Этот момент-определение типа голоса. В самом деле, как с самого начала, пока голос ещё не натренирован, не обработан, отличить баритон от тенора или сопрано от меццо-сопрано?
До последнего времени никаких рецептов тут не было. В сомнительных случаях педагог интуитивно угадывал тип голоса и в соответствии с этим применял тот или иной путь обучения.
Ну, а если педагог ошибался? Тогда ученик напрасно терял время, получал профессиональные заболевания, иной раз даже портил голос.
Так иногда случается и в наши дни. Но существует теория Юссона. Эта развёрнутая, "электрофизиологическая" классификация певческих голосов.
К шее певца или певицы прикладывается датчик электронного прибора, который посылает в мышцу электрические импульсы. Прибор тут же отмечает, на каких из импульсов возникло сокращение мышцы, и показывает на шкале значение хронаксии.Так тип голоса определяется совершенно объективно. Испытуемые при этом не поют, не издают ни звука. Великолепная гарантия от пагубных ошибок определения типа голоса!
Загадки вокала
В акустике вокала ещё полно загадок. Чего стоит, к примеру, четырёхоктавный голос Имы Сумак - певицы, которая поёт во всех диапазонах женских голосов. Даже мужские баритональные и басовые партии доступны удивительной перуанке. А её умение "на ходу" менять тембр, частотный состав голоса! И поразительный двойной звук - будто пение дуэтом. Это ли не доказательство величайшего запаса скрытых возможностей человеческого голоса. Тут есть над чем поразмыслить и певцам, и учёным, и педагогам.