22 subscribers

Секреты Страдивари. Часть 5 Автомат как Страдивари

Секреты Страдивари. Часть 5 Автомат как Страдивари

Меняются темы, со всех сторон изучаются мельчайшие детали. Как вытачивать своды? Чем измерять их упругость? Куда лучше ставить душку? Какой должна быть подставка для струн?

Экспериментальные скрипки обрастают электронными "датчиками". Деки гнутся под тяжестью гирь. Особые приборы - стробоскопы - "слушают" их настройку. И месяц от месяца, год от года копится материал об изготовлении скрипки как физико-акустического прибора.

В лаборатории уже строятся настоящие научно обоснованные инструменты. Делает их энтузиаст - мастер Константин Митрофанович Белявский. Качество скрипок обсуждают музыканты. И раз за разом оценки повышаются.

В 1957 году пришло время сказать,что возможно делать отличные скрипки на автоматическом токарно - копировальном станке.

Белявский и другие сотрудники делают тончайшие копиры, на их столах - книги по машиноведению, станкостроению! Руки грубеют от ключей и напильников, пальцы пропитываются коричневым маслом. Они исправляют, модернизируют, перенастраивают станок на фабрике смычковых инструментов - приспосабливают автомат к тончайшему действию, учат его искусству золотых рук бессмертных итальянцев.

Секреты Страдивари. Часть 5 Автомат как Страдивари

Наконец станок запущен. Скользит ролик по копиру, фрезы врезаются в сухое лёгкое дерево. Через каждые восемь минут снимаются готовые деки и донья, которые сортируются по приборам.

Эта сортировка - важная составная часть технологии фабричного производства высококачественных скрипок. Вместе с научным выбором древесины, с идеальной точностью фрезеровки сортировка обеспечит строгое соблюдение оптимальных параметров будущего инструмента, придаст ему нужный акустический спектр, подобный снятым раньше спектрам лучших старинных скрипок.

В сборочном цехе быстро и ловко склеиваются скрипки - по виду обычные ученические, ничем не примечательные. Они не блещут изысканным лаком, не щеголяют красотой резьбы.Внешне это та самая фабричная "дешёвка", от которой у завзятых музыкантов презрительно кривятся губы. Как же они звучат?

Мастер берёт одну из скрипок, нахмурившись ведёт по струнам смычок. Он чувствует, что как будто всё хорошо. Но восторгаться рано. Оценить инструменты должны, как всегда, эксперты - музыканты. Только их слово может иметь полную цену.

И вот сорок четыре новые, пахнущие свежим лаком скрипки держат экзамен перед музыкантами....