Просторы Захара Прилепина

240 full reads
407 story viewsUnique page visitors
240 read the story to the endThat's 59% of the total page views
1,5 minute — average reading time

В новой книге «Имя рек. Сорок причин поспорить о главном»(издательство АСТ) Захар Прилепин предлагает взглянуть в ретроспективе на самые разные глобальные события: Февральскую и Октябрьскую революции, Гражданскую войну, Великую Отечественную войну, распад СССР, 90-е годы прошлого века и другие.

Фото из Яндекса
Фото из Яндекса
Фото из Яндекса

Трактовка Захара Прилепина тех или иных событий порой неожиданная, порой эмоциональная ,но всегда наводит на размышления и побуждает к дискуссии. Была ли Октябрьская революция 1917 года попыткой освобождения человечества? Кто сделал больше всего для формирования украинской государственности? Почему Владимир Высоцкий - главный советский герой, а Данила Багров, герой фильмов Алексея Балабанова, - прообраз современного супергероя? И почему самое увлекательное путешествие из всех возможных - это семья?..

« Имя рек» включает не только тексты «про политику», там есть и трогательные рассказы о детстве, и завершается сборник небольшим эссе, в котором Прилепин рассказывает о своих дочерях. Тут ведь вот какая история. Если нравится стиль Прилепина, его тексты, его образная система, его темы, - книгу можно открывать и читать без чьих-то рекомендаций, это новая книга любимого автора. Конечно, для меня, который читает всего Прилепина, новая книга – это некая так сказать разминка после «Есенина» и «Некоторые не попадут в ад», что само по себе хорошо, толковая публицистика, как всякие тексты, написанные на злобу дня, живут недолго, но читаются всегда с живым интересом

    Захар Прилепин фото из Яндекса
Захар Прилепин фото из Яндекса
Захар Прилепин фото из Яндекса

Сборник «Имя рек», посвящённый «беспощадным русским вопросам», демонстрирует, по словам автора, итоги его «болезненных размышлений о нашем с вами Отечестве». «Имена рек» – направления отечественных течений, мелодий, рифм, «вера в нашу национальную правоту» и преодоление «чувства отторжения от всего своего, родного, посконного».

Всё это связано с формулой единства и противостояния расколу, что близко к тому, как Дмитрий Лихачёв трактовал понятие патриотизма: «благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели». Это и преодоление национализма, который здесь не приживается, вместо него – «тяготение к мышлению широкими масштабами», когда воля и простор воспринимаются за величайшее благо.

Ч ерез тяготение к этому простору отечественная цивилизация приобрела черты предельной открытости. Из этой открытости проистекает то, что сейчас, как пишет Прилепин, «в каком-то смысле мы – хранители европейских традиций, иные из которых современная Европа стремительно теряет».

Важно у Прилепина и личное ощущение приобщённости, включённости в единство, будто в воинский полк или дружину. Здесь уже речь не о личной самостийности, а о логике общего движения этого полка, реализующего свой путь, долг, крест. Тогда и личная жизнь и судьба в этом единстве обретают ту самую гармонию, предохраняющую от блужданий и падений. «Мы не одни» – поэтому и нет никакой экзистенциальной тоски, болезненного самокопания и мук одиночества. Вместо этого – переживание провиденциального, что «жизнь волочит меня на себе, и всё, что у меня получилось до сих пор, – случайность и явное доказательство того, что за нами присматривают». Бог, земля, почва, родня, родина, что ласковая мать.

Захар ПРилепин с новой книгой. Фото из Яндекса
Захар ПРилепин с новой книгой. Фото из Яндекса
Захар ПРилепин с новой книгой. Фото из Яндекса

Это ведь «мы грешные – Россия святая». Грудь нараспашку, а в ней вся Россия. Такой портрет Сергея Есенина висит в деревенском доме Прилепиных. Его написал отец писателя. Иногда кажется, что это сам Захар так идёт по жизни, готовый всех собрать, принять. «Я узнал, что у меня есть огромная семья...» – примерно так. Идёт и радуется этой семье, этой родне, попутно сшибая сорняки. Отдавая себе отчёт, что «счастье – всего лишь мгновенная реакция на то, что ты шёл по лесу и неожиданно встретил своих детей. А они – тебя». Через эти встречи – мгновения счастья – и выстраивается путь цивилизации, её поэзия.