Про армянский коньяк и клиенто-ориентированный подход

This article contains information about products that may be harmful to your health.

С армянскими коньяками у меня отношения... да и были никакие, и, видимо, пока останутся таковыми. В этот раз согрешить сподвиг меня Игорь Чер-ский со своим 1-м образовательным алкогольным каналом.

В ролике с потрясающе элегантной Ольгой Герасимовой они разбирали линейку армянских коньяков Айвазовский, и получилось так, что 3-хлетний коньяк показал в руках Ольги себя даже более достойным по сравнению со своими выдержанными собратьями.

Естественно, что это меня сильно заинтересовало: как так? И естественно, при первой же возможности я отправился на поиски братьев Айвазовских. Увы, Айвазовских - не нашёл.

Но, чтоб время прошло не даром, решил таки рискнуть и что-нибудь армянского взять на пробу: кто его знает, может с тех времён армянские коньяки как-то изменились? И подвернулась мне в Перекрёстке вот такая бутылочка от Авшарского винзавода:

Изображение честно спёрто оттуда: https://otzovik.com/review_11092887.html
Изображение честно спёрто оттуда: https://otzovik.com/review_11092887.html

Солидно оформленная и, саме главное - небольшая: всего 200 мл, так что риск был невелик. 200 с чем-то рублей за попробовать семилеточку - по-моему разумно. Настолько, что я даже контрэтикетку не прочитал. Вот. Воздержусь от более крепкого определения. В свой, естественно, адрес.

Господа производители крепких алкогольных напитков! Те, кто пихает в свою продукцию сахар. Помните: после своей смерти вы попадёте непременно в ад, и никуда иначе! После откупоривания и налития этого Эриваня в бокал в нос мне ударил густющий запах... сахара. Да, да: сахар тоже имеет свой запах. И тут до меня дошло: контрэтикетка! Божешки мои, белым по чёрному: сахар, да. Некуда бежать, негде скрыться. Тем более, что, в восхищении насмотревшись на Ольгу Герасимову, в пару к коньяку приготовил тёплый салат из зелёной редьки с обжареным окороком.

На вкус коньяк оказался соответствующим: конфетно-сладким и мягко-неспиртуозным - надежда на томный вечер рухнула в Аид одномоментно.

После некоторой выдержки в бокале аромат коньяка таки раскрылся, но лучше стало не намного: откровенно злобный сахар ушёл, и сладкие шоколадно-кофейно-ванильно-фруктовые тона принялись методично забивать все обонятельные рецепторы наглухо. Правда, гастрономическая пара с редечным салатом оказалась неплохой: специфическое сочетание редьки с льняным маслом успешно уравновесило коньячную сладость, но аромат... Уж лучше - клопы (кстати: была бы с льняным маслом чёрная редька... кто в теме - поймёт 6-). Надо было что-то делать.

А тут надысь появились у меня китайские нержавеющие мерзавчики, и я перелил коньяк туда. И всё стало на свои места. Вот место семилетнего Древнего Эриваня:

Про армянский коньяк и клиенто-ориентированный подход

На картинке стопка выглядит солидно, а на деле она миллилитров 20 - один дриньк.

Не надо гонять этот коньяк по гленкерну, не надо искать в нём какие-то тона дубовой бочки, не надо его никак раскрывать: он туп и прямолинеен, как палка корицы. Его нужно дринькать: налил, выпил, заел. Ничего сложного. Никаких заморочек. Правда, на кой ляд его для этого выдерживать семь лет? И вот тут самое интересное: коньяк мог бы быть и впрямь весьма неплох. Если бы...

Я помню времена, когда водочные производители начали наперегонки уверять потребителей, что уж их-то водка - самая мягкая, и уж пьётся-то она уж так и так... Вроде бы, поперву в водку начали добавлять глицерин, он же - добавка Е422, сладковатая, в малых количествах - практически безвредная. Но сколько нужно вбухать в водку глицерина, чтоб она была самая-самая мягкая и питкая на рынке? Тем более, что глицерин обладает довольно специфическим ароматом и способствует выводу воды из организма. Спирт и так тому способствует, а тут... Утренний сушняк будет особо обеспечен. Видимо поэтому и заменили глицерин сахаром. Может, сахар дешевле обходится - не знаю, не специалист, но факт: начали добавлять сахар. Водку стало возможно "умягчать" до бесконечности.

Вслед за водочными производителями и производители благородных напитков стали стыдливо упоминать в составе своей продукции сахар: потребитель того требует, он скорее купит более сладкий напиток, чем горький. И вот теперь уже практически невозможно купить крепкий алкоголь без добавок сахара даже в средней ценовой категории.

То же самое - с цветом. Потребитель считает, что более тёмный цвет свидетельствует о более длительной, или тщательной, или качественной, или ещё какой такой выдержке - нет проблем: добавим в продукт жжёный сахар, будет выглядеть, как сто лет в столетней супердубовой бочке. А по сути - откровенный обман.

Нет, возможно найти и купить вполне качественный продукт без добавления сахара, но стоить он уже будет заметно дороже: от 2-3 тысяч за бутылку. Сколько таких потребителей на рынке? - То-то. А нужен массовый сбыт. И тут уж - клиенто-ориентированный подход в руки производителю: надо - нате. И по барабану, что этот сахар убивает и впрямь неплохие вкусоароматические характеристики того же семилетнего Эриваня (я просто прикинул их, изъяв из рассмотрения сладость), и по боку старания дистилляторов или как там их - мастеров погона (6-), да и за бочковую выдержку, если она вообще присутствует в процессе, тоже обидно, и всё это в угоду публике. - Фак. 9-/

По сути вся эта клиенто-ориентированная рыночная хрень ведёт к гигантскому расслоению потребления: хочешь хоть сколь-нибудь качественного - я не говорю высококачественного: именно сколь-нибудь качественного продукта - сразу плати много. Не хочешь платить много - вот тебе "премиальный" продукт массового потребления: мягонько, сладенько, тёмненько, красивенько - всё, как масса просит. Не выё... живайся, потребляй, что дают. Или много плати.

И самое поганое в таком подходе - он столь же естественен, сколь безысходен. Даже если так называемый средний класс потребителей станет массовым, массовый вкус его сильно не изменится: та же сладкосочинённая дребедень просто повысится в цене, чтобы соответствовать покупательной способности массового потребителя, а по настоящему качественный продукт всё равно будет доступен лишь небольшому высокообеспеченному слою потребителей. - Я не сетую, я просто констатирую.

Выход? А выход настолько прост, что кажется недостижимым. Либо производители начнут "воспитывать" вкус массового потребителя, предлагая ему по приемлемой цене не то, что потребитель хочет, а то, что ему нужно (программистам это очень знакомо 4-), что нереально при нынешних экономических отношениях, либо к этому делу приложит руку государство (а это уже грозит крахом всей экономике 6-), создав экономические условия, при которых, к примеру, добавлять в алкоголь сахар дополнительно к его естественному остатку станет невыгодно. Или на рынке крепкого алкоголя появится ещё один играющий фактор, как это произошло с пивом. Я имею в виду крафтовую - ети её - революцию.

В результате сейчас на пивном рынке массово (!) присутствуют многочисленные образцы качественного пива во всех - от 50 до бесконечности рублей за бутылку/банку - потребительских сегментах. Причём, на любой вкус: не хочешь сладкого - вот те горькое, не хочешь горького - кислое, не кислое - так солёное, мутное, прозрачное, синее, красное, чёрное... "Там их было всех сортов, всех размеров, всех цветов" 4-)

Но что должно произойти для подобного с рынком крепкого алкоголя, я ума не приложу. Может, Союзу российских пивоваров вместо того, чтобы размахивать серпом вокруг своего причинного места, попытаться пролоббировать всё-таки какой-нибудь закон об ограничении использования добавок сахара в крепком алкоголе? - Не знаю, не знаю...

А что же с Айвазовским? А с Айвазовским, видимо, я уже теперь и не встречусь. Разве что когда с Ольгой Герасимовой... 4-)

Интересующихся историей - прошу на мой канал: История от весёлого дилетанта 6-).