...далёких планет останутся наши следы! — эту песню знаем мы все.
Те из нас, кто молод, может надеяться оставить когда-нибудь свои следы на далёких планетах и прочих небесных телах. Кому постарше, приходится разглядывать чужие следы, оставленные другими людьми. Иные с восхищением разглядывают, другие с завистью, а некоторые и с недоверием. Но мы знаем, на чей след смотрят больше всего. Нет-нет, это не след от «маленького шага» Нила Армстронга. Конечно же, это же отпечаток ботинка Базза Олдрина, наследившего на нашем спутнике в июле 1969-го!
Следы Нила мы тоже видим повсюду, но кто теперь отличит их от следов Базза? Именно Базз запечатлел свой след (точнее, даже два) на фотографии, тираж которой нынче не поддаётся подсчёту. И сделал он это спустя почти ровно час после того, как Нил совершил свой маленький шаг и огромный скачок.
Но почему именно Базз? Может быть, он увековечил ли он свои отпечатки из гордыни, а Нил не стал фотографировать свой след по причине присущей ему скромности? Нет, не в этот раз. Это был не просто след, а целый научный эксперимент, запланированный заранее. Учёные хотели видеть, как выглядит взаимодействие ботинка и лунного грунта на Луне. Чтобы Базз не забыл, ему и напоминалку оставили: вот она, нашита на левой перчатке в списке прочих дел.
Но где же всё-таки оставил свой след Базз? «Конечно, на Луне» — скажут одни. «Разумеется, в павильоне» — возразят другие. Нас в павильон не пустили, поэтому в нашу первую прогулку мы отправимся искать след Базза на Луне. Но где его там искать, Луна-то большая? Конечно, мы заглянем в Море Спокойствия, где Нил и Базз посадили свой лунный модуль «Орёл». Там, на краю маленького двойного кратера, расположилась база Спокойствия — так назвали астронавты место прилунения. Но с Земли в телескоп след Базза не виден, не видно его и с орбиты: цепочки следов видны, но отдельных следов не разглядеть. Да и где искать: к югу от модуля или к северу, или, может, к западу или востоку?
Придётся смотреть на то, что сняли сами астронавты. И вот удача: оказывается, оставленная в кабине лунного модуля кинокамера засняла тот самый момент, когда Базз проводил свой эксперимент.
Кинокамера установлена в правом окне и смотрит вперёд и вниз. Запись ускорена, советуем смотреть в замедленном темпе. Обратите внимание на левую сторону кадра: Базз выходит из тени модуля, наступает на грунт, фотографирует, наступает снова и снова фотографирует. Камеру он держит в руках: астронавты могли закреплять её на груди и фотографировать закреплённой камерой, но могли и снимать её при необходимости. Кстати, это один из редких случаев, когда астронавту не хватало предварительно настроенных и легко переключаемых дистанций фокусировки (всего их было четыре): минимальная из них, 1,6 м, всё равно оказалась бы слишком большой, и снимки вышли бы смазанными. Однако камера допускала возможность свободной фокусировки с расстояний от 0,9 метра, этим и воспользовался Олдрин.
Теперь мы узнали, где Базз оставил свой след: прямо перед правым окном лунного модуля, в 7,5 метрах на северо-запад от его западной опоры.
Остановимся на этом? Конечно же нет, мы же гуляем по Луне, а гулять так гулять! Давайте присмотримся внимательно... очень внимательно... Рядом с ногой Базза мы заметим... нет, не забытую пробку от бутылки и не жвачку. Мы заметим там два камушка: а что же ещё мы должны увидеть на Луне (или в павильоне, изображающем Луну)? Давайте назовём их Базз (в честь Олдрина) и Майк (в честь Майкла Коллинза, оставшегося на орбите и ушедшего в тень своих более знаменитых товарищей).
И если мы будем очень внимательны, то мы найдём это место и эти камушки на снимке, сделанном из окна модуля ещё до того, как Нил и Базз украсили своими следами нетронутую поверхность нашего спутника. К камушкам присоединяется третий, мы назовём его в честь Нила. Он плохо виден на кинокадрах, но мы его уже видели раньше крупным планом и ещё увидим. А камушек Майк крупным планом так и не появится.
Посмотрим теперь снова на фото следа. Вот он, след, вот они, камушки Нил и Базз, и вот она, ямка. Камушек Майк тоже рядом, но он не попал в кадр — как не попал в кадр настоящий Майк, в ожидании товарищей одиноко кружащий на корабле «Колумбия» по лунной орбите.
Одного отпечатка Баззу показалось мало, и он сразу же сделал второй, правда, целиком нам его не показал:
Как мы увидим вскоре, камушку Баззу тоже не дадут залежаться, но свою порцию славы он получил сполна.
Кажется, теперь мы видели всё? Вот Луна, вот море Спокойствия, вот База Спокойствия, вот лунный модуль, к западу от него след Базза Олдрина. Но увидим ли мы этот след где-нибудь ещё? Правильный ответ — «Конечно же да!»
На кинокадрах мы наблюдаем, как, выполнив важную миссию и сфотографировав свои следы, Базз снова скрывается в тени модуля. Куда он направляется, интересно? У него нет времени на безделье, он следует списку дел на перчатке: изучает вид грунта под разными углами освещения и на разной глубине, а затем идёт делать вторую панораму (первую до него сделал Армстронг, едва вышел из модуля и получил фотоаппарат). Панорама из этой точки — часть программы, похожие панорамы можно увидеть и в других миссиях. Она называется 12-часовой по аналогии с циферблатом, где 12 часов соответствует западу, а 6 часов востоку. Кроме 12-часовой, делались также 4- и 8-часовые панорамы, чтобы модуль и его окрестности были видны со всех сторон.
Панорама была сделана примерно через пять минут после эксперимента со следом в 7 метрах на юго-запад от отпечатка (это можно видеть на фрагменте карты, приведённом выше). Так значит, следы Базза должны быть на этой панораме? А то! Вот же они:
Что же было со следами дальше? Затоптали ли их астронавты, засыпали ли песком, разгуливая по павильону Луне и разбрасывая пыль следующие полтора часа? А вот и нет! Давайте вместе с астронавтами вернёмся в лунный модуль и ещё раз выглянем в правое окно. Теперь перед нами уже не девственная пустыня Невада, а вполне себе обжитый пейзаж: справа флаг, вокруг следы, окурки и банки из-под колы. Даже грунт оттенок поменял: под верхним светлым слоем проявился более тёмный. Найдём ли мы среди этих следов те самые два? Найдём!
Между прочим, россыпь камней в верхней правой части кадра отлично видна с орбиты, но к ней мы прогуляемся как-нибудь в другой раз.
Обратите внимание, что тень лунного модуля заметно укоротилась: раньше область будущих отпечатков была напротив тени от верхней части ног модуля, а теперь тень от двигателей ориентации, установленных на взлётной ступени, оказалась вровень со следами. Луна плавно двигалась по орбите, и Солнце медленно — гораздо медленнее, чем на Земле — поднималось над Базой Спокойствия, укорачивая тени. Близилось время отлёта. Близится к концу и наша первая прогулка.
Возможно, во время старта с Луны газы из двигателя взлётной ступени не только опрокинули флаг (это мы знаем точно), но и засыпали пылью те самые два следа. Мы этого, к сожалению, не сможем увидеть, потому что Базз немного запоздал с включением кинокамеры, и она не запечатлела момент старта. Но автор думает, что отпечатки всё-таки не засыпало полностью. И, может быть, мы всё-таки сможем ещё раз увидеть их, если Базу Спокойствия сфотографируют с достаточно высоким разрешением. Но было бы ещё интереснее увидеть новые следы людей — на Луне, а возможно, и на Марсе.
На прогулке вас сопровождал El Selenita. Встретимся снова на Луне!