Тяжесть киноэкспертизы

638 full reads

Сегодня мы приветствуем любителей космических прогулок — но наша сегодняшняя встреча не на Луне. Конечно же, мы по-прежнему гуляем с «Аполлонами», но на этот раз обстоятельства закинули нас в открытый космос, где командир орбитального корабля «Аполлона-16» на пути от Луны совершает выход в открытый космос. Зачем же астронавту выходить из корабля на пути от Луны, когда миссия уже почти завершена? Может быть, чтобы показать невесомость с помощью тросов и убедить сомневающихся в реальности экспедиций?

Начальник орбитального корабля Кен Маттингли украл командирский шлем с красной полосой у главы экспедиции Джона Янга и пытается сбежать в открытый космос, преследуемый пилотом лунного модуля Чарльзом Дьюком. Дьюк оставил свой модуль на Луне, и теперь у него нет шансов догнать Маттингли. Кадр с кинокамеры слежения S72-37001.
Начальник орбитального корабля Кен Маттингли украл командирский шлем с красной полосой у главы экспедиции Джона Янга и пытается сбежать в открытый космос, преследуемый пилотом лунного модуля Чарльзом Дьюком. Дьюк оставил свой модуль на Луне, и теперь у него нет шансов догнать Маттингли. Кадр с кинокамеры слежения S72-37001.

Нет, у Кена Маттингли другая задача. Он должен забрать кассеты с плёнкой из отсека с фотокамерами. Эти камеры работали на лунной орбите, снимая Луну с высоким разрешением (1—2 метра), что позволило создать достаточно точные карты и измерить высоты для обширных участков поверхности.

Признаться честно, сегодняшняя прогулка — внеочередная. Ваш лунный гид продолжает сражение с координатными системами и звёздными атласами, продвигаясь постепенно к своей цели: рисованию звёзд и созвездий на лунном небе. Поэтому в последние дни ему не хотелось отвлекаться на другие расчёты, не ведущие прямо к этой цели. Но неожиданно киноэкстрасенса Коновалов дал ему повод для этой статьи: неугомонный эксперт решил рассказать, каким образом фальсификаторами из НАСА были сняты кадры с Маттингли.
Один из 3480 снимков, сделанных с орбиты метрической камерой «Аполлона-16». Номер снимка AS16-1411. Качество 2491 снимков было сочтено удовлетворительным.
Один из 3480 снимков, сделанных с орбиты метрической камерой «Аполлона-16». Номер снимка AS16-1411. Качество 2491 снимков было сочтено удовлетворительным.

И вот мы здесь, рядом с командным модулем «Аполлона-16», более чем в 300 тысячах километров от Земли. Командрый модуль стремится к Земле, Кен Маттингли в командирском шлеме Джона Янга бежит из модуля, преследуемый Чарльзом Дьюком, и над всем этим витает киноэкстрасенс киноэксперт Коновалов, рассказывая о том, как эти снимки были подделаны на Земле.

Конечно же, Коновалов не сомневается, что снимки были сделаны с помощью перевёрнутой декорации, а изображающий Маттингли актёр висит на тросе. Кинооператор проявил физическую смекалку и, обнаружив летящие частицы (штукатурки, его словами), пришёл к выводу, что они просто падают вниз под действием земной силы тяжести.

По мнению Коновалова, частица летит по под действием тяжести по направлению стрелки.
По мнению Коновалова, частица летит по под действием тяжести по направлению стрелки.

Кинооператор даже сделал видео, где повернул кадр правильным, по его мнению, образом и показал, как на всё происходило «на самом деле».

Мы решили помочь киноэксперту и изучить немного подробнее «силу тяжести Коновалова».

Сила тяжести, как известно, имеет величину (модуль) и направление. Мы начнём с направления. Проследим за линиями движения нескольких частиц в начале видео и покажем эти линии на следующей анимации.

Частицы движутся прямолинейно, мы соединили линиями по два положения одной частицы.
Частицы движутся прямолинейно, мы соединили линиями по два положения одной частицы.

«Сила тяжести Коновалова» ведёт себя довольно удивительным образом: она постоянно меняет направление. Вместо параллельных или сходящихся из-за перспективы линий мы видим, что направление полёта частиц меняется весьма хаотично. Как такое может быть? Уж не научились ли фальсификаторы НАСА менять направление силы тяжести?

Впрочем, на этот вопрос киноэксперт может предложить ответ: декорация вращалась то туда, то сюда, и направление силы тяжести относительно неё постоянно колебалось. Правда, почему-то это колебание никак не сказывалось ни на Маттингли, ни на фале, соениняющем его с кораблём: этот фал удивительным образом всё время остаётся направленным вверх примерно в одном положении. Конечно, киноэкстрасенс киноэксперт мог бы сказать, что фал сам подвешен внутри декорации на верёвочках, но почему его положение практически не меняется, если декорация вращается в поле тяжести? При этом фал вполне гибкий и должен колебаться.

«Сила тяжести Коновалова» постоянно меняется по направлению, но действует только на летящие в разных направлениях частицы: на фал она не действует. Да и на самом Маттингли эти колебания, похоже, ничуть не сказываются.
«Сила тяжести Коновалова» постоянно меняется по направлению, но действует только на летящие в разных направлениях частицы: на фал она не действует. Да и на самом Маттингли эти колебания, похоже, ничуть не сказываются.

Конечно, если подвязать верёвочки, за которые привязан фал, другими верёвочкаи и дёргать их синхронно... Пожалуй, киноэксперту имело бы смысл ещё раз посмотреть и подумать.

Но у нас есть ещё одна возможность проверить, вращается ли декорация: проверить траекторию частиц покадрово, например, с помощью какой-нибудь онлайн-службы. Если декорация вращается, траектория должна изгибаться.

При движении траектория частицы остаётся прямой.
При движении траектория частицы остаётся прямой.

Очевидно, что никакого изгиба траектории не происходит: частица всё время движется прямолинейно! Выходит, фальсификаторы останавливали декорацию при выпуске каждой частицы, а потом закручивали снова? Правда, это по-прежнему каким-то образом не сказалось ни на Маттингли (или изображающем его актёре), ни на фале. Гвозди бы делать... Покадровый просмотр позволяет убедиться также, что скорость частицы не испытывает за время пролёта никакой прибавки. Из-за особенностей сжатия цифрового ролика расстояние между положениями частицы немного «скачет», и частица иногда «замирает» на один кадр (это происходит потому, что вместо кадров исходной записи мы, по сути, вынуждены смотреть на интерполированные кадры), однако в целом никакого ускорения не видно вовсе. Похоже, «сила тяжести Коновалова» такая странная, что у неё есть только направление (постоянно меняющееся), но её модуль неотличим от нуля, по крайней мере на этом видео. Может быть, дело в перспективе, так как частицы удаляются от нас? Но мы увидим скоро, что дело не в перспективе.

А что, если удастся найти кадры сразу с двумя летящими частицами? Конечно, удастся! И это даст нам ещё больше пищи для размышлений.

Две частицы летят с разной скоростью, и их видимые пути расходятся.
Две частицы летят с разной скоростью, и их видимые пути расходятся.

Траектории обеих частиц по-прежнему неизменно прямые. Но самое любопытное здесь не это. И даже не то, что левая частица движется в кадре намного быстрее правой: киноэксперт всегда сможет сказать, что она намного ближе к нам. Любопытно здесь другое: видимые пути частиц расходятся! А значит, они приближаются к камере — если, конечно, как утверждает Коновалов, они просто падают вертикально под действием силы тяжести. Однако отсюда следует, что камера должна смотреть вверх! Но каким образом тогда ноги Маттингли оказываются дальше от камеры, чем его голова? Выходит, Маттингли сначала ползёт по декорации кораблю вниз головой, а потом просто зависает в таком положении? Однако киноэксперт утверждает, что «актер по-прежнему висит вниз ногами». Чем же тогда объяснить расходящиеся траектории частиц? Вдобавок, если частицы приближаются к нам, их видимое ускорение в кадре должно только возрастать. Но мы по-прежнему не видим никакого ускорения вообще.

Похоже, киноэкспертиза киноэкстрасенса Коновалова загадывает нам загадки, которые мы не в состоянии разгадать. «Сила тяжести Коновалова» обладает необычными свойствами. Декорация крутится, но только лишь между отдельными пролётами частиц, и это вращение никак не сказывается на других телах. Когда частицы движутся, декорация не крутится, но и частицы почему-то не ускоряются. Даже при их приближении к нам никакого ускорения мы не замечаем. Вдобавок под воздействием этой странной силы изображающий Маттингли актёр умудряется висеть ногами одновременно и вверх, и вниз.

Томас Кеннет Маттингли.
Томас Кеннет Маттингли.

А может быть, мы и не должны разгадывать все эти загадки? И на старуху Коновалова бывает проруха. Киноэксперт ведь тоже человек, тем более самоназначенный киноэксперт; а людям свойственно ошибаться. Поэтому пожелаем удачи Кену Маттингли: хоть он и не походил по Луне, но видел её вблизи, и благодаря его труду и самоотверженности у нас есть потрясающие съёмки с камер орбитального корабля. Он вернётся в корабль, отдаст командирский шлем с красной полосой его владельцу, а затем доставит экипаж «Аполлона-16» домой невредимыми. В этом году Маттингли исполняется 86 лет, и он празднует свой день рождения днём раньше вашего покорного слуги. Долгих лет, Кен.

С вами «Аполлон-16» на пути к Земле сопровождал El Selenita. До новых прогулок с «Аполлонами»!