10 самых страшных призраков древнего мира

31 July 2020
327 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
327 read the story to the endThat's 26% of the total page views
6,5 minutes — average reading time
М. П. Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», Ставропольский краевой музей изобразительного искусства
М. П. Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», Ставропольский краевой музей изобразительного искусства
М. П. Клодт «Иван Грозный и тени его жертв», Ставропольский краевой музей изобразительного искусства

Призрачные истории привлекали наше внимание на протяжении поколений. Однако, в древнем мире они не были обычными страшилками, над которыми можно посмеяться у костра. Для древних, призраки были реальной, мощной и зачастую смертельной угрозой. Привидения были частью их жизни, и они могли сделать человека больным или передать ему смертельное проклятие. Иногда, существование призраков было просто наказанием за то, что мы совершаем в жизни.

10. Божественные Маны

© Arnaud Fafournoux, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia Commons
© Arnaud Fafournoux, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia Commons
© Arnaud Fafournoux, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia Commons

В древнем Риме надгробные камни с латинскими надписями часто включали в себя слова Dis Manibus или Dis Manibus Sacrum, означающие «Божественные Маны». Считается, что Маны относятся к самым ранним истокам Римской империи. Несмотря на то, что в римских текстах есть многочисленные упоминания о них, Манам довольно сложно дать определение, потому что религиозные верования постоянно менялись. Первоначально считавшиеся духами обожествленных предков, Маны были чем-то средним между призраком и богом.

Надгробная стела Лицинии Амиас, из области некрополя Ватикана, Рим (мрамор). Верхний уровень: посвящение Dis Manibus (DM).
Надгробная стела Лицинии Амиас, из области некрополя Ватикана, Рим (мрамор). Верхний уровень: посвящение Dis Manibus (DM).
Надгробная стела Лицинии Амиас, из области некрополя Ватикана, Рим (мрамор). Верхний уровень: посвящение Dis Manibus (DM).

Чтобы понять Ману, мы должны отбросить современные христианские идеи и взглянуть на поклонение умершим с открытым разумом. Устраняя любые представления о загробной жизни и возвращаясь в дохристианский мир, Маны становятся своего рода Богом каждого человека. В то время как большинству богов поклонялись в храмах, Манам поклонялись в домах.

Это были духи недавно умерших членов семьи, которые оставались в доме, чтобы охранять живых членов семьи. Маны были отдельными призраками, которые действовали почти так же, как и боги, но в индивидуальном масштабе.

© rob koopman, CC BY 2.0 Источник: Flickr
© rob koopman, CC BY 2.0 Источник: Flickr
© rob koopman, CC BY 2.0 Источник: Flickr

Поклонение Манам было похоже на принцип наследства. Когда человек умер и передал свое имущество ребенку или другой стороне вне семьи, этот человек также унаследовал призрака мертвых.

9. Ассирийский экзорцизм

© Prioryman, CC BY-SA 4.0 Источник: Wikimedia Commons
© Prioryman, CC BY-SA 4.0 Источник: Wikimedia Commons
© Prioryman, CC BY-SA 4.0 Источник: Wikimedia Commons

Ассирийцы верили в получеловеческих, сверхъестественных существ, которые бродили по ассирийским домам. Также считалось, что любой, кто не был удостоен надлежащего захоронения, вернется, чтобы преследовать живых, как призрак. Эти духи высасывали жизненную силу из живых, поэтому жрецы проводили странные ритуалы для тех, кто страдает от призрачной одержимости.

В некоторых случаях, человека, которого преследуют духи, омывали специальными отварами и водами, а тело мертвого человека, чей дух не дает покоя живым правильно хоронили. В других случаях, прибегали к ритуалам, которые связанны с богом Шамашем. Во время такого ритуала участники спрашивали призрака, почему он вернулся и почему он нападает на конкретного человека. Затем, смешивали муку и закваску в роге быка во имя Шамаша. Наконец, смесь помешали внутрь копыта темного вола, который предположительно успокаивал призрака.

Однако, призыв к силе Шамаша - не был маленькой просьбой. Один из трех главных месопотамских божеств, днем он правил Солнцем, а ночью подземным миром. Шамаш, как полагали, был богом, который передал знаменитый свод законов Хаммура́пи.

Другая ассирийская вера изображала призраков как предвестников смерти, разрушения и трагедии. Когда призрак явится, дом, который он посетит, будет разрушен. Если призрак говорил с живыми, те, кто услышал его, вскоре умрут.

8. Гидим

Рельеф Берни. Находится в Британском музее и носит имя лондонского антиквара Сидни Берни.
Рельеф Берни. Находится в Британском музее и носит имя лондонского антиквара Сидни Берни.
Рельеф Берни. Находится в Британском музее и носит имя лондонского антиквара Сидни Берни.

В древней Месопотамии живые и мертвые были тесно связаны. Считалось, что смерть была одной из определяющих характеристик людей. Любой, кто умирал молодым, был проклят богами, а тот, кто был здоров, находился под присмотром благотворных духов.

Как только человек умирал, он становился Гидимом, или «Духом смерти». Этот дух был темным существом, иногда появляющимся у друзей, семьи и близких, и он был точной копией умершего человека. Он мог быть, как добрым, так и злым. Гидим не появлялся случайно.

Курган. © Osama Shukir Muhammed Amin FRCP(Glasg), CC BY-SA 4.0 Источник: Wikimedia Commons
Курган. © Osama Shukir Muhammed Amin FRCP(Glasg), CC BY-SA 4.0 Источник: Wikimedia Commons
Курган. © Osama Shukir Muhammed Amin FRCP(Glasg), CC BY-SA 4.0 Источник: Wikimedia Commons

Курганы в Месопотамии были больше чем местом, где земные останки были погребены для входа в загробную жизнь. За останками также присматривали на случай, если появится Гидим. Родственники погибшего приносили пищу для Гидима. Если они не будут этого делать, призрак может начать вредить семье.

7. Призраки бездетных

Рельеф Берни. Находится в Британском музее и носит имя лондонского антиквара Сидни Берни.
Рельеф Берни. Находится в Британском музее и носит имя лондонского антиквара Сидни Берни.
Рельеф Берни. Находится в Британском музее и носит имя лондонского антиквара Сидни Берни.

В древней Вавилонии считалось, что призраки гуляют ночью, как живые гуляют днем. И это были далеко не бестелесные духи. Призраки могли принимать вид животных. Злые духи оказывались дикими собаками и львами, которые были вынуждены охотиться - и иногда охотиться на людей.

Одним из самых могущественных и страшных из вавилонских призраков был дух женщины, которая умерла при родах, доведенный до безумия горем. Ее дух обречен рыдать и бродить ночами. Прокляты были и те, кто умер, не имея детей, будь то мужчины или женщины. Они тоже блуждают ночью.

Чтобы духи родителей, дедушек и бабушек и других предков находились в покое, живой - традиционно старший сын, оставлял еду и питье голодным, жаждущим духам. Бездетные же духи были вынуждены ходить по домам и бродить по улицам в поисках чего-нибудь, что могло бы удовлетворить их аппетиты.

Оттиск древней шумерской цилиндрической печати, изображающий полумифического додинастического царя шумеров Думузида, которого пытают демоны в подземном мире
Оттиск древней шумерской цилиндрической печати, изображающий полумифического додинастического царя шумеров Думузида, которого пытают демоны в подземном мире
Оттиск древней шумерской цилиндрической печати, изображающий полумифического додинастического царя шумеров Думузида, которого пытают демоны в подземном мире

Ночью в Вавилонии было довольно жутко, беспокойные духи умерших населяли пустые здания, вселялись в тела ночных животных и охотились на тех, кто оказался на улице.

6. Рука Призрака

Продолжая тему Вавилонии, стоит отметить, что увидеть призрака считалось смертельным. Датируясь примерно первым тысячелетием до нашей эры, древние месопотамские тексты на глиняных табличках подробно рассказывали о болезнях и несчастьях, происходящих от так называемой «Руки Призрака».

Такое словосочетание несет двоякий смысл, по-видимому, болезнь происходит с помощью злых духов, но это может означать реальное прикосновение призрака, после чего, у человека развивается заболевание. Считалось, что самые смертельные болезни передаются призраками людей, которые умерли от самоубийства или призраками убийц. Когда член семьи умирал таким образом, это вызывало особую обеспокоенность.

Болезнь, вызванная призраками, тоже была не случайной. Например, тот, кто страдал астмой или испытывал затруднения при дыхании, был тронут призраком утонувшего человека. Возможно одним из первых признаков призрачного присутствия был звон в ушах. Глаза и уши считались наиболее уязвимыми частями живого тела. Просыпаетесь с головными болями и больной шеей, значит вас, вероятно, посетил призрак. Считалось, что призраки тянутся к живым через сны.

Ритуалы по освобождению кого-либо от «Руки Призрака» были интенсивными и могли длиться долго, до шести дней. Дом и тело были освящены и очищены маслом, в то время как заклинания повторялись, чтобы помочь очистить разум от призрачного влияния.

5. Банши

Слово «банши» вызывает в воображении образ призрачной женщины, которая плачет и несет плохие вести. Однако, банши не всегда была таким ужасным предвестником смерти. В какой-то момент ей поклонялись как богине.

Один из самых известных баньши был призрак по имени Эйбхилл. Именно она появилась у Бриана Бору в 1014 году, сказав ему, что он не уйдет с поля битвы, куда привел своих людей в эту Страстную пятницу.

Henry Meynell Rheam: La Belle Dame Sans Merci
Henry Meynell Rheam: La Belle Dame Sans Merci
Henry Meynell Rheam: La Belle Dame Sans Merci

Традиция банши существовала сотни лет. Хотя мы точно не знаем, когда и как это началось. Однако известно, что банши по имени Катабодве была очень почитаема галлами, как богиня войны в начале пятого века. Что касается Эйбхилл, она стала королевой среди банши, имея власть над двадцатью пятью другими призраками, которые преследовали тех, кто живет в графстве Клэр.

Луи ле Бретон. Иллюстрация из «Инфернального словаря» Коллена де Планси.
Луи ле Бретон. Иллюстрация из «Инфернального словаря» Коллена де Планси.
Луи ле Бретон. Иллюстрация из «Инфернального словаря» Коллена де Планси.

Во времена великих кельтских кланов у каждого, как говорили, была своя банши. Подобно Эйбхилл, Эвул также управляла призраками, но более низкого ранга и она была предана семье О'Брайен. Банши, бродившая по горам Коннемары, носила ярко-красный плащ и пела, а не плакала, в то время, как банши графства Мейо на западе Ирландии была пожилой женщиной, одетой в темный плащ и издававшей вопль, который был слышен очень далеко.

4. Истории Энкиду о призраках

Нео-Ассирийская глиняная табличка. Эпос о Гильгамеше. Фотограф: BabelStone
Нео-Ассирийская глиняная табличка. Эпос о Гильгамеше. Фотограф: BabelStone
Нео-Ассирийская глиняная табличка. Эпос о Гильгамеше. Фотограф: BabelStone

Эпические истории о Гильгамеше датируются, по крайней мере, 1800 г. до н.э., а альтернативное окончание для Гильгамеша, Энкиду и Преисподней появилось примерно 800 лет спустя.

Энкиду умер, оскорбив мертвых так сильно, что они решили не отпускать его. Однако в альтернативной версии Гильгамеш молится об освобождении своего друга, и бог Солнца удовлетворяет его просьбу. Энкиду возвращается из преисподней и сообщает о призраках, которых он там встретил. Энкиду рисует мрачную картину мертвых, которые уныло существуют и в целом их судьба безрадостна. Они живут среди темных домов, которые никто никогда не покидает, вынуждены выживать в прахе и грязи.

© TangLung, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia Commons
© TangLung, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia Commons
© TangLung, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia Commons

Сначала Энкиду отказывается рассказывать Гильгамешу о том, что он видел, опасаясь, что его друг погрузится в яму ужаса. (Гильгамеш этого не делает, но он очень разочарован, когда узнает, что призраки не занимаются сексом.)

Энкиду рассказывает, что призраки людей, у которых было больше четырех детей, находились в более комфортных условиях подземного мира. Те, у кого было только двое детей, ели несъедобную пищу. Бездетные были обречены на голодную смерть и были совершенно одиноки.

Призраки людей, которые получили тяжелые травмы перед смертью, продолжают жить в условиях, в которых находилось тело, когда оно покинуло землю живых. То есть, призрак прокаженного продолжает набухать и гнить, а призрак человека, который сгорел, продолжает гореть.

Призраки также страдают или получают выгоду от действий, которые они предприняли пока они жили. Те, кто игнорировал свои обязанности перед семьей и предками, бродят в вечных муках, в то время как те, кто посвятил жизнь своему Богу, вознаграждены милостью этого Бога.

Энкиду также упоминает, что призраки мертворожденных детей имеют лучшую загробную жизнь. Умирая в полной невинности, они «наслаждаются сиропом и топленым маслом за золотыми и серебряными столами».

3. Призрачные истории Плиния Младшего

© Daniela Manili Pessina, CC BY-SA 4.0 Источник: Wikimedia Commons
© Daniela Manili Pessina, CC BY-SA 4.0 Источник: Wikimedia Commons
© Daniela Manili Pessina, CC BY-SA 4.0 Источник: Wikimedia Commons

Плиний Младший был древнеримским государственным деятелем и писателем. Он жил во времена правления тиранического Нерона. Его учили некоторые из самых блестящих умов в древнем Риме, и он оставил после себя историю о призраках.

В первой части он рассказывает о римском историке по имени Курций Руф, сопровождающем римского правителя в Африке. Однажды ночью Курций вышел на улицу и ему явилось призрачное лицо прекрасной женщины, говорящее, что она могущественный дух, следящий за всей Африкой. Она рассказала ему о его будущем, показав, что он должен был вернуться в Рим, возвыситься до высокого положения и, в конечном итоге, умереть на римской земле. В конце концов, он добился славы, которую она обещала, и когда он вернулся в Карфаген, снова увидел ее. После очередной встречи он заболевает и умирает, что тоже являлось частью пророчества призрака.

Мозаика 2-й половины 2-го века, показывающая мифологическое лицо. Найдена на месте, где Курций Руф увидел видение. Фото © Ad Meskens, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia Commons
Мозаика 2-й половины 2-го века, показывающая мифологическое лицо. Найдена на месте, где Курций Руф увидел видение. Фото © Ad Meskens, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia Commons
Мозаика 2-й половины 2-го века, показывающая мифологическое лицо. Найдена на месте, где Курций Руф увидел видение. Фото © Ad Meskens, CC BY-SA 3.0 Источник: Wikimedia Commons

Затем Плиний Младший рассказывает историю про дом в Афинах, где никто не мог жить. Каждую ночь из дома доносились ужасные звуки, похожие на гром цепей. Те, кто пытался жить в доме видели призрак грязного, растрепанного старика, который был весь в цепях.

Владельцы, не смотря на это, пытались заработать на недвижимости. Когда философ Афинодор приехал в город в поисках места для проживания, он снял этот дом с привидениями, не смотря на то, что слышал историю о призраке в цепях. Афинодор обустроил себе место и сел работать. Поздней ночью он услышал звук грохочущих цепей. Появился тот самый призрак, который поманил его следовать за ним. Призрак провел Афинодора через дом во двор, а затем внезапно исчез. Афинодор отметил это место и на следующее утро он получил разрешение произвести раскопки. Когда начали копать, в земле обнаружили скелет человека, давно умершего и обмотанного цепями. Афинодор перезахоронил тело и после этого призрак не появлялся.

2. Хаугбуи и исландские призраки

Иллюстрация Лоуренса Хаусмана
Иллюстрация Лоуренса Хаусмана
Иллюстрация Лоуренса Хаусмана

В древнем исландском и норвежском фольклоре призраки отличались от традиционных представлений о формах, которые принимали мертвые. Возможно самым известным является драугр, который близок к вампирам, он покидает место своего захоронения и начинает бродить. У драугра есть аналог - Хаугбуи. Это существо также сохраняет свою физическую форму. В отличие от драугра, Хаугбуи не бродит, где попало, а находится в пределах своего кургана, и гнев его был направлен на тех, кто нарушает сон мертвых или пытается разграбить его место покоя.

Когда мертвого человека готовили к похоронам, его большие пальцы ног часто связывали вместе, а ножницы помещали на его грудь. Люди часто готовились к похоронам в своих домах и считалось, что призрак мог войти в дом только через дверь, из которой он вышел, вернее из которой выносили труп. Во многих домах были специально обозначенные «двери трупа», которые использовались для выноса тела, и затем их запечатывали от повторного входа.

1. Домовой

Статуя домового
Статуя домового
Статуя домового

Ну и конечно домовой, куда без него. Я думаю все слышали об этом домашнем духе. Призрачный покровитель дома, обеспечивающий «нормальную» жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Однако домовой не всегда бывает добродушным.

У восточных славян этот призрак именовался по-разному. Многое зависело от места обитания духа в доме, например, дух голбешник, который жил за печью, хотя его проще называли запечник. Статус и отношения с духом членов семьи тоже имело значение: избянной большак, дедушко-браток, братанушко, доброхотушко и т.д. Домовому давали имя и по принадлежности к нечистой силе: лихой, другая половина, жировой чёрт. В Полесье домового воспринимали в большинстве случаев, как нечистую силу, поэтому называли его: сатана, злой дух, погань, враг, пужало, мертвец, сьмерть, знахор.

Каким был образ домового до принятия христианства сложно сказать. Возможно христианство и повлияло на то, что домовые стали восприниматься больше, как силы зла. Домовых, под влиянием этих легенд, стали называть падшими ангелами, которые случайно попали в жилище. Домовым считался умерший родственник, как правило первопредок рода, который за грехи был послан Богом на землю в услужение живым домочадцам. Считалось даже, что домовой сотворен самим Богом и дан, как помощь людям.

Археологические раскопки в Сербии и Болгарии дали еще одно понимание происхождения домового. Вера в него восходит к древним временам человеческих жертвоприношений. В основание нового дома закладывали, так называемую, строительную жертву.

Облик домового, как правило, был схож с человеческим, но в нем присутствовали элементы указывающие на потусторонность существа. В частности, домовой был покрыт шерстью, у него неестественно торчали уши и были длинные когти. Домовой также может принимать облик любого человека или животного.

«Домовой». Рисунок Ивана Билибина. 1934 год.
«Домовой». Рисунок Ивана Билибина. 1934 год.
«Домовой». Рисунок Ивана Билибина. 1934 год.

В северных областях Олонецкой губернии домового называли Жихарько и представляли его, как существо маленького роста, взъерошенное, с длинной бородой, как правило, добродушное и безвредное. В Заонежье, наоборот, домовой мог наваливаться на спящего человека и душить его.

Картина "Купчиха и домовой", Кустодиева, 1922. Вот и думай теперь, будет ли он только лишь душить, после того, как навалится. Ужас))
Картина "Купчиха и домовой", Кустодиева, 1922. Вот и думай теперь, будет ли он только лишь душить, после того, как навалится. Ужас))
Картина "Купчиха и домовой", Кустодиева, 1922. Вот и думай теперь, будет ли он только лишь душить, после того, как навалится. Ужас))

Спасибо, что дочитали да конца!

Вас может заинтересовать:

Легенды Малоохтинского старообрядческого кладбища

5 жутких историй о призрачных звонках с того света

Странные существа на картинах великих художников

Самые загадочные существа на картинах Иеронима Босха

10 загадочных картин великих художников

Источники:

https://listverse.com/2015/11/01/10-terrifying-tales-of-ghosts-of-the-ancient-world/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Маны

https://studfile.net/preview/4333506/