10 самых загадочных портретов, кроме Моны Лизы

19 August 2020
31k full reads
60k story viewUnique page visitors
31k read the story to the endThat's 53% of the total page views
9 minutes — average reading time

В этой статье я предлагаю рассмотреть известные портреты, которые стали буквально легендарными в истории искусства. Такой картиной является всем известная Мона Лиза, кисти Леонардо. Но, как вы поняли из названия статьи, ее я в данный список не стал включать, ибо о ней сказано уже слишком много.

Мона Лиза в Лувре
Мона Лиза в Лувре
Мона Лиза в Лувре

Хочется стереть все слова, все теории и догадки в своей памяти, прийти в Лувр, где перед этим портретом никого нет, и просто наслаждаться картиной. В реальности, споры и предположения вокруг Джоконды не стихают, как и не уменьшаются очереди в Лувр.

Итак, 10 портретов, которые покрыты тайнами и мраком, которые всегда выделялись в творчестве того или иного художника, которые не такие и простые, какими кажутся на первый взгляд. Десять портретов, которые имеют силу подобно Джоконде.

10. "Девушка с жемчужной серёжкой", 1665. Художник Ян Вермеер

"Девушка с жемчужной серёжкой", 1665. Художник Ян Вермеер
"Девушка с жемчужной серёжкой", 1665. Художник Ян Вермеер
"Девушка с жемчужной серёжкой", 1665. Художник Ян Вермеер

Эта картина известна, как "Мона Лиза с Севера" или "Голландская Мона Лиза", и она стала одной из самых известных произведений голландского искусства.

Вермеер написал "Девушку с жемчужной сережкой" около 1665 года. При жизни Ян Вермеер уже имел определенный успех, однако, эта картина не принесла ему международной известности. Только лишь, в конце 20 века, когда этот портрет загадочной дамы был представлен на специальной выставке Вермеера в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, на Девушку с жемчужной сережкой обратил внимание мир.

На картине молодая женщина, которая поворачивает голову к художнику, будто не ожидает, что он пишет ее портрет. Здесь запечатлен момент, который мог бы быть достигнут при помощи фотографии. Она находится в темноте, которая создает магический контраст со светлой пастельной кожей лица и полупрозрачными глазами, устремленными на зрителя. Помимо изысканного сине-желтого тюрбана, на ней выделяется призрачная жемчужная серьга в форме слезы. Сегодня, исследователи ставят под сомнение, что серьга жемчужная.

Призрачная серьга. Всего несколько мазков.
Призрачная серьга. Всего несколько мазков.
Призрачная серьга. Всего несколько мазков.

Хотя, на первый взгляд кажется, что это изображение имеет классические характеристики портрета, на самом деле, оно известно, как трони. Это поясные или поплечные портретные штудии малоизвестных моделей часто с необычным выражением лица и в экзотических одеждах. Цель таких работ демонстрация техник рисования.

Рембрандтовский автопортрет выполненный как tronie
Рембрандтовский автопортрет выполненный как tronie
Рембрандтовский автопортрет выполненный как tronie

Как и в случае с Джокондой, здесь в центре внимания лицо, черты и мимика которого приобретают особенную естественность. Девушка с жемчужной сережкой молода и, кажется, игрива. На легкую сексуальность намекает слегка приоткрытый рот. Сегодня такой жест популярен среди моделей. В лице девушки присутствует заинтересованность в художнике, либо в самом процессе создания портрета. Все это проецируется и на зрителя.

"Девушка с жемчужной серёжкой", 1665. Художник Ян Вермеер. Фрагмент
"Девушка с жемчужной серёжкой", 1665. Художник Ян Вермеер. Фрагмент
"Девушка с жемчужной серёжкой", 1665. Художник Ян Вермеер. Фрагмент

Ну и конечно остается загадкой, кто же эта незнакомка на портрете. Есть версия, что художник изобразил свою дочь Марию. Кто-то предполагает, что это служанка. В любом случае у нас нет сегодня точных подтверждений, кто это, а также писал ли художник этот портрет на заказ.

Картина находится в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды.

Читайте также: 10 самых таинственных пейзажей великих художников

9. "Неизвестная" 1883. Художник Иван Крамской

"Неизвестная" 1883. Художник Иван Крамской
"Неизвестная" 1883. Художник Иван Крамской
"Неизвестная" 1883. Художник Иван Крамской

Продолжая тему загадочных незнакомок, эта картина Ивана Крамского так и называется "Неизвестная". Хотя можно было бы назвать "Дама в двухместной коляске", или "Дама в бархатном берете". Но Крамской не стал фантазировать и дал название картине "Неизвестная", словно намеренно придавая полотну загадочность.

До сих пор точно не известно кто эта дама. Существует легенда, что женщину звали Матрёна Саввишна, которая была крестьянкой и художник был очарован ее красотой. Искусствовед Чижова выдвигала версию, что изначально Крамской писал портрет княжны Екатерины Михайловны Долгоруковой и позже художник отошел от первоначального замысла. Но эта версия подвергается критике.

Княжна Екатерина Михайловна Долгорукова
Княжна Екатерина Михайловна Долгорукова
Княжна Екатерина Михайловна Долгорукова

"Русская Джоконда" - так именовали эту картину. Ну что же, трудно не согласиться. Эта картина отвечает всем требованиям загадочности. Однако, Крамской умудряется совместить здесь два жанра: портрет и тематическую картину. Загадочная незнакомка находится в открытом экипаже у павильонов Аничкова дворца. У нее довольно царственный взгляд, даже немного надменный (из-за ракурса), хотя в ее выражении лица можно заметить и грусть.

Картина находится в Третьяковской галерее, в Москве, несмотря на то, что сам Третьяков при жизни не стал приобретать эту картину.

8. "Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907. Художник Густав Климт.

"Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907. Художник Густав Климт.
"Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907. Художник Густав Климт.
"Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907. Художник Густав Климт.

Угадайте, как еще называют эту картину? Да, на этот раз это "Австрийская Мона Лиза". Но мне больше нравится название "Золотая Адель". Конечно, здесь мы попадаем в совершенно другую эпоху и место. Эта новаторская работа относится к так называемому "золотому периоду" художника, когда он вдохновлялся церковными мозаиками в Равенне и Венеции.

На картине Адель Блох-Бауэр - жена Фердинанда Блоха, который был значительно старше её. Он же и был инициатором создания этого портрета. В 1903 году Климт получил от него заказ написать портрет его жены. Однако, художник не обошелся днем, неделей, месяцем и даже годом. В течении нескольких лет он создал более 100 набросков для картины. И только в 1907 году, он представил всем известную Адель.

Наброски Климта
Наброски Климта
Наброски Климта

Естественно, такое длительное по времени создание портрета, привело к слухам и легендам. Говорят, что между Климтом и Адель была не просто дружеская связь, и ее муж Фердинанд подозревал об их романе. Поэтому, чтобы отомстить художнику, он заставил писать ее портреты. При этом художнику должна была надоесть Адель, так как ему приходилось проводить с ней очень много времени.

Наброски Климта
Наброски Климта
Наброски Климта

Сама картина, безусловно, необычная и прекрасная. Адель здесь немного истощена, мы видим лишь её лицо и руки, платье сливается с абстрактным золотым интерьером. Её истощённое и вытянутое лицо можно объяснить воспоминаниями её племянницы Марии Альтман:

"Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворённое лицо, самодовольная и элегантная".
"Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907. Художник Густав Климт.
"Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907. Художник Густав Климт.
"Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907. Художник Густав Климт.

При этом Климт, как ему свойственно, всегда придавал элемент сказочности своим моделям. Обычно в жизни женщины, которых он писал, выглядели более мрачно и не побоюсь этого слова - невзрачно. Здесь, я позволю сравнить лицо Адель с Вермееровской девушкой, у которой также слегка приоткрыт рот, но взгляд у Адель не игривый, а скорее таинственно-заинтересованный.

Зрителю приходится внимательно вглядываться, чтобы понять, сидит ли Адель на кресле или просто утопает, или витает в интерьере. В картине присутствует очень много деталей. Что это за символы в виде глаза? Всевидящее око? Здесь почти отсутствуют тени, и лишь зеленоватый пол слева внизу придает фигуре устойчивость.

Картина находится в Новой галерее, в Нью-Йорке

Читайте также: 10 загадочных картин великих художников

7. "Автопортрет", 1889. Художник Винсент ван Гог

"Автопортрет", 1889. Художник Винсент ван Гог
"Автопортрет", 1889. Художник Винсент ван Гог
"Автопортрет", 1889. Художник Винсент ван Гог

Ну, чтобы было честно, давайте рассмотрим и мужские портреты.

Автопортреты Винсента не менее запоминающиеся и легендарные чем его пейзажные работы. Однако, одна его такая работа вызвала много вопросов и споров у наших современников.

Этот мрачный автопортрет долго считался не подлинной работой Винсента ван Гога. Причина этому - слишком мрачные цвета, которые были не свойственны художнику, особенно во время создания картины. В те годы он, как раз активно работал с яркими красками. Я же отмечу, что первые работы Винсента были довольно мрачными, но искусствоведы почему то решили, что он не мог возвращаться иногда к более приглушенным тонам.

Ранняя работа Винсента ван Гога "Дюны с фигурами" 1882
Ранняя работа Винсента ван Гога "Дюны с фигурами" 1882
Ранняя работа Винсента ван Гога "Дюны с фигурами" 1882

Из-за этих споров, работу все-таки отправили в 2014 году на экспертизу, которая длилась много лет. В итоге выяснилось, что в тот период Винсент ван Гог работал с похожими красками. А в письмах художника к брату Тео обнаружили упоминания об этой работе в контексте плохого самочувствия и болезни. Как известно художник провел достаточно времени в психиатрической лечебнице. Любопытно и время написания этого портрета: за год до этого случился инцидент с ухом, а через год позже он умер, предположительно из-за самоубийства.

Исследователь Ван Тилборг сказал, что Ван Гог использовал живопись как способ изобразить свой психический срыв и помочь ему выздороветь.

Картина находится в музее Ван Гога в Амстердаме. В 2021 году она должна вернуться в Осло.

6. "Портрет Николая II в тужурке", 1900. Художник Валентин Серов

"Портрет Николая II в тужурке", 1900. Художник Валентин Серов
"Портрет Николая II в тужурке", 1900. Художник Валентин Серов
"Портрет Николая II в тужурке", 1900. Художник Валентин Серов

Продолжая тему мужских портретов, рассмотрим и эту, на первый взгляд обычную работу. Однако всматриваясь во взгляд Николая II можно легко уловить его отчаяние и слабость.

Создание этого портрета стало довольно мучительным, как для художника, так и для самого Николая II, начиная с их напряженных отношений, заканчивая попытками императрицы Александры Федоровны вмешаться в работу художника.

Но работа завершена, и не стоит обращать внимание на грубые мазки, художник, возможно и хотел поскорее закончить эти мучения, но ему удалось передать наиболее четко состояние Николая II. Считается, что дописал картину Серов во время примирения с императором, расстроенный Николай сел за стол и сложил руки. Серову удалось поймать нужный момент. Кажется, что перед нами простой военный в офицерской тужурке, никаких атрибутов, свойственных царским портретам, он смотрит на нас грустными глазами.

Картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве

Читайте также: Странные существа на картинах великих художников

5. "Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо

"Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Этот портрет отличается от предыдущих, где тайна скрывалась в чувствах эмоциях, игре контраста. Здесь, зрителя ставит в тупик пол изображенного человека. Долгое время, картина носила название «Лютнистка» и только к началу ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на картине все-таки юноша. Биограф художника Питер Робб считает, что художник изобразил своего знакомого Марио Миннити.

Из-за Андрогинной внешности модели стали появляться предположения, о том, что на картине кастрат по имени Педро Монтойи из придворного хора дель Монте.

Существует три версии этой картины, одна находится в Эрмитаже, другая в Метрополитен-музее и еще одна в английской усадьбе Бадминтон-хаус.

"Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
"Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Жанр этой картины трудно определить. На самом деле, в этой работе довольно много загадочных деталей, которые можно очень долго разбирать.

Какая, должно быть, сила у этой работы, ведь Караваджо, не просто создает художественное произведение, но и пытается передать образ музыкального искусства. Грустное звучание лютни дополняется цветами. Букет слева символичен, это гармония искусства и природы. Некоторые искусствоведы видят здесь религиозный посыл. Цветы и плоды связывают со словами Иисуса из Евангелия от Иоанна.

"Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо. В английской усадьбе Бадминтон-хаус
"Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо. В английской усадьбе Бадминтон-хаус
"Лютнист", 1596. Художник Микеланджело Меризи да Караваджо. В английской усадьбе Бадминтон-хаус

Читайте также: Самые загадочные существа на картинах Иеронима Босха

4. "Портрет М. И. Лопухиной" 1797. Художник Владимир Боровиковский

"Портрет М. И. Лопухиной"  1797. Художник Владимир Боровиковский
"Портрет М. И. Лопухиной" 1797. Художник Владимир Боровиковский
"Портрет М. И. Лопухиной" 1797. Художник Владимир Боровиковский

Этот портрет один из самых популярных в творчестве художника. Здесь изображена представительница графского рода Толстых - Мария Ивановна Лопухина. Портрет сделан по заказу ее мужа - егермейстера и действительного камергера при дворе Степана Авраамовича Лопухина.

На картине воплощаются эстетические идеи сентиментализма, выраженного гармоничным слиянием человека с природой. Пейзаж за Лопухиной довольно туманный и не четкий, однако в нём прослеживаются известные черты русского национального пейзажа - стволы берёз, колосья ржи, васильки. Сама Лопухина становится, словно частью этой природы, один изгиб ее фигуры вторит склоненным колосьям, светлые оттенки её платья напоминают березу. Лицо Лопухиной находится на грани меланхолии, грусти и задумчивости. Я бы сказал оно отрешенное, будто вся мирская жизнь не существует для неё. Здесь она одна среди спокойствия природы.

К сожалению, Мария Ивановна Лопухина скончалась от чахотки, ей было всего 23 года. Ну а дальше начали появляться недобрые слухи. Что, мол, смерть девушки в таком раннем возрасте была связана с этим портретом. Якобы ее отец был приближен к масонам и заключил дух дочери в портрете. Тем не менее, дурная слава не помешала Третьякову приобрести этот портрет.

Картина находится в Третьяковской галерее в Москве

3. "Голос зла" 1895. Художник Жорж де Фёр

"Голос зла" 1895. Художник Жорж де Фёр
"Голос зла" 1895. Художник Жорж де Фёр
"Голос зла" 1895. Художник Жорж де Фёр

Это не такой известный для современности художник, однако он создал свой уникальный, особенный и романтический образ женщины, принёсший ему славу и широкую известность на рубеже XIX—XX столетий.

Особый интерес представляет его картина под названием "Голос зла". Она иллюстрирует преобладающее в конце 19 века понимание женской психологии и пуританские нравы. На картине красивая состоятельная женщина, которая игнорирует объекты вокруг нее: горстку золотых украшений на подушечке, элегантное перо для письма рядом со стопкой пустых листов бумаги и гигантский экзотический цветок. Эти вещи, словно не имеют значения для неё, как и все материальное. Она пребывает в задумчивости и мысли уносят её в опасные воды, на что намекает название картины, которое дал художник.

"Меланхолия" 1895. Художник Жорж де Фёр
"Меланхолия" 1895. Художник Жорж де Фёр
"Меланхолия" 1895. Художник Жорж де Фёр

Эту модель мы можем увидеть и в другой картине де Фёра под названием "Меланхолия". Однако, на картине "Голос зла" художник решает проиллюстрировать её мысли. Этот портрет превращается в магический пейзаж. Ее мысли переносят нас в сад, где в откровенных позах лежат обнаженные женщины. Этот сад может ассоциироваться с Эдемом, где Адам вкусил запретный плод. Здесь главным злом становится лесбийская любовь.

"Голос зла" 1895. Художник Жорж де Фёр. Фрагмент
"Голос зла" 1895. Художник Жорж де Фёр. Фрагмент
"Голос зла" 1895. Художник Жорж де Фёр. Фрагмент

Картина находится в приватной коллекции.

Читайте также: Загадка картины Империи света Рене Магритта

2. "Дама в мехах" 1577–1579. Художник Алонсо Санчес Коэльо

"Дама в мехах" 1577–1579. Художник Алонсо Санчес Коэльо
"Дама в мехах" 1577–1579. Художник Алонсо Санчес Коэльо
"Дама в мехах" 1577–1579. Художник Алонсо Санчес Коэльо

На зрителя смотрит молодая женщина, одетая в меховую мантию, закрывающую остальную часть платья. Тонкая вуаль покрывает ее голову, сквозь неё смутно виднеется ожерелье. Данная картина не имеет подписи, но традиционно ее приписывали Эль Греко, поскольку она находилась в коллекции французского короля Луи Филиппа I и висела в Лувре.

Авторство Эль Греко было, однако, поставлено под сомнение и были предположения, что это работа итальянской художницы Софонисбы Ангвиссолы. Но с помощью современных технологий, исследователям удалось установить, что настоящим автором этого портрета является заметный испанский художник-портретист Алонсо Санчес Коэльо.

Натурщица также неизвестна, но, учитывая происхождение картины, ценность меха и украшенного драгоценностями ожерелья, были сделаны различные предположения, что эта дама могла быть кем-то из королевской семьи.

Картина находится в доме-музее Поллока, Глазго, Великобритания

Читайте также: 9 самых известных и загадочных писателей

1. "Последний портрет Пушкина", 1836 - 1837. Художник, предположительно И. Л. Линёв

Существует любопытный портрет Пушкина, на котором поэт изображен довольно мрачным, не таким статным, каким мы его привыкли видеть. Исследователи считают, что именно на этом портрете Пушкин изображен наиболее естественно. Картина передает его внешность в последние годы жизни.

Об этом портрете почти ничего не известно, ни истории создания, ни свидетельств современников. На картине обнаружили инициалы "И.Л" и ничего более. В Эрмитаже пришли к выводу, что художником является Линёв Иван Логинович. Позже установили дату портрета 1836—1837 гг. То есть, портрет написан перед смертью поэта, что делает его особенным.

Некоторые исследователи считают, что возможно, художник мог писать портрет уже после смерти. Лицо поэта на холсте кажется неживым, существует предположение, что Линёв писал этот портрет с рисунка Ф. А. Бруни "Пушкин в гробу" или с собственных подобных набросков.

Ф. А. Бруни "Пушкин в гробу"
Ф. А. Бруни "Пушкин в гробу"
Ф. А. Бруни "Пушкин в гробу"

Более того, до нас дошло довольно мало информации и о самом Линёве. Говорят, он был художником любителем, а некоторые и вовсе его художником не считают. То есть инициалы "И.Л" вовсе не означают, что это Линёв и уж тем более Иван Логинович.

Я не упомянул, что картина пребывала в ужасном состоянии, ее много раз реставрировали, и в итоге, она стала значительно отличаться от того, что было до реставрации. Исследователи заявляли, что полная надпись была такая "рис. с натуры И. Л...". Инициалов "И. Л" нигде более не находили, да и подпись странная, ведь слово "рисунок" или "рисовал" здесь не совсем верны, перед нами живописная работа, значит, должно быть "писал"?

Все это вызывает много вопросов и сомнений по поводу авторства работы и по поводу прижизненного написания с натуры. Скорее всего этот портрет был создан значительно позже.

"Одно изображение Пушкина до сих пор остается полной загадкой — это его портрет работы И. Л. Линева. Ни история его создания, ни время написания, ни его происхождение до сих пор, по существу, нам неведомы, как ровно ничего не известно об этом авторе".

— писал в 1938 году искусствовед И. Зильберштейн.

Спасибо, что дочитали да конца!

Вас может заинтересовать:

10 самых таинственных пейзажей великих художников

10 загадочных картин великих художников

Странные существа на картинах великих художников

Самые загадочные существа на картинах Иеронима Босха