Загадка «Империи света» - самой известной картины Рене Магритта

534 full reads
2,2k story viewsUnique page visitors
534 read the story to the endThat's 23% of the total page views
7,5 minutes — average reading time
© Рене Магритт. «Империя света»
© Рене Магритт. «Империя света»
© Рене Магритт. «Империя света»

Все мы знаем бельгийского художника Рене Магритта, как создателя картины «Сын человеческий». Загадочный мужчина в котелке с парящим зеленым яблоком, которое закрывает его лицо. Эта картина сыграла ключевую роль в творчестве Магритта. До сих пор искусствоведы ломают голову, что же значат все эти символы.

© Рене Магритт Картина «Сын человеческий», 1964
© Рене Магритт Картина «Сын человеческий», 1964
© Рене Магритт Картина «Сын человеческий», 1964

Магритт не любил, когда в его картинах пытались искать скрытый смысл. Да и вообще, считал, что искусство - это всегда тайна. И пытаться его понять, найти ему слова – это бессмысленное занятие. Он называл себя просто - магический реалист. И в его картинах мы не увидим абстрактные мотивы, текучие формы подобно Дали, кубизм Пикассо, кровь, насилие и многое другое, что свойственно поколению авангардистов и сюрреалистов.

Эскизы и рисунки Сальвадора Дали на выставке «Завоевание иррационального. Книги Сальвадора Дали из собраний Марка и Павла Башмаковых» в Главном штабе Государственного Эрмитажа

Магритт, на первый взгляд, прост и банален до невозможности, он играл со зрителем, используя все самое простое. Комната, в которой вдруг все бытовые вещи приобретают огромный размер, а стены словно из прозрачного стекла, за которым плывут облака, или же это просто обои?

© Рене Магритт. Картина «Личные ценности», 1952
© Рене Магритт. Картина «Личные ценности», 1952
© Рене Магритт. Картина «Личные ценности», 1952
© Рене Магритт. Картина «Репродуцирование запрещено», 1937
© Рене Магритт. Картина «Репродуцирование запрещено», 1937
© Рене Магритт. Картина «Репродуцирование запрещено», 1937

Отражение человека спиной тоже вполне логично. Во всяком случае это зеркало наиболее точно передает реальность, согласитесь?

© Рене Магритт. «Воспоминание о путешествии», 1955
© Рене Магритт. «Воспоминание о путешествии», 1955
© Рене Магритт. «Воспоминание о путешествии», 1955

Ну а здесь, перо становится невыносимо лёгким и хрупким, оно точно не сломается, ведь это Пизанская башня! А здесь и вообще ничего необычного, просто мольберт с пейзажем:

© Рене Магритт. «Прекрасная пленница», 1931
© Рене Магритт. «Прекрасная пленница», 1931
© Рене Магритт. «Прекрасная пленница», 1931

Но ничто не достигает такой чистой простоты и магии, как серия работ Магритта под называнием «Империя света». Эти работы относятся к позднему периоду творчества художника, где он словно достигает то, к чему стремился всю свою жизнь. Здесь он окончательно уходит от использования предметов, интерьеров, людей, символов, попыток намеренно играться с сознанием, фокусируясь исключительно на природе и на ее мистерии. Здесь он так искренне и чисто показывает нам, что тайна и есть наша повседневность. Эти картины бросают вызов естественному порядку вещей и даже могут быть одним из самых осознанных сюрреалистических высказываний Магритта последних лет.

© Рене Магритт
© Рене Магритт
© Рене Магритт

Я предлагаю вашему вниманию рассмотреть серию картин Рене Магритта под названием «Империя света» которые он создавал с 1947 по 1965 год и погрузиться в таинственный мир дня и ночи. Давайте узнаем почему последние работы Магритта пользовались особым успехом среди коллекционеров и не только.

Парадокс дня и ночи

Рене Магритт «Империя света». Royal Museums of Fine Arts of Belgium
Рене Магритт «Империя света». Royal Museums of Fine Arts of Belgium
Рене Магритт «Империя света». Royal Museums of Fine Arts of Belgium

Перед нами обычный пейзаж. Особняк среди ночи, фонарь, дерево, небольшой водоем... Это похоже на загородную резиденцию. В здании кто-то присутствует, это заметно по двум горящим окнам. На первый беглый взгляд, это очаровательный ночной пейзаж. Но зритель определенно чувствует, что что-то не так. И стоит только поднять свой взор не небо, как мы видим, что оно дневное! Белые облака среди голубого неба, освещаются солнцем. Кстати, облака здесь выдают Магритта. Он всегда характерно их прописывал, словно намерено завивая очертания. Возможно на Магритта так повлиял импрессионизм. Такое влияние проглядывается и в других работах Магритта.

Рене Магритт «Лес Паймонт», 1963
Рене Магритт «Лес Паймонт», 1963
Рене Магритт «Лес Паймонт», 1963
Рене Магритт «Банкет», 1955
Рене Магритт «Банкет», 1955
Рене Магритт «Банкет», 1955

Например, тусклое красное солнце на закате в картинах «Лес Паймонт» или «Банкет» очень напоминает известную работу Оскара Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». А в какой-то момент художник и вовсе ушел в какой-то импрессионистический символизм.

Оскар Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872
Оскар Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872
Оскар Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце», 1872

Но, вернемся к «Империи света». Разделение композиции на две отдельные части типично для изменений, которые появились в живописи Магритта в середине 1950-х годов. С большей простотой появилась большая монументальность и в течение последнего десятилетия своей карьеры, Магритт решил расширить одно из своих любимых изображений - небо. Как он однажды сказал репортеру: «Небо - это занавес, потому что оно что-то скрывает от нас. Мы окружены шторами». Другими словами, хотя вид голубого неба с дрейфующими белыми облаками может показаться нам обычным явлением, художник предупреждает нас о способах, которыми мы не можем видеть или постигать конечные истины.

Философия картины может и объясняться противостояние зла и добра. Голубое небо может служить неким утешением, после тьмы и вечной ночи.

Рене Магритт «Империя света», 1949
Рене Магритт «Империя света», 1949
Рене Магритт «Империя света», 1949

Как говорил искусствовед Эрик Ринкаут: «На этой картине день и ночь нарисованы одновременно — и это создает удивительное, совершенно завораживающее ощущение. Когда Магритта спрашивали, зачем он нарисовал невозможный мир, он удивлялся и отвечал, что показал реальность: день и ночь на земле бывают одновременно. Но, он не уточнил, что это никогда и нигде, кроме как на его картинах, не происходит в одном месте».

«Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно — ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо — о дне. По моему мнению, это одновременное явление дня и ночи обладает силой удивлять и очаровывать. И эту силу я называю поэзией».
Так говорил об этой картине сам Магритт.

Что выделяет эти картины, так это и само название, которое впервые у Магритта без всяких загадок и головоломок. Оно вполне себе говорящее, конечно не такое как «Опять двойка» Фёдора Решетникова, но и не «Сын человеческий». С другой стороны, французское название L'empire des lumières вызывает небольшую неточность в переводе: Империя или Власть?

Название «Империя света» было предложено бельгийским поэтом и другом Магритта Полем Нуже. В его прозе «Любитель рассвета» был образ противостояния ночи и дня.

Слово «Империя» в названии можно перевести как «Территория» или «Доминирование», что означает намеренное двойное значение, которое, как указывал Нуже, относится к тому, как яркое дневное небо доминирует над улицей, затененной ночью.

Серия картин

Версии «Империи света» Снимок каталога с сайта Саймона Дикинсона (https://www.simondickinson.com)
Версии «Империи света» Снимок каталога с сайта Саймона Дикинсона (https://www.simondickinson.com)
Версии «Империи света» Снимок каталога с сайта Саймона Дикинсона (https://www.simondickinson.com)

В 1948 или в 1947 (точно не известно) году Магритт впервые занялся темой под названием L'Empire des lumière (Империя света), которая стала одним из самых знаковых образов его искусства. Он написал предположительно около 27 картин за это время, некоторые были написаны маслом, другие гуашью. Официально 17 картин принадлежат к серии, остальные картины впоследствии причислялись к «Империи света», т.к были похожи по композиции. Также варьировался и размер картин, от маленьких, до весьма приличных.

Картина Рене Магритта по мотивам «Империи света» называется «Таинственные баррикады», 1961
Картина Рене Магритта по мотивам «Империи света» называется «Таинственные баррикады», 1961
Картина Рене Магритта по мотивам «Империи света» называется «Таинственные баррикады», 1961

Увы, но я не смог найти все «Империи света», многие сейчас находятся в частных коллекциях. Давайте пробежимся по разным вариантам этой серии картин и проследим как менялся пейзаж с каждой новой «Империей света».

Рене Магритт «Империя света», 1949. Источник: Christies
Рене Магритт «Империя света», 1949. Источник: Christies
Рене Магритт «Империя света», 1949. Источник: Christies

Это предположительно первое готовое полотно «Империи света», которое было закончено в 1949 году. Картину приобрёл Нельсон Рокфеллер, а потом, она путешествовала из рук в руки по крупным и частным галереям. Здесь мы наблюдаем городской пейзаж и ночную улицу. Многие предполагают, что Магритт писал свою улицу «Рю де Эссгем» в Брюсселе, где он прожил всю жизнь. Однако, художник жил на улице, где нет парковых зон. На этой картине, да и на последующих, Магритт делает акцент скорее на загородную зону, где элементы урбанистической культуры рассеваются между парками и садами. Подобные места можно встретить на окраинах почти любого европейского города.

Рене Магритт «Империя света», 1950
Рене Магритт «Империя света», 1950
Рене Магритт «Империя света», 1950

Эта версия была написана в 1950 и сейчас находится в Нью-Йоркском музее современного искусства. Здесь Магритт фокусируется на более детальной прорисовке, уходя от импрессионистической небрежности, которая свойственна предыдущей работе. Художник также расширяет цветовую палитру. Ночь здесь кажется более естественной, теплый свет уличного фонаря создает прекрасную атмосферу глубокой ночи и спокойствия. Здания здесь более сложные по форме, Магритт не ограничивается одиночными домами, добавляя в пейзаж массивные ограждения и ворота, которые еле проглядываются в ночи, а свет фонаря до них почти не дотягивает. Также, мы видим темную вышку или дымоход, которая проглядывается среди деревьев. Она находится позади главных зданий пейзажа и скорее является частью комплекса зданий, скрытых в деревьях, хотя, она может находится значительно дальше. В любом случае, этот элемент пейзажа, пожалуй единственное, что может немного напугать зрителя. Облака здесь тоже выделяются, они имеют слишком неестественную овальную форму и слишком похожи друг на друга. Хотя такая детскость и наивность была вполне свойственна Рене Магритту.

Рене Магритт «Империя света», 1951
Рене Магритт «Империя света», 1951
Рене Магритт «Империя света», 1951

Это третья картина из серии, написанная в 1951 году и сразу извиняюсь за качество, но это все что я нашел! Еще раз повторюсь, многие работы находятся в частных коллекциях и их тщательно скрывают, что бы не делали копии и не продавали.

Лот с сайта Christies
Лот с сайта Christies
Лот с сайта Christies

Вот даже на сайте приходится сталкиваться с такими лотами, а потом выискивать изображения в редких каталогах. Это изображение третьей картины я нашел в каталоге на сайте Саймона Дикинсона Саймона Дикинсона.

Картина написана маслом, и здесь мы видим попытку Магритта погрузить ночной пейзаж вне города. Перед нами большой особняк среди деревьев, все окна которого освещены. Перед домом возникает огромное дерево. В будущем Магритт будет возвращаться к этому пейзажу, изменяя и дополняя его.

Рене Магритт «Империя света», 1952
Рене Магритт «Империя света», 1952
Рене Магритт «Империя света», 1952

В 1952 году Рене Магритт создает четвертую версию «Империи света», где снова урбанизм преобладает. В центре внимания все та же ночная городская улица, но здания более массивные и выходят вперед, и мы едва можем отличить их острые крыши от очертаний деревьев, которые располагаются за ними. Копию этой картины Магритт создаст в 1962 году, она будет храниться в приватной коллекции в Брюсселе.

Рене Магритт «Империя света», 1953
Рене Магритт «Империя света», 1953
Рене Магритт «Империя света», 1953

Версия 1953 года отличается от других! Пейзаж здесь выглядит крайне фантастическим, словно парящим среди дневного неба и отрезанным от земли. Это было время, когда Рене Магритт получил большое международное признание, и в апреле 1953 года Гюстав Неллё заказал у художника панорамную фреску для своего казино в Кнокке-ле-Зауте.

René Magritte, Le domaine enchanté I (The Enchanted Domain I), 1953; Würth Collection, Künzelsau, Germany;  © Charly Herscovici, Brussels / Artists Rights Society (ARS), New York; photo: Banque d'Images, ADAGP / Art Resource, NY
René Magritte, Le domaine enchanté I (The Enchanted Domain I), 1953; Würth Collection, Künzelsau, Germany; © Charly Herscovici, Brussels / Artists Rights Society (ARS), New York; photo: Banque d'Images, ADAGP / Art Resource, NY
René Magritte, Le domaine enchanté I (The Enchanted Domain I), 1953; Würth Collection, Künzelsau, Germany; © Charly Herscovici, Brussels / Artists Rights Society (ARS), New York; photo: Banque d'Images, ADAGP / Art Resource, NY

Для фрески под названием Le Domaine enchanté (Зачарованная область) художник выбрал некоторые из своих наиболее знаковых образов. Примечательно, что работу эту исполнял не сам художник, он лишь изредка посещал казино со своей женой и собакой, контролируя процесс.

Процесс работы. Frescoes by René Magritte at Knokke Casino, c. 1953 - AACB inv. 61381 © RMFAB / Courtesy of Charly Herscovici c/o SABAM, 2017
Процесс работы. Frescoes by René Magritte at Knokke Casino, c. 1953 - AACB inv. 61381 © RMFAB / Courtesy of Charly Herscovici c/o SABAM, 2017
Процесс работы. Frescoes by René Magritte at Knokke Casino, c. 1953 - AACB inv. 61381 © RMFAB / Courtesy of Charly Herscovici c/o SABAM, 2017
Рене Магритт «Империя света», 1953
Рене Магритт «Империя света», 1953
Рене Магритт «Империя света», 1953

Эта картина возможно является вариацией работы 1950 года. Работа написана в 1953 году, и здесь мы снова видим эту пугающую вышку или дымоход, но на этот раз он справа. Перед нами все тот же городской пейзаж в ночи и яркое дневное небо.

Рене Магритт «Империя света», 1953
Рене Магритт «Империя света», 1953
Рене Магритт «Империя света», 1953

А эта работа, написанная осенью 1953 года, является пожалуй, самой яркой среди всей серии работ «Империи света».

Жак Мёрис вот что писал об этой работе:

Истинное мастерство Магрита, как художника позволило ему изобразить то, что с точки зрения живописной композиции является очень рискованной игрой, явлением встречи дня и ночи, света и тени, в полугородском ландшафте, для которого предместья современного Брюсселя по-прежнему предоставляют несколько возможных моделей. [...] Толкование почти само собой разумеется; нам нетрудно понять эту работу. Это действительно не самая проблематичная из картин художника [...].

В то время, как Рене Магритт использует простые и легко узнаваемые образы, в настоящей работе эта загадка проистекает из их неожиданных комбинаций, которые ставят под сомнение интерпретации повседневных явлений зрителя. Изображение облачного неба часто появляется в искусстве художника, и в настоящей композиции оно занимает большую часть холста, создавая яркую дневную атмосферу, в отличие от темной улицы на переднем плане. Однако, неожиданное сопоставление происходит не только из-за сочетания дня и ночи, но и из-за контраста между мимолетным, временным характером облаков и прочностью зданий под ним.

Рене Магритт создает еще несколько картин, которые стали особенно популярными. Эти работы очень похожи друг на друга. Они превращаются в картинки из серии «найди отличия». Такой пейзаж явно особенно очаровал Магритта.

Рене Магритт «Империя света» 1953–54
Рене Магритт «Империя света» 1953–54
Рене Магритт «Империя света» 1953–54

Картина находится сейчас в коллекции Peggy Guggenheim в Palazzo Venier dei Leoni на Большом канале в Венеции. Это один из нескольких музеев фонда Соломона Гуггенхайма.

Здесь художник ориентируется на вертикальную композицию. Таким образом, акцент делается на одном здании, одном дереве, одном фонаре. В этой версии нет водоема, вместо него газон и огромный еле заметный камень во тьме. Позже, Рене Магритт добавляет воду (кстати, я не знаю точную хронологию, поэтому лишь предполагаю, что эта картина написана позже), продолжая играться со светом, погружая нас в еще более таинственную и уютную атмосферу.

Рене Магритт «Империя света» 1953–54. Musée Royaux des Beaux-Arts de Belgique, Brussels
Рене Магритт «Империя света» 1953–54. Musée Royaux des Beaux-Arts de Belgique, Brussels
Рене Магритт «Империя света» 1953–54. Musée Royaux des Beaux-Arts de Belgique, Brussels

Эта картина становится самой известной и ключевой из серии, она находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Другая похожая в приватной коллекции. Здесь можно играться в «найди отличия». Как правило, отличия можно заметить по облакам.

Еще одна версия. 1954. Приватная коллекция
Еще одна версия. 1954. Приватная коллекция
Еще одна версия. 1954. Приватная коллекция

В этой работе есть своя особая тайна. Картина представляет собой уже не просто игру дня и ночи. Этот дом с двумя окнами, наполненными светом, становится ребусом. Он, словно притягивает зрителя, нам непременно хочется зайти туда. Кажется, что в нем кто-то нас ждет. Что это за дом, кто в нем живет? Что это за место? Картина излучает очень приветливую атмосферу.

Рене Магритт «Империя света», 1947? Источник: Christies
Рене Магритт «Империя света», 1947? Источник: Christies
Рене Магритт «Империя света», 1947? Источник: Christies

Однако, здесь стоит упомянуть и вот эту работу, на которую я наткнулся на сайте Christies. Уникальна она тем, что датируется 1947 годом. То есть, это может нам говорить о том, что замысел с одиночным домом и деревом у Рене Магритта созрел значительно раньше.

Гуашь, которую мы видим здесь, похожа на версии в масле, которые Магритт выполнил в 1954 году, когда коллекционеры требовали дальнейших интерпретаций этого изображения. Художник увеличил размер этих работ и выбрал вертикальный формат, сосредоточив внимание на одной похожей на кукольный дом резиденции, чей плотно закрытый ставнями первый этаж был освещен ламповым светом. Светящиеся окна второго этажа закрыты низкими ветвями высокого дерева, которое простирается в дневное небо. Заметно возросшее психологическое напряжение этих работ с середины 1950-х годов иллюстрирует убеждение Зигфрида Гора в том, что, повторяя и переосмысливая успешные темы, Магритт «расставлял и переставлял визуальные элементы, пока они не произвели удар, похожий на удар по перчатке боксера - сила которого, однако оставалась чисто визуальной и психической».

Действительно, эта версия L'Empire des lumières лучше всего иллюстрирует неудобную, если не угрожающую идею домашнего хозяйства, которую можно найти в работах его современника Луизы Буржуа.

© Louise Bourgeois «Femme Maison». Источник: https://en.wikipedia.org
© Louise Bourgeois «Femme Maison». Источник: https://en.wikipedia.org
© Louise Bourgeois «Femme Maison». Источник: https://en.wikipedia.org

Таинственный дом Рене Магритта был также фундаментом для развития ранних работ Вии Целминьш, таких как «Дом № 1» - коробка в форме дома, которая открывается, и из неё виднеются огненно-оранжевые пучки меха.

© Vija Celmins «House 1». Источник: https://www.moma.org/collection/works/100218
© Vija Celmins «House 1». Источник: https://www.moma.org/collection/works/100218
© Vija Celmins «House 1». Источник: https://www.moma.org/collection/works/100218

Действительно, когда Пол Колине, один из ближайших друзей Магритта, рискнул дать однозначное объяснение образам L'Empire des lumières, Магритт высказался об это так:

«Попытка объяснения (не более чем попытка) оказалась неудачной: Я должен быть великим мистиком, тем, кто приносит утешение (из-за светящегося неба) в неприятные вещи (темные дома и деревья в ландшафте). Это было благим намерением, без сомнения, но оно оставляет нас на уровне жалкого человечества "(цит. в H. Torczyner, Magritte, Ideas and Images, New York, 1977, np).
Рене Магритт «Империя света», 1954
Рене Магритт «Империя света», 1954
Рене Магритт «Империя света», 1954

А эта работа, которая находится в Фонде Магритта, демонстрирует все тот же пейзаж, но здесь уже явно два дома, их закрывают четыре одинаковых дерева. Конечно атмосфера, которая достигается в предыдущей картине уже немного теряется.

Рене Магритт «Империя света», 1958. Приватная коллекция
Рене Магритт «Империя света», 1958. Приватная коллекция
Рене Магритт «Империя света», 1958. Приватная коллекция

Дальше Магрит продолжит играться с этим пейзажем аж до 1961 года. Отличатся будут дома и деревья. Но останется атмосфера одинокого особняка за городом, где скрывается тайна и истина, где зрителя по-прежнему, кто-то ждет.

Рене Магритт «Империя света», 1955. Источник Sothebys
Рене Магритт «Империя света», 1955. Источник Sothebys
Рене Магритт «Империя света», 1955. Источник Sothebys

А эта «Империя света» выполнена годом позже в ноябре 1955 года для выставки в галерее Zervos Cahiers d'Art, организованной дилером Александром Иоласом. Здесь мы видим, что скорее всего Магритт немного устал от написания одного и того же пейзажа. Он использует обычную бумагу и гуашь и снова возвращается к легкой импрессионисткой небрежности. Сейчас она находится в частной коллекции и продается на Sothebys.

Рене Магритт «Империя света», 1964 или 1965
Рене Магритт «Империя света», 1964 или 1965
Рене Магритт «Империя света», 1964 или 1965

В последние годы своей жизни Магритт начинает добавлять персонажей в этот таинственный пейзаж. На этой работе 1964 года мы видим загадочного человека в котелке, который стал фирменным для художника. Многие считают, что это и есть сам художник. Здесь он стоит спиной к зрителю, наблюдая за домом, в котором горят все окна. Эта работа отбрасывает нас к 3-ей «Империи света» в 1951 года. Особняк на этот раз не такой влиятельный и скорее напоминает игрушечный домик. В этой версии Рене Магритт словно возвращается к своему привычному стилю и превращает «Империю света» в сюрреалистические поиски, свойственные более ранним работам.

Рене Магритт «Империя света», 1967. Незаконченная версия.
Рене Магритт «Империя света», 1967. Незаконченная версия.
Рене Магритт «Империя света», 1967. Незаконченная версия.

Такое же странное здание мы видим и на самой последней картине не только из серии «Империя света», но и во всем творчестве Рене Магритта. Эту картину он так и не успел дописать. Здесь мы видим необычный сюжет для «Империи света», среди ночного поля появляется всадник на лошади. Этот образ, также как и человек в котелке, преследует художника на протяжении всего творчества.

Рене Магритт «Потерянный жокей», 1926
Рене Магритт «Потерянный жокей», 1926
Рене Магритт «Потерянный жокей», 1926

Именно картина «Потерянный жокей» стала отправной точкой в творчестве зрелого периода Рене Магритта, он также ее переделывал много раз.

На заключительной «Империи света» жокей совершает последнее путешествие к этому загадочному особняку. Свет горит во всех окнах, что намекает нам на то, что его там ждут, не нас, а именно этого всадника. Кто этот загадочный всадник, возможно это и есть сам Магритт, а этот дом – своего рода чистилище или Божья гостиная, о которой мы поговорим чуть позже.

Спасибо, что дочитали до конца!

Источники:

- D. Sylvester, ed., René Magritte: Catalogue raisonné, Gouaches, Temperas, Watercolours and Papiers Collés, 1918-1967, London, 1994, vol. IV, p. 173, no. 1388 (illustrated).

- S. Gablik, Magritte, London, 1970, p. 123.

- https://www.moma.org/collection/works/78456

- https://www.guggenheim.org/artwork/2594

- https://www.christies.com/lotfinder/Lot/rene-magritte-1898-1967-lempire-des-lumieres-6108726-details.aspx

- Использовались материалы лотов с http://www.sothebys.com и https://www.christies.com

- https://www.simondickinson.com