20 subscribers

Кризис – опасности и возможности. Возможность потерять или опасность выжить?

Photo by NOAA on Unsplash
Photo by NOAA on Unsplash
Photo by NOAA on Unsplash

Лихая година наступила. Даже инфотренеры зависли на неделю не понимая, что же вещать на вебинарах и стримах. На лицо полное отсутствие понимания реальности, и как следствие будущего. Наконец, вместе со списком системообразующих предприятий страны, тренд определился и пришло осознание, что тех кому будет плохо или очень плохо куда больше, чем желание правительства использовать стабилизационный фонд, с обнадеживающими суммами накоплений. Теперь ждите на просторах инета огромный поток советов и рекомендаций, как не просто выжить в кризис, а как получить именно возможность при прилёте черных лебедей! Почему это может вдруг стать губительным? Тут всё просто, когда Вам говорят, что китайский иероглиф «кризис» имеет два смысловых значения: возможности и опасность, Вы, о чем сразу начинаете думать? Ну да, именно, о своих возможностях и о опасностях, которые разнесут бизнес конкурентов. Это я выживу. А у них будут проблемы не совместимые с ведением бизнеса. И это уже попахивает мне как минимум их долей рынка, которую можно прибрать к рукам не сильно напрягаясь, ну не возможность ли это! Хотя Ваши конкуренты думают с точностью на оборот про Вас. И ещё всё это приправляется высказываниями типа – выживание, дело добровольное. Вот такая чудная и очень опасная метаморфоза для собственников и первых лиц. Да, это они именно сейчас находятся на острие копья под пристальным вниманием подчинённых и контролирующих органов. Именно от них сейчас требуется взять и придумать успешный антикризисный план, который осуществим в нынешних обстоятельствах. С теми ресурсами, которые есть или могут стать доступными в ближайшее время, но не более. Со всеми налоговыми и финансовыми нагрузками - это не форс-мажор, это коммерческие риски и всё. Этот кризис для собственников и первых лиц – сейчас от них ждут конкретных действий.

Image by ChadoNihi from Pixabay
Image by ChadoNihi from Pixabay
Image by ChadoNihi from Pixabay

Учится управлять судном в шторм при экстремальных обстоятельствах несомненно приносит массу эмоций и адреналина, но шансы научится грамотно это делать или хотя бы выжить не слишком велики. Как будет эффективнее научится плавать: если Вас неумеху выбросить на середину водоема и Вы, как-то барахтаясь, в основном этот стиль называется «по собачьи», будете захлебываясь и в стрессе куда-то перемещаться, и не факт, что не по кругу, теряя остатки сил и надежды, после того как выделившийся адреналин перестанет оказывать своё действие ИЛИ взять несколько уроков плаванья у тренера в бассейне. Получив теоретическую часть, практическую часть и отработав навык плаванья в комфортных условиях, корректируя при этом свои возможные ошибки, пусть даже вольным стилем «саженки»? Да, я сторонник заниматься антикризисным управлением не дожидаясь кризиса. Ну это просто не первый мой кризис в жизни и что-то мне подсказывает, далеко не последний, соответственно выводы я уже научился делать, навыки тоже наработал. По крайней мере вставать в ступор или бодро метаться в активно-быстрых и бесполезных действиях я не буду. Кстати, ради интереса посмотрите формулировки официальных лиц по поводу Фонда Национального Благосостояния: «до конца года из ФНБ потратят почти 6 трлн. рублей». Я бы предпочел другой формат статистики: эти средства помогут сохранить и создадут новые ХХХ тыс. рабочих мест в следующих областях экономики. И это всё будет реальный сектор, а не банковские гарантии. Но мои фантазии они только мои. Приоритет определен – сейчас не время обдуманных формулировок, потратить, значит – потратить, они обязательно будут потрачены. И если Вы до сих пор не успели попасть в список системообразующих предприятий страны, кроме МРОТа, наверное, ни на что большее не стоит рассчитывать.

Каждый кризис уникален и имеет разную природу, разную причину, разное содержание, разное влияние. Имеет разный срок выхода из кризиса. Если взять аналогию с морским кораблем, есть разные шторма, разной силой баллов, с разным направлением ветра, в разное время года, в разное время суток, но как это ни странно – методик поведения в данных ситуациях существенно меньше, они универсальны и часть методик вообще поручает капитану на месте, в зависимости от текущей ситуации выполнять те или иные действия на своё усмотрение. И это работает. Антикризисные методики тоже достаточно стандартные.

Дабы понимать дальнейшее описание одинаково, дадим определение кризиса для наших целей: ситуация, при которой прежние методы, подходы, настройки, управление, договоры, схемы бизнеса, модели бизнеса, кадровая политика в лучшем случае перестают давать ожидаемый результат, а в худшем случае начинают давать противоположный результат.

От чего зависит выдох из кризиса? От тех действий, которые Вы будете предпринимать. Довольно сложно в кризис начинать мыслить рационально, т.к. и внешнее давление ожиданий сотрудников игнорировать сложно. Мыслить самому тоже сложно, ситуация же не просто встала, она продолжает развиваться неуправляемо и не понятно по какому сценарию. И это всё несомненно давит. У кризис-менеджеров есть поговорка – сложно управлять мясорубкой находясь внутри. Как минимум у находящегося внутри мясорубки возрастает тревога, и это толкает на включение внутренних защитных механизмов. На подсознании. Первый странный вывод – не нужно спешить. Хотя вокруг всё больше будет насаждаться мысль, что в кризис надо принимать быстрые решения. Это не так, между быстрым решением и правильным решением, порой пропасть. Даже если Вы умудритесь перепрыгнуть эту пропасть на 99% на сколько это поможет Вам перебраться целым на другой берег? Да, шансы были очень велики, целых 99%, только ситуация требовала, как минимум все 100%, но лучше больше и с запасом. Не торопитесь убить себя быстрым решением, это есть кому сделать и без Вас. Сосредоточьтесь на главном.

Необходимо определить текущую конфигурацию Вашей компании при входе в кризис. Для этого нужно проанализировать всего два параметра:

- вы как компания, на рынке

- вы как компания, внутри себя

Первый - требует анализа изменений текущих привычных параметров, на которые Вы опирались ранее при принятии решений. Их необходимо выделить, проанализировать, скорректировать и выработать понятную стратегию дальнейшего развития. Занимает, при наличие нужных данных не более 7 дней.

Второй – требует анализа структуры управления компанией, определения проблемных точек, возможно просто кто-то не тянет, хотя и хороший человек. Анализ бизнес-процессов и адаптацию их к новым реалиям. Сроки не больше первого пункта. Реально всё сделать, а не искать отговорки.

Одна из аксиом кризис-менеджмента: не каждой компании из текущего состояния можно перейти в желаемое. Если такое состояние диагностировано – готовится корректно закрыть бизнес. И это не конец жизни, просто так сложились обстоятельства, что Вы оказались не готовы к новым условиям. Так бывает.

Image by Pashminu Mansukhani from Pixabay
Image by Pashminu Mansukhani from Pixabay
Image by Pashminu Mansukhani from Pixabay

Роль собственника и первых лиц ключевая - люди работают так, как ими управляют. И это не менталитет вовсе, это умение управлять. Руководитель – очень сложная профессия. А весь результат компании производится на нижнем иерархическом уровне. Его производят рядовые сотрудники.

Мысленно проведём управленческий эксперимент. Допуск не правильного понимания идеи всего +- 10%, на каждом уровне иерархии. Например, 4 уровня. На сколько процентов будет люфт в допусках на нижнем уровне? БигБОСС довёл на совещании свою идею до операционных управляющих, все присутствующие её поняли в допуске +- 10% от задуманного. Потом в свою очередь сами собрали своих Замов и объяснили им нынешнюю политику партии. Как они поняли конечно. Плюс все Замы не были вместе, им объясняли каждому и своё виденье. Замы добавили к объяснениям свои +- 10% понимания и пошли объяснять Нач.Цехов, что там решили на верху. Разумеется, тоже отдельно, а не всем вместе. Нач.Цехов мастерам бригад тоже разъяснили, что там за странные чудаки на верху, добавив свои +-10% понимания. Вопрос – одинаково ли все всё поняли? Или актуальнее будет другой вопрос – что там на верху курят, если такое решают?

И так опасности или возможности? Мне больше подходит высказывание Бенджамина Франклина: «Любая проблема, это замаскированная удача (возможность)».

Не надо произносить перед коллективом мотивационно-мобилизующих речей опирающихся на необоснованный оптимизм. Не надо паниковать, необходимо определить своё текущее положение, конфигурацию и ресурсы, которые доступны. Оглядеть рынок и определить, что изменилось. Разработать новую стратегию. Довести её до сотрудников максимально конкретно. Предложить сотрудникам в новой стратегии увидеть свое будущее и возможно возглавить новые направления, но весьма с конкретными условиями сотрудничества. Попросить предложить ещё новые идеи развития компании: "Возможно, я что-то упускаю из виду, если у Вас есть новые идеи и направления, готов серьёзно их рассмотреть с Вашим активным участием в дальнейшей реализации." Как думаете, если собственник такое скажет искренне и честно своим сотрудникам, они останутся равнодушными?

Отчаянные времена, осознанные решения. Такие вот дела 🙃

Три полезные ссылки:

✔️ Мы справимся! 10 способов поддержки в кризис. Надейся только на себя

✔️ Хватай мешки – вокзал отходит! Быстрое решение - VS - Правильное решение. Успеем до отхода?

✔️ Создадим антикризисную стратегию продаж? На вид всё просто. А на самом деле?