ХиллХэйт
2028 subscribers

Три фильма, разделивших кинематограф на "до" и "после".

6,4k full reads
10k story viewsUnique page visitors
6,4k read the story to the endThat's 60% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Каждый из нас, кто любит кино, хотя бы раз заглядывал в списки "лучшие фильмы на свете", "ТОП 250 IMDb", "Самые значимые фильмы в истории кино" и т.д...

Но эта статья сосредоточена именно на тех фильмах, которые делят кинематограф на "до" и "после". В конце будут указаны фильмы, достойные внимания, сильно повлиявшие на кинематограф, но те, которые изменили его от основания или заново взглянули на этот вид искусства, привнося что-то новое, будут расписаны подробно.

И Вы не представляете сколько сил было вложено, чтобы объективно выбрать из истории кино всего три фильма.

1. Нетерпимость.

Разгромленный и не окупившийся в прокате шедевр от "Шекспира Кинематографа" - Дэвида Уорка Гриффита 1916 года.

Почему фильм разделил кино на "до" и "после":

До этого все фильмы были либо документальными, либо совмещали в себе незамысловатые истории с трехактной структурой, которую задал вестерн "Большое ограбление поезда" 1903 года, но он шёл всего 11 минут, как большинство фильмов того времени. Никто не мог и вообразить, что можно снимать и следовательно смотреть в кинотеатрах трехчасовой фильм, который удерживает тебя крупными планами, внутрикадровым и параллельным монтажом. Благодаря этому фильму появился такой термин, как "киноязык". Поэзия шекспировского масштаба и страстей вшиты в/между/внутри склеек самого дорогого на момент выхода фильма в кино.

"Броненосца "Потёмкина" просто не было, если бы этот фильм не появился на свете. Всё, что есть в нашем отечественном фильме, десять лет назад сделал Дэвид Уорк Гриффит. Интеллектуальный, ассоциативный, осмысленный монтаж, образы и четыре сюжета, которые отходят на второй план, уступая идее, смыслу и глубине произведения, тогда как в фильмах до этого главным был именно сюжет.

Даже если опустить тему и, придуманное Гриффитом понятие голливудского хэппиенда, а также новый подход и взгляд на студийную кухню, в которой готовят блюдо по тому же рецепту, после этого фильма, кинематограф просто не мог быть прежним. Уже на нём можно было бы закончить эту статью, если бы не следующий фильм.

2. Гражданин Кейн.

Фильм 1941 года. Орсону Уэллсу, который сам срежиссировал, сыграл и написал сценарий вместе с Манкевичем, было всего 25 лет, когда картина вышла в прокат. "Лучший фильм всех времён и народов" по версии многочисленных киножурналов, опросников и отсылок к этому фильму от других кинорежиссёров.

Глубокий фокус, неожиданные ракурсы, нелинейное повествование, флешбеки, флешфорды и всё это работает на замысел и художественную составляющую... И, конечно, гениальный сценарий, за который дали Оскар из девяти номинаций.

Сложно что-то добавить к фильму, который несколько десятилетий подряд был на первом месте в списках "лучшие фильмы на свете", хотя, возможно, этот факт будет говорить сам за себя и от лица фильма.

3. Звёздные Войны. Эпизод 4: Новая надежда.

Режиссёр: Джордж Лукас. США. 1977.
Режиссёр: Джордж Лукас. США. 1977.
Режиссёр: Джордж Лукас. США. 1977.

Главный блокбастер кинематографа, который положил начало этому отдельному виду искусства. На этом месте могли бы быть "Челюсти", но у творения Спилберга нет такой фанбазы, такого успешного порождения сиквелов, как у Джорджа Лукаса, который своего коллегу переплюнул спустя два года.

Возможно, самый популярный фильм на свете, который просто бесполезно хейтить, ведь даже ненависть делает эту франшизу сильнее. Чтобы понять какой ажиотаж, а вернее, неистовство было создано этим фильмом, достаточно посмотреть документалку "Народ против Джорджа Лукаса". Люди любят или ненавидят эту франшизу, но всё равно их можно назвать фанатами в чистом смысле этого слова.

Самая кассовая франшиза на свете, рекорд которой побили только недавние Мстители (которых бы не было, если бы не "Звёздные войны") и то, благодаря конкретно фильму "Мстители: Финал". И опять же, Марвел шли к этому лет 20, а один Джордж Лукас выпустил фильм и собрал больше полумиллиарда, не считая прибыль с игрушек, мерча, одежды и прочих радостей жизни. И это только за один фильм!

Когда готовился выход фильма "Звёздные войны. Эпизод 1: Скрытая угроза", люди шли в кинотеатры, чтобы только увидеть трейлер! Люди покупали билет и стояли в очереди, чтобы только увидеть трейлер. Был ли ещё такой прецедент в истории кино? Если и был, то не в таком вселенском масштабе и "давным давно, в далёкой, далёкой галактике..."

Необходимые упоминания: ...

Три фильма, разделивших кинематограф на "до" и "после".

"Путешествие на луну" (1902. Жорж Мельес) - Первый значимый игровой фильм.
"
Большое ограбление поезда" (1903. Эдвин С. Портер) - Первый (остро)сюжетный фильм (а не "мистерия") с трёхактной структурой.
"
Кабинет Доктора Каллигари" (1920. Роберт Вине) - Фильм ужасов, который первым транслировал киноязыком и своим жанром состояние целой страны и её народа, создав "Немецкий Экспрессионизм"
"
Броненосец "Потёмкин"" (1925. Сергей Эйзенштейн) - Возможно, лучший российский фильм, который стал опорой для каждого последующего режиссёра.
"
Певец Джаза" (1927. Алан Кросленд) - Это мог бы быть любой фильм, но именно "Певец Джаза" создал революцию в отрасли, благодаря появлению звука.
"
Цирк" (1928. Чаплин) - Чаплин - это явление. Можно было бы указать любой другой фильм, но именно "Цирк" стал первым отмеченным шедевром на первой в мире церемонии Оскар, где фильму вручили почётную статуэтку.
"
Страсти Жанны Д'Арк" (1928. Карл Теодор Дрейер) - который часто характеризуют, как лучший фильм немого кино.
"
Рим - открытый город" (1945. Роберто Росселини) - фильм, изменивший подход к ремеслу, создав новое течение - "Итальянский Неореализм".
"
Расёмон" (1950. Акира Куросава) - Фильм, открывший Японию для кинематографа и, доказавший, что сугубо национальное кино может быть всеобщим.
"
Трамвай "Желание"" (1951. Элиа Казан) - Фильм, изменивший актёрскую игру и сам подход к созданию роли, благодаря Марлону Брандо, изучавшего систему Станиславского вместе с Элиа Казаном. Часто актёрскую игру будут характеризовать "до" Марлона Брандо и "после".
"
400 ударов" (1959. Франсуа Трюффо) - фильм, изменивший подход к авторскому кино, заново переосмыслив его, создав "Французскую Новую Волну".
"
8 c 1/2" (1963. Федерико Феллини). Ровно как при запросе "великий русский поэт" у многих всплывёт Пушкин, так и при запросе "лучший фильм", среди киноделов будет фильм Феллини.
"
Хороший, плохой, злой" (1966. Серджио Леоне) - Лучший вестерн на свете по многочисленным опросам. Возможно, единственный фильм в своём жанре, который закрыл его.
"
Беспечный Ездок" (1969. Деннис Хоппер) - Зачинщик новой эры в Голливуде и во всём мире. Фильм, открывший дорогу новому поколению кинотворцов.
"
Последнее танго в Париже" (1972. Бернардо Бертолуччи) - фильм, который произвёл сексуальную революцию в кино, которой до этого просто не было в таком масштабе, так откровенно и высокохудожественно.
"
Крёстный Отец" (1972. Фрэнсис Форд Коппола). Фильм, который до сих пор считают лучшим на свете и занимает первые строчки в соответствующих опросниках и рейтингах, отмечая вершину режиссуры и сценарного мастерства.
"
Криминальное чтиво" (1994. Квентин Тарантино). Переосмысление всего, что было до этого. Пост-модернизм такой, какой он есть в рамках одного фильма.
___________________________________________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

Какие фильмы Вы ожидали здесь увидеть, но не увидели? С каким фильмом согласны и почему? Какие здесь по Вашему мнению ошибочны? Пишите в комментариях и помогите мне ощутить разницу на этой статье "до" и "после" Ваших лайков.

Подписывайтесь! Всем добра и здоровья!