Искусство, вдохновленное разрушением

28 May

Человеческая мысль развивается вместе с искусством. Поэтому ничего удивительного в том, что разрушение как основа для созидания нашло свое отражение в самых различных художественных произведениях. Объединяет их только одно – убеждение в том, что когда традиции ломаются, создаются новые формы. В этой статье мы расскажем про мотивы разрушения в архитектуре, скульптуре, живописи, фотографии.

Истоки идей деструкции искусство унаследовало от философии, прежде всего из идей Жака Деррида. Французский мыслитель в своих трудах писал, что окружающий мир нуждается не в упорядочивании, а, напротив, в разрозненности, приобретении острых углов и выдающихся деталей. По мнению философа, в деконструкции главное не смысл и даже не его движение, но само смещение смещения, сдвиг сдвига, передача передачи. Деконструкция представляет собой непрерывный и бесконечный процесс, исключающий подведение какого-либо итога, обобщение смысла. То есть мы имеем дело с постоянным процессом разрушения, который является двигателем прогресса.

Инженерное чудо

Сегодня деконструктивизм является одним из наиболее популярных современных стилей в архитектуре, но при этом не устает поражать взгляд и воображение обывателя и сурового критика неожиданными изломанными формами визуально усложненных конструкций. Вторгаясь в серую городскую среду, деконструктивисты камня на камне не оставляют от каких бы то ни было архитектурных абсолютов. Центр или фиксированная система координат отсутствуют, острые углы и перекошенные окна создают ощущение динамики, связи между осями горизонтали и вертикали нарушены — как будто архитектор забыл или никогда не знал законы физики.

Искусство, вдохновленное разрушением
Искусство, вдохновленное разрушением
Искусство, вдохновленное разрушением
Искусство, вдохновленное разрушением

Но на самом деле любое творение деконструктивизма – это чудо инженерной мысли. Это управляемый хаос, застывший в металле и стекле взрыв. Это архитектура перехода, зарождение которой стало результатом целого ряда научных открытий (в первую очередь, специальной теории относительности Эйнштейна) и внедрения новых технологий, которые совместными усилиями разрушили ньютоновско-евклидово понимание пространства и времени. Многие архитекторы сегодня творят и вдохновляются «ломаными» ритмами, в том числе можно назвать такие фамилии, как Фрэнк Гэри, Питер Айзенман, Даниэль Либескинд, Рем Коолхасоми.

Разрушение как смысл

В качестве иллюстрации деструкции в изобразительном искусстве приведем творчество американской художницы Валери Хегарти. Валери Хегарти живет и работает в Нью-Йорке, ее работы выставляются в галерее Nicelle Beauchene (Нью-Йорк) и Музее 52 (Лондон). Кроме этого, инсталляции Хегарти с успехом демонстрировались на международных выставках в Америке, Италии и Японии. Фонды охотно выделяют гранты на развитие таланта Валери, она задействована в проектах общественных организаций и работает на постоянной основе в Бруклинском музее. Миллионы людей по всему миру восхищаются глубоким смыслом каждой трещинки в творении этой молодой художницы, другие столь же активно клеймят ее «варваром от современного искусства».

Искусство, вдохновленное разрушением

Хегарти реконструирует «шедевры» американской живописи из хрупких материалов, таких как бумага и древесина, которые сгнили почти до неузнаваемости. В итоге – Ниагарский водопад буквально льется из стен, в то время Треснувший каньон пробит сейсмическими трещинами, идущими от пола и до потолка. Через радикальные вмешательства Хегарти ее объекты получают новую форму восприятия. Валери говорит о своих работах: «живые претерпевают изменения»

Деструкция в скульптуре: разрушение или созидание?

Деструкция в скульптуре не менее популярна, нежели в других видах искусства. В качестве примера расскажем о творчестве сирийской художницы Дианы АльХадид и африканского скульптора Регара ван дер Мьюлена.

Диана Аль-Хадид создает огромные архитектурные скульптуры из такого материала, как полистирол, штукатурка, стекловолокно, дерево и воск. Эти материалы художница объединяет в одной скульптурной инсталляции для придания им чувства чрезмерной хрупкости, которая противопоставляется монументальному величию и прочности конструкции. Сама художница говорит о своих инсталляциях, как об альтернативных вселенных, которые она создает: «Мои инсталляции — это проекты вымышленных миров. Это места с чувством реальности без узнаваемости и присущей внутренней логики».

Искусство, вдохновленное разрушением

Совсем иную цель несут творения Регара ван дер Мьюлена. Африканский скульптор говорит, что цель создания его полуразрушенных человеческих фигур — напомнить зрителям, «сколь иллюзорно ощущение безопасности жизни в современном обществе». Ван дер Мьюлен создает пугающие скульптурные изваяния «неполноценных людей». Эти стальные существа то ли находятся в процессе становления, то ли, наоборот, распадаются прямо на наших глазах.

Искусство, вдохновленное разрушением

Застывшие мгновения разрушения

В 2009 году фамилию американского фотографа Алана Сэйлера не знал никто. Однако уже в 2012 году его фото начали публиковать мировые журналы, а его выставки с удовольствием посещают «богатые и знаменитые» со всего мира. Все дело в том, что несколько лет назад Алан увлекся сразу двумя видами проведения досуга – стрельбой из пневматического ружья и фотографией. Важнейшим моментом в творческой судьбе Алана стала попытка эти два увлечения объединить. Вместе с тем фотограф очень неплохо разбирался в электронике и после изучения ряда статей в журнале Scientific American сумел создать вспышку, способную делать невероятно четкие фотографии. Как объясняет Сэйлер, обычные вспышки марок Nikon или Canon могут снять лишь на скорости 1/40, 000 секунды. Это достаточно быстро для большинства окружающих нас событий, но не для съемки летящей пули или взрыва. Изобретение это, конечно, не оригинально – сегодня есть профессиональные вспышки, которые позволяют делать четкие изображения даже на большой скорости. Но вот их ценник мог бы оборвать карьеру Алана Сэйлера в самом начале. Благодаря своему изобретению, оборудовав студию в и без того захламленном домашнем гараже, фотограф создает впечатляющие снимки, расстреливая еду и небольшие предметы из пневматического оружия.

Искусство, вдохновленное разрушением
Искусство, вдохновленное разрушением