Российская Арктика: история освоения

12 August 2020
210 full reads
2,5 min.
330 story viewsUnique page visitors
210 read the story to the endThat's 64% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Мы много пишем на своем канале про арктические территорию и специфику работы с вечномерзлыми грунтами. В связи с этим мы решили немного погрузиться в историю и рассказать какие этапы прошла Арктическая политика нашей страны и «кто в доме хозяин» на современном этапе.

Богатые природные ресурсы и стратегическое географическое положение делает арктические территории центром притяжения внимания международного сообщества и поводом для ожесточенных дипломатических баталий. Причем помимо непосредственно арктических держав — России, США, Канады, Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции и Исландии — в этих политических дуэлях участвует также и ряд других государств, включая Китай.

Каждая страна старается всеми силами увеличить площадь своей арктической территории, что становится возможно ввиду существующей до сих пор правовой неопределенности, основанной на Конвенции о морском праве 1982 года (подписана всеми арктическими державами, кроме США). Так, с опорой на эту Конвенцию Россия уступила Норвегии часть акватории. Комиссия ООН по шельфовым проектам рассматривает огромное количество заявок арктических держав на расширение экономической зоны до 350 миль.

Современные битвы за Арктику могут напомнить нам ссоры соседей на дачных участках об установке забора. Вот только, учитывая ресурсный и политический потенциал Арктики, счет здесь идет не на грядку помидоров. По сути Арктика имеет потенциал стать новой ареной для имперских войн. И, как видно из заявлений главы нашего государства, Россия много ставит на этот регион. Однако исход этой битвы во многом зависит от качества системы управления в Арктической зоне и от реализации текущих инфраструктурных проектов.

Итак, как же управлялась Арктика на протяжении истории нашей страны?

Начало освоения Арктических территорий приходится на начало XI века — первые записи о «северных походах» датируются летописями 1032 года. Именно тогда новгородцы узнали о существовании Белого моря и Кольского полуострова. При этом до начала XVIII века в развитии данного региона мы видим отсутствие системности и, по сути, отсутствие политического управления как такового.

Все изменилось с началом эпохи великих географических открытий. Исследователи продвигались все дальше «во льды», новые географические зоны наносились на карты, а царское правительство вкладывало значительные средства в освоение и в дальнейшее развитие. Уже при Петре I развитие северных территорий стало одним из приоритетов политики страны.

Но цели экспедиций при царской власти лежали не только в плоскости географических открытий. Помимо исследовательских задач, экспедиции искали места, подходящие для размещения российского тихоокеанского флота и постройки портов. Для этих целей и было выбрано место недалеко от устья Амура. В 1799 году была создана торгово-промышленная Российско-Американская компания, целью которой стало способствование освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов. Эту компанию можно отметить как первую попытку комплексной поддержки населения северных территорий.

Тем не менее активное заселение Арктических территорий началось только с конца XIX века. Архангельские губернаторы организовывали переселение ненцев на Новую землю, всех жителей регионов освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от службы в армии. При царской власти арктические территории были впервые выделены как отдельный регион, между различными областями протянулись линии коммуникации, что сделало возможным более комплексное управление.

Советское правительство продолжило системное развитие Арктики. Она стала территорией особой значимости, в регионе появилась транспортная и логистическая инфраструктура, начали вкладываться средства в поддержку коренных народов Севера. И, самое важное — начался период промышленного освоения арктической зоны.

Во времена СССР был создан первый государственный орган, который отвечал за государственную политику в Арктических регионах. В 1919 году был создан также Комитет Северного Морского пути — первое учреждение, отвечающее за организацию морских перевозок в Арктике и, самое главное, за связь Сибири с западноевропейскими портами по Северному Ледовитому океану. В 1932 году весь путь от Архангельска до Берингова пролива был пройден экспедицией О. Ю. Шмидта за одну навигацию, что позволило заложить основы Северного морского пути.

В результате экспедиции было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которое обладало очень широким набором функций в развитии арктического региона. Помимо транспортной инфраструктуры, управление занималось разведкой полезных ископаемых, создавало социальную инфраструктуру, развивало промышленность и курировало северные промыслы.

В Советский период в Арктике были созданы новые города (в том числе Норильск, Воркута, Нарьян-мар), заложена портовая инфраструктура, открыт целый ряд нефтегазовых месторождений и открыт ряд промышленных предприятий.

Таким образом мы подошли к современному этапу. Его начало можно проследить с 90-х годов, когда в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране финансирование арктических территорий было существенно сокращено. Населенные пункты вымирали, инфраструктурные объекты оставались заброшенными. В тот период перевозки по Северному пути сократились в четыре раза. О важности Арктического региона снова заговорили сразу же после прихода к власти Владимира Путина. В 2000-х годах ряд инфраструктурных проектов снова начали финансировать (например, была достроена железная дорога от Надыма до Ямбурга), а новая концепция национальной безопасности прямо заявила, что меры экономической и социальной поддержки региона нужно разработать в кратчайшие сроки.

Сегодня основным документом, регулирующим Арктические регионы, являются «Основы государственной политики РФ в Арктике в период до 2035 года». Аналогичный документ, принятый еще Дмитрием Медведевым в качестве президента РФ и рассчитанный до текущего года должен был превратить Арктику в ведущую стратегическую ресурсную базу страны.

На три ближайшие пятилетки фиксируются такие национальные арктические приоритеты как обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, развитие Арктической зоны России в качестве ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста РФ, развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации России, охрана окружающей среды в Арктике.

В начале 2015 года была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Сейчас обсуждается дальнейшее развитие этого института и создание на его базе проектного офиса, который будет курировать региональные мероприятия. Сегодня в управлении Арктической зоной на федеральном уровне задействованы различные органы государственного управления — Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, Минэкономразвития, Минтранс, Минприроды, Минобороны, ФСБ, Совет Федерации, Государственная дума. Многие государственные органы. Во многом министерства и ведомства, так же, как и арктические державы, конкурируют между собой за влияние в регионе.

Обсуждается также разработка нового единого федерального закона о развитии Арктической зоны, который включит в себя разработанный тем же «Миндалем» проект закона о поддержке предпринимателей. Сегодня от того, какой будет стратегия развития Арктики и сформируется ли единый центр управления, зависит развитие регионов и позиции России во внешней политике. Полярный регион со своей развитой ресурсной базой может дать новый импульс экономике России, или же, в случае нерационального расходования инвестиций — стать тем айсбергом, на который она натолкнется.