40 718 subscribers

Фантастическое время музыкантов-гениев. Советская музыка к кино!

7,7k full reads
11k story viewsUnique page visitors
7,7k read the story to the endThat's 66% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Музыка в кино - это тот ингредиент, который хороший фильм делает еще лучше, а не очень хороший может спасти. Безусловно. сценарий и режиссура играют наиболее важную роль. Но если в картине талантливое звуковое сопровождение, воздействие фильма увеличивается многократно.

Image by Martyn Cook from Pixabay
Image by Martyn Cook from Pixabay

Многие гениальные мелодии продолжают жить своей отдельной жизнью вне кино. Часто аудитория даже не знает или уже не помнит, в какой картине звучала их любимая музыкальная тема.

Эннио Морриконе, Мишель Легран, Нино Рота, Вангелис , Джеймс Хорнер... Их имена увековечили созданные ими произведения для кинематографа. Каждый из них был уникален и писал в своем узнаваемом стиле. Мои любимцы Ротта и Вангелис, ну и Морриконе, конечно.

Но вспоминая в постах наших советских композиторов, я вдруг поймала себя на мысли, что все эти прекрасные композиторы представляют весь мир, а в одном СССР талантливых композиторов не меньшего масштаба набралось бы не меньше, а может быть даже и больше. И ведь каждый из них не менее уникален, гениален, со своим узнаваемым почерком.

Это поразительно, как же плодотворно творили в советскую эпоху. Интересно, что было причиной этому: власть создала условия или какое-то особенное вдохновение витало в воздухе. Но! Такое количество гениальной музыки не смогла выдать ни одна страна. Или я чего-то не знаю. Конечно, речь не идет о массовой попсовой культуре. Рок, блюз, поп-музыка, джаз - тут явно пионерами были другие. Но вот классика, симфоническая и инструментальная музыка, музыка к кино...

Представляю вашему вниманию лишь малую долю музыкального сокровища СССР, которое было создано для кино. Это не первый мой пост на эту тему. С другими гениальными композиторами можно ознакомиться зедсь: Это нужно услышать! Невероятные мелодии из советских фильмов

1. Увертюра к "Дети капитана Гранта"

Начиная с 1933 года Дунаевский написал множество музыкальных произведений к кинофильмам. Все эти фильмы имели огромный успех: «Веселые ребята», «Три товарища», «Вратарь», «Цирк», «Искатели счастья», «Концерт Бетховена», «Дети капитана Гранта».

В фильме, поставленном по роману Жюля Верна, авторы хотели найти созвучность с современностью, показать храбрость, ловкость, мужество героев.

Композитор написал для фильма прекрасные песни «Жил отважный капитан», «О веселом ветре», но главное создал невероятно эпичную и романтическую, подлинно симфоническую увертюру.

Это произведение очень созвучно с личными взглядами на музыку Исаака Дунаевского:

"В сопоставлении этих извечных понятий, в игре света и тени заложена вся мировая музыка, все искусство и литература. Оно, это сопоставление, выражается по-разному: то в прямом подчинении року, в неизбежности его победы над человеком, в неотвратимости Смерти как финала Жизни (Бетховен, Чайковский, Шуберт, Лист), то в мятущемся стремлении человека к освобождению от роковых сил, к борьбе за Свет, Жизнь, к победе над Смертью (Бетховен, Скрябин). Таковы неписаные Законы, неписаные программы симфоний всех эпох и стилей. В самой диалектичности симфонической формы заложен этот вечный спор между великими противоположностями бытия: Светом и Тьмой. Вы их слышите всегда в проведении и столкновении тем, обязательных для симфонии".

2. Сергей Прокофьев, кантанта к фильму "Александр Невский"

Фильм "Александр Невский" был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Он рассказывал о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Картина стала классикой советского кино. А еще она является примером гениального сотрудничества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Прокофьев писал музыку под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

После съемок эпизода фильма, Эйзенштейн показывал его композитору. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. А вернувшись домой, под впечатлением писал музыку.

«Зримость» образов - яркая черта произведений Прокофьева. Наблюдательность, внимание к деталям и настроениям в его музыке поразительны.

Сергей Эйзенштейн вспоминал:

«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру...
По экрану бежит картина.
А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.
...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре , которую отстукивали его пальцы.
Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»

Пятая часть - «Ледовое побоище» - грандиозная симфоническая картина с участием хора.

Не могу не поделиться с вами переводом комментариев иностранных слушателей под этим видео:

  • А «Оскар» получает Сергей Прокофьев за изобретение жанра современной кинематографической музыки.
  • Ненависть к вторгающемуся врагу - самое святое и гуманное чувство. Но он рождается с такой болью сердца и душевной мукой, что не дай бог кому-либо испытать его второй раз.
  • Дал послушать это голубю и он превратился в черного ворона
  • Фильм снят в 1938 году. О том, как русы защищали свою землю от тевтонских рыцарей. Я думаю, что это был не только отличный фильм, но и послание Германии.
  • Прокофьев был чертовски талантливым парнем. Вы действительно можете слышать дурные предчувствия перед битвой, атакой, хаосом битвы, хорошими парнями, идущими с фланга, и т. Д.

3. Альфред Шнитке, "Полет" к фильму "Сказка странствий"

“Музыка – это подслушанные крики времени”
Альфред Шнитке

Альфред Шнитке — один из самых талантливых советских композиторов так называемого “второго поколения”. Для его творчества характерны острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. В его произведениях можно услышать трагическую сущность бытия. В своей музыке композитор словно повторяет мироощущение Достоевского.

В его произведениях нашли отражение предательство, предчувствие неминуемой катастрофы, экспрессия, напряжение и яркая драматургия. Но главное всегда - обращение к добру и призыв к свету!

Альфред Шнитке очень много и писал для кино. На его счету музыка к нескольким десяткам фильмов, в том числе -“Ты и я”, “Восхождение” , “Комиссар” , “Экипаж” и пожалуй, одна из лучших его музыкальных поэм музыка к «Сказке странствий».

4. Исаак Шварц, музыка к фильму "Мелодии белой ночи"

От симфонии и водевиля до изящного романса — таков диапазон произведений композитора Исаака Шварца.

Он был невероятно успешен как автор музыки к кинофильмам. Более 100 незабываемых работ в кино сделали композитора одним из самых любимых кино-композиторов страны.

Он плодотворно сотрудничал с Булатом Окуджавой. Результатом их совместной работы стали незабываемые романсыи песни "Не обещайте деве юной", "Капли датского короля", Песенка кавалергарда (к/ф "Звезда пленительного счастья"), "Ваше благородие, госпожа удача" ("Белое солнце пустыни"), песни из к/ф "Соломенная шляпка", "Наряд подвенечный" из к/ф "Нас венчали не в церкви".

5. Микаэл Таривердиев, "Снег над Ленинградом" для фильма "Ирония судьбы или С легким паром!"

Микаэл Таривердиев написал музыку для 130 фильмов, передавая в своих композициях неповторимое настроение каждого из них. Он одним из первых добавил звуки города к музыкальным инструментам и начал писать нетипичные для советской эстрады романсы на стихи со сложной ритмикой.

Композитором «Иронии судьбы, или С легким паром!» Таривердиев стал благодаря курьезной случайности.

«Иду я однажды к столовой, а на приступочке сидит Эльдар [Рязанов] и напевает песенку: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, перрон останется». И говорит, что песенка эта народная, автора у нее нет. И она войдет в его новый фильм «Ирония судьбы». — Что это за разговоры! — возмутился я. — Это песня не народная, и у нее есть автор. Эта песня моя».
Рассказывал Таривердиев

Композитор написал эту песню еще в студенческие годы для спектакля Ролана Быкова.

Рязанов планировал привлечь к работе над «Иронией судьбы» не только Таривердиева, но и других композиторов, сомневаясь, что один музыкант сможет создать несколько хороших песен сразу. Композитор написал двенадцать, шесть из которых режиссер включил в фильм без каких-либо правок.

И, согласитесь, список должен быть намного длиннее... Артемьев и Рыбников, Петров и Зацепин, Гладков и Левашов, Канчели, Зубков и Дога...

Вальс, похожий на сон... Вальсы из СССР и России с комментариями иностранцев - 4

Где же ты, мечта? Невероятная музыка Эдуарда Артемьева

Музыка, сотканная из света... Алексей Рыбников

Подписывайтесь на канал, впереди много интересного!

Спасибо за лайки