39 172 subscribers

История скучающей супруги. "Леди Макбет Мценского уезда". Жертва страсти или палач?..

879 full reads
1,9k story viewsUnique page visitors
879 read the story to the endThat's 45% of the total page views
5 minutes — average reading time
Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета.

Николай Лесков

История скучающей супруги. "Леди Макбет Мценского уезда". Жертва страсти или палач?..

Русские литературные классики XIX века явно не рекомендовали женщинам свободно проявлять свою сексуальность. В их произведениях плотские позывы неизбежно заканчивались трагедией: вспомним застреленную бесприданницу Ларису Огудалову и Катерину Кабанову, которая утопилась от безысходности у Островского, у Достоевского зарезана Настасья Филипповна, яркий пример Анны Карениной у Толстого очевиднее некуда. В «Леди Макбет Мценского уезда» эта мысль доведена до предела: страсть Катерины Измайловой — исключительно плотской природы и не прикрыта никакими романтическими иллюзиями. Она сильна, бескомпромиссна и беспощадна ко всем, а прежде всего к ней самой.

В 1864 году Николай Лесков написал первую историю женщины — серийной убийцы в русской литературе. Причем история была не совсем выдуманная. Мысль о создании очерка пришла к писателю тогда, когда он ознакомился с реальными уголовными делами. Один из случаев его по-настоящему заинтересовал. Именно он стал основой сюжетной линии произведения.

А еще было воспоминание из детства самого Лескова:

«Раз одному соседу старику, который зажился за семьдесят годов и пошёл в летний день отдохнуть под куст чёрной смородины, нетерпеливая невестка влила в ухо кипящий сургуч… Я помню, как его хоронили… Ухо у него отвалилось… Потом её на Ильинке (на площади) «палач терзал». Она была молодая, и все удивлялись, какая она белая…».

Автору не хотелось писать детектив. В своем очерке он акцентирует внимание на героине, ее личной драме и женской доле в целом. Шаг за шагом героиня теряет остатки нравственности, а окружение активно этому способствует.

Содержание:

Главная героиня очерка Катерина Львовна Измайлова, будучи молодой женщиной, выходит замуж за мужчину намного старше. У пары нет детей из-за бесплодия мужа, но свекр и муж винят в этом молодую супругу.

Жизнь купчихи пуста и однообразна. Скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться. И, когда мужественный и энергичный приказчик Сергей во время отъезда мужа настойчиво и дерзко соблазняет героиню, она быстро сдается. Хотя очевидно, что он относится к тем мужчинам, которые легко используют женщин ради выгоды.

Когда свекр заметил преступную связь, это «открытие» стало для него роковым. Влюбленная Катерина не видит другого выхода, как отравить старика, чтобы освободить наказанного им любовника из подвала. Она уже не чувствует никаких угрызений совести и готова на все, лишь бы страсть не покинула ее жизнь.

Мужа Катерины Зиновия Борисовича ждет та же участь. Когда он в тайне возвращается домой под покровом ночи, узнав о бесстыдном поведении супруги, изменница разыграла целый «спектакль», чтобы также легко, почти бездумно расправиться и с ним, ударив тяжелым подсвечником.

Обстоятельства помогают скрыть преступления. Смерть пожилого свекра не вызвала подозрений, а надежно спрятанное тело Зиновия Борисовича не было обнаружено. Так никто и не узнал, добрался он домой или нет.

Теперь счастью коварных любовников не должно было ничего помешать и Катерина Львовна собиралась вступить в наследство, но вдруг объявился племянник покойного мужа – Феденька.

Женщина, которая, казалось бы, любила детей и будто бы привязалась к мальчику, не смогла противиться увещеваниям любовника. Уже ничего не может их остановить на пути к заветной цели. Они убивают Федю.

Но в этот вечер им не повезло. Они застигнуты на месте преступления. Мужчина и женщина ответили за все, что совершили. Их осудили на каторгу, но даже тогда влюбленная купчиха остается верна своей безумной страсти. Ее уже и наказание не пугает, лишь бы быть с вожделенным мужчиной.

На каторге у Катерины наконец-то появляется свой ребенок, но он никому не нужен. Она отказывается от него. Вряд ли Катерина и Сергей умеют любить: ей двигала плотская страсть, а им холодный расчет.

Но Сергею уже не нужна Катерина. Теперь она не купчиха, а нищая каторжница. Он находит другую пассию Сонетку, а над бывшей любовницей открыто потешается. Это конец. Жизнь теряет всякий смысл для героини. И она, решив покончить с ней, бросается в реку, но хватает с собой и молоденькую Сонетку.

Назвав «Леди Макбет…» очерком, писатель создаёт иллюзию документальности. Но «Леди Макбет Мценского уезда» больше, чем рассказ из жизни: это остросюжетная новелла, трагедия, исследование и бытовая повесть, не лишенная комизма.

История создания

Писатель вспоминал:

«А я вот, когда писал свою «Леди Макбет», то под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда. Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе, который производил сам движением ноги или поворотом шеи. Это были тяжёлые минуты, которых мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов».

Очерк «Леди Макбет…» мог положить начало целой серии историй «исключительно одних типических женских характеров нашей (окской и частию волжской) местности»: «Леди Макбет» (купеческого), «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха)». Но цикл этот так и не был создан.

В мрачном настроении повести отразилось тяжёлое душевное состояние писателя, который в это время был подвергнут литературному остракизму.

Произведение Лескова волновало и продолжает волновать читателей, композиторов и режиссеров. Эти версии на мой взгляд наиболее интересные:

1. Опера Дмитрия Шостаковича и фильм 1966 года

Произведение произвело на Шостаковича большое впечатление. И в 1930 году композитор решил написать оперу на сюжет «Леди Макбет…». Жанр своей оперы композитор определил как «трагедию-сатиру», причём трагическая роль в ней отведена Катерине Измайловой. Таким образом она была почти оправдана, по этой причине из сюжета убрано убийство ребенка. Демоническая женщина с кровью на руках в музыкальном спектакле стала жертвой страсти. А ощутимой животной страсти в опере действительно с лихвой.

После премьеры в 1934 году опера с большим успехом шла не только в СССР, но и за рубежом. Но успех в Союзе был не долгим. Сталину, побывавшему на спектакле в 1936 году, натурализм оперы чрезвычайно не понравился. Он покинул зал до ее окончания. «Известно, что Сталина сексуальные сцены в литературе, театре и кино выводили из себя», — пишет Волков. В «Правде» появилась разгромная статья «Сумбур вместо музыки», в которой анонимный автор (многие современники считали, что это сам Сталин) разгромил оперу Шостаковича, — с этой статьи началась травля композитора.

Неприкрытый эротизм — один из главных пунктов обвинения:

«Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И «любовь» размазана во всей опере в самой вульгарной форме».

В Советском союзе опера была возобновлена только в 1962 году под новым названием "Катерина Измайлова".

Экранизация оперы, снятая Михаилом Шапиро в 1966 году, сделана не менее талантливо. Кинематограф подарил постановке новые возможности. Дух оперы, ее атмосфера и настроение переданы прекрасно.

Сергея талантливо играет Артём Иноземцев, а поёт за него великолепный Василий Третьяк. Катерину играет Галина Вишневская и, конечно же, мы слышим ее фантастический голос.

Режиссер Анджей Вайда немного изменил название, но строго следовал лесковскому сюжету. Оливера Маркович, исполнительница роли Катерины Львовны и Люба Тадич, исполнитель роли Сергея, прекрасно справились со своими ролями. Музыка Шостаковича гармонично вплетена в действие.

Этот фильм я увидела первым среди экранизаций. В картине пропущены эпизоды со свекром и рождением общего ребенка Сергея и Катерины. Очень интересно было посмотреть на Андрейченко в такой роли. Наверное ее Катерина все же мягче и ведомее, чем была изначально задумана. Абдулов в роли Сергея достаточно органичен.

В фильме много поэтичных и красивых сцен, несмотря на кровавый сюжет.

Британский режиссер Уильям Олройд перенес лесковский сюжет на викторианскую почву. Плод безудержной страсти героини в картине - чернокожий рабочий фермы. В остальном картина следует за историей, немного добавляя в нее своих красок и героев, резко меняясь после убийства ребенка... Здесь жертвой страсти становится работник, а госпожа, получив свободу, может теперь предаваться страсти абсолютно безнаказанно...

Флоренс Пью - эдакая "железная леди" в этой роли.

История скучающей супруги. "Леди Макбет Мценского уезда". Жертва страсти или палач?..

"...Должен признать, что это работа чистого гения! Опережает время!..". Грандиозная музыкальная классика из России

Сладкие песни русских красавиц из советских кино-сказок. Чистота и прелесть

Эти фильмы не разочаруют! 7 шок-картин с заслуженно высоким рейтингом

Приятного просмотра, друзья. Подписывайтесь на канал , обещаю, будет интересно.

Спасибо за лайки . Пишите Ваши впечатления о хорошем кино!