Самые прекрасные женские персонажи из русских сказок, воплощенные в кино!

8 January

1. Хозяйка Медной Горы

В народных сказаниях Хозяйку Медной Горы описывают как прекрасную женщину в богатом уборе, украшенном прекрасными каменьями. Выглядит она иначе, чем обычные уральские женщины, светловолосые и светлоглазые. Хозяйка - белокожая брюнетка с ярко-зелеными цвета малахита глазами. Длинная и тяжёлая коса ее струится по спине, переливаясь металлической синевой.

Самые прекрасные женские персонажи из русских сказок, воплощенные в кино!

В некоторых легендах Малахитница, как звали ее издавна, появляется перед человеком в образе ящерицы с женским лицом, чем, конечно, пугает путников. В таком облике ей нравится подшучивать над людьми, поэтому говорить может неразборчиво, чередуя слова со смешками.

Живет Малахитница в каменном дворце. Одиночество свое любит и людям показываться не спешит, но является к мужчинам, что понравятся ей.

«Мать моя мне рассказывала случай, как её отец ходил однажды вечером на покос, как раз неподалёку от горы Азов. Совсем уже стемнело, и вдруг увидел, что появилась пред ним на дороге огненная девка. И вся она светится, и даже как будто светло среди ночи стало. Сказала она ему: «Оставайся у меня, а то мне тут скучно одной. Нравишься ты мне.» Испугался он её, перекрестился. А она увидела это, заплакала и отошла прочь от него. А он с перепугу быстро-быстро домой побежал. И с той поры старался к горе Азов больше не ходить»
(Записано Т.И. Глинских, жительницы г. Полевский 1901 г.р.).

Некоторые исследователи полагают, что легенда о Хозяйке Медной Горы восходит к верованиям древних угров, которые жили в этих местах много веков назад. Они чтили женское божество, известное как Золотая Баба, Сорни-Эква (буквально «золотая женщина»), Калташ-Эква, Йоли. По преданиям, ей была подвластна жизнь и смерть, и она могла принимать облик ящерицы. Возможно также, что образ Хозяйки Медной Горы связан с легендой о чуди белоглазой, волшебном народе, якобы ушедшем жить под землю.

Хозяйку Медной горы многие знают и сказов Павла Бажова. Ему удалось максимально собрать и сохранить сказочный фольклор Урала. В сказках писателя она - истинная царица гор, где скрыты несметные сокровища. Властная и грозная, она может поступить жестоко по отношению к человеку, а может и милостиво одарить его благами. Несмотря на суровый нрав, она справедлива и честна.

Хозяйка Медной горы - один из самых интересных женских персонажей из русской мифологии. Она сочетает в себе добро и зло, нежность и жестокость, женственность и власть.

Лучше всех образ "каменной богини" сыграла Тамара Макарова в фильме-сказке "Каменный цветок" Александа Птушко 1946 года.

Великолепная киносказка стала лидером проката в 1946 г., ее тогда посмотрели больше 23 млн зрителей. В том же году картина была показана во Франции, Финляндии, Швеции, США, Германии. Настоящий фурор фильм произвел во Франции: на Каннском кинофестивале в 1946 г. «Каменный цветок» получил Приз жюри за лучшее цветовое решение.

Именно Александру Птушко удалось раскрыть истинную природу актерского дарования Тамары Макаровой.

«Неслучайно, что из всех послевоенных ролей Макаровой самой знаменитой стала роль Хозяйки Медной горы в «Каменном цветке». Вот здесь все было уместно: и красота, и царственность, и неприступность, и холод».
Писали о ней

После того, как Тамара Макарова появилась на кинофестивале в Каннах, на нее обратили внимание зарубежные продюсеры, которые назвали ее русской Гретой Гарбо и самой чувственной актрисой СССР. Ей предложили сняться в голливудской экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» в главной роли, но об этом советская актриса даже не могла мечтать – согласие поставило бы крест и на ее актерской карьере в СССР, и на режиссерской карьере ее супруга. Поэтому поработать с зарубежными режиссерами она так и не смогла.

2. Гамаюн, Алконост, Сирин - вещие птицы древнерусской мифологии

Самые прекрасные женские персонажи из русских сказок, воплощенные в кино!

Птица Гамаюн — посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и сообщает будущее тем, кто согласен слушать тайное. Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Алконост - это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.

Сирин - еще одна из сказочных птиц. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!

Самые прекрасные женские персонажи из русских сказок, воплощенные в кино!

Самый яркий образ похожей сказочной птицы был показан в фильме 1952 года "Садко" Александра Птушко . Его воплотила неподражаемая Лидия Вертинская. Но в фильме птицу назвали Фениксом, хотя ее облик практически полностью повторяет изображение вещих птиц из славянской мифологии.

Знаменитый артист Борис Бабочкин написал в январе 1953 года в "Литературке":

"Исполнительница роли Птицы-Феникс Л.Вертинская решает сказочный образ в удивительно верном ключе. Если бы все сказочные сцены были даны в таком же ключе, фильм "Садко" мог бы стать выдающимся произведением советской кинематографии".

Сама актриса вспоминала:

В темном зале засветилась нежным светом голубая округлая комната. Звучала дивная музыка Римского-Корсакова, а в центре экрана на ветке сидела сказочная Птица-Феникс в моем исполнении, и слышался завораживающий голос Птицы: "Спите... Спите..." Александр Николаевич стоял пораженный и восхищенный этим изумительным зрелищем. Я тоже не ожидала, что на экране получится так сказочно.
...После окончания просмотра фильма меня и Александра Николаевича поздравляла вся съемочная группа и чиновники из Комитета по делам искусств. Многие кинематографисты говорили мне, что, будь я в Голливуде, сделала бы себе колоссальную карьеру, имея такую оригинальную внешность и фотогеничность. Александр Николаевич был невероятно горд мною.

3. Снегурочка

В русском фольклоре Снегурочка упоминается как персонаж народных сказок о слепленной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке появилась под влиянием сказаний, рассказанных русскими северными поморами, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

Сказки о Снегурочке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные обстоятельства. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Самые прекрасные женские персонажи из русских сказок, воплощенные в кино!

Роль Снегурочки стала "звездной" ролью Евгении Филоновой. Актриса во многом повторила судьбу своей героини: она была такой же хрупкой и «нездешней» и так же «растаяла», покинув этот мир в 40 лет.

Евгения выглядела, как настоящая сказочная героиня. Неудивительно, что выбор режиссера Павла Кадочникова, который искал главную героиню для своей «Снегурочки», пал на 22-летнюю актрису. Она справилась со своей задачей блестяще.

Образ Снегурочки Филонова воплотила удивительно органично – тут было идеальное сочетание природных данных и драматического таланта актрисы.

4. Царевна-лебедь

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
А.С. Пушкин

Царевна-лебедь — наиболее прекрасный образ русских сказок. В народных сказаниях существовали девы-лебеди, обладательницы особой красоты, мудрости и вещей силы. Изначально лебединые девы были дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озер и криниц). Они исполняли трудные, сверхъестественные задачи и могли управлять природными силами.

Одна из наиболее любопытных старинных былин содержит в себе рассказ о том, как богатырь Поток женился на вещей красавице, которая впервые явилась ему на тихих морских заводях в виде белой лебеди. Однако трудно простому человеку с умной женою, так и Поток не совладал с вещей женкой, упустил Лебедь Белую, Авдотью Лиховидьевну.

Предание, записанное Нестором, упоминает о трех братьях Кие, Щеке и Хориве и сестре их Лыбеди; первый дал название Киеву, два других брата — горам Щековице и Хоривице; Лыбедь — старинное название реки, впадающей в Днепр возле Киева.

Более живые воспоминания о лебединых девах сохранились в народных сказках. В сказке о Морском царе и его премудрой дочери: юный Иван-царевич отправляется в подводное царство, приходит к морю и прячется за кусты. На ту пору прилетели туда двенадцать голубок или уточек, сбросили свои крылышки (или перышки), обернулись красными девицами и стали купаться: это были водяные красавицы, дочери Морского царя. Иван-царевич подкрался потихоньку и взял крылышки Василисы Премудрой.

Премудрая Лебедь-птица - красная девица, или Лебедь-королевна неземной красоты, что ни око не видело, ни ухо не слышало, и не сыскать подобной ей ни за лесами, ни за морями. Этот образ Пушкин умело описал в сказке о «Царе Салтане».

Самые прекрасные женские персонажи из русских сказок, воплощенные в кино!

Царевну Лебедь из «Сказки о царе Салтане» мы помним в исполнении балерины Ксении Рябинкиной. Это роль принесла ей всесоюзную популярность, хотя и была дебютной.

Однажды в Центральном доме работников искусств к ней подошла дочь режиссера Александра Птушко, которая работала у него вторым режиссером, и пригласила на пробы в киносказку. Рябинкина пришла на «Мосфильм», совершенно не ожидая того, что ей, непрофессиональной актрисе без опыта съемок, сразу доверят такую роль. Она действительно выглядела, как сказочная царевна, и так впечатлила съемочную группу, что ее сразу же утвердили. Оператор сказал ей: «Решили тебя взять, потому что ты похожа на птицу».

Ксения Рябинкина скромно отзывалась о своей работе:

«Эта роль была совсем небольшой и совсем не драматической. Ну что, ну вышла Царевна Лебедь, сказала какие-то слова, взмахнула крылом – и все! Это была, в общем, мимическая роль».

Однако после выхода сказки на экраны на нее обрушилась невероятная популярность. В прекрасную Царевну Лебедь были влюблены тысячи зрителей. Актриса удивлялась: как много нужно трудиться, чтобы стать примой на балетной сцене, и как мало нужно для того, чтобы стать звездой кино – достаточно просто «попасть в образ», быть максимально похожей на свою героиню!

5. Русалка

Всем хорошо известно сказочное начало поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит.
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит...

Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями. Отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях. В конце 18 века сказочных девушек описывали так: «Русалки дьяволы женского рода, живущие в горах, реках и болотах; славяне почитали их богинями вод и лесов». На Руси было принято считать, что русалки - это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц нежны и прозрачны. В прежней, земной, жизни они были доведены до погибели людьми, поэтому они стараются отомстить им. Отсюда - злые черты их характера. Горе тому, кто встретится с русалкой в это время: они защекочут свою жертву до смерти или заманят с собой в воду.

Другим развлечением русалок на земле является лазание по деревьям. Лесные и водяные девы разбегаются по ближним рощам и качаются на гибких ветвях. Любимым деревом их считается ива, так как она растет у воды, а также берёза и старый дуб.

Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в конце 18 - начале 19 веков. Героиня стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» - это «чудо морское с зеленым хвостом; (у которой) хвост чешуёю змеиной покрыт». У Н.В. Гоголя в «Майской ночи» русалки - девушки в белых рубашках: «Тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебристом месяце».

В «Записках охотника» И.С. Тургенева крестьянский мальчик рассказывает «страшную» историю о том, как деревенский плотник пошел в лес, заблудился и к ночи задремал. Вдруг слышит, что кто-то зовёт его: «...глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается... и такая сама вся светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный... она, знай, хохочет, да его всё к себе этак рукой зовёт». Плотник еле нашёл силы перекреститься. Русалка перестала смеяться, заплакала и пропала.

Самые прекрасные женские персонажи из русских сказок, воплощенные в кино!

Самый лучший образ Русалки показал Александр Петров в своем одноименном мультфильме. История получилась жуткой, интересной и поучительной.

Как и большинство мультфильмов Александра Петрова, "Русалка" получил мировое признание, номинации на Оскар 1998 г. и на премию Берлинского кинофестиваля 1997 года.

Угадай мелодию! Узнаем родные мотивы в западных хитах

Самые притягательные советские актрисы. Часть 2

3 интересных и глубоких фильма с восточным настроением

Подписывайтесь на канал, обещаю, будет интересно.

Спасибо за лайки.