"ЮНОНА и АВОСЬ!": я видел Легенду!

21 July 2020
271 full read
421 story viewUnique page visitors
271 read the story to the endThat's 64% of the total page views
4 minutes — average reading time
Инна Пиварс (Кончита) и Николай Караченцов (граф Резанов) в спектакле "Юнона и авось".
Инна Пиварс (Кончита) и Николай Караченцов (граф Резанов) в спектакле "Юнона и авось".
Инна Пиварс (Кончита) и Николай Караченцов (граф Резанов) в спектакле "Юнона и авось".

В одна тысяча девятьсот лохматом году мне посчастливилось посмотреть в Москве, в театре "Ленком" легендарную рок-оперу "Юнона и Авось".

Билеты на тот самый спектакль...
Билеты на тот самый спектакль...
Билеты на тот самый спектакль...
...бережно храню.
...бережно храню.
...бережно храню.

На сцене блистали Никалай Караченцов, Инна Пиварс (вторая Кончита после Елены Шаниной) и конечно же звала в дальние странствия, объяснялась в любви, бушевала и выжимала ручьи слёз в зрительном зале музыка нынешнего юбиляра Алексея Рыбникова.

Юбиляр - композитор Алексей Рыбников.
Юбиляр - композитор Алексей Рыбников.
Юбиляр - композитор Алексей Рыбников.

1981 год. Граф Резанов/Кончита. - Одна из сильнейших сцен премьерного спектакля.
1981 год. Граф Резанов/Кончита. - Одна из сильнейших сцен премьерного спектакля.
1981 год. Граф Резанов/Кончита. - Одна из сильнейших сцен премьерного спектакля.

Отлично помню, как меня буквально вдавило в кресло живой, горячей волной строк из знаменитого "Романса" ("Ты меня на рассвете разбудишь..."):

... И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз, залетевших отсюда:
Я тебя никогда не увижу.
Я тебя никогда не забуду.

Перехватило дыхание, и, кажется, покатились слёзы... Да они и сейчас катятся! Хотя столько лет прошло.

Юнона и Авось - Я тебя никогда не забуду

Грандиозное впечатление! - Страсть, жизнь, испепеляющий танец музыки Алексея Рыбникова и стихов Андрея Вознесенского! То, что можно смело назвать подлинным Искусством...

Однако всё это с течением времени, моды, вкусов, а также в связи с естественной убылью творцов и свидетелей былого "ленкомовского" величия, как-то просело, рассыпалось на самостоятельно живущие хиты - "Белый шиповник", "Романс ("Ты меня на рассвете разбудишь..."), "Алилуйя".

"Юнона и авось", идущая на сцене театра имени Ленинского Комсомола ("Ленком") без малого сорок лет, превратилась в Легенду. Её главные творцы уже ушли навсегда. Остался из них лишь один - 75-летний (да кто бы дал ему эти семьдесят пять!) потрясающий мелодист, композитор Алексей Рыбников, с которого эта рок-опера и началась...

Июль, 1981 года. Первый, премьерный состав "Юноны...": А.Абдулов, Е.Шанина, Н.Караченцов. (В вокальных партиях Караченцова подстраховывал П. Смеян).
Июль, 1981 года. Первый, премьерный состав "Юноны...": А.Абдулов, Е.Шанина, Н.Караченцов. (В вокальных партиях Караченцова подстраховывал П. Смеян).
Июль, 1981 года. Первый, премьерный состав "Юноны...": А.Абдулов, Е.Шанина, Н.Караченцов. (В вокальных партиях Караченцова подстраховывал П. Смеян).

Портрет Николая Караченцова. Худ. - С.Поляков.
Портрет Николая Караченцова. Худ. - С.Поляков.
Портрет Николая Караченцова. Худ. - С.Поляков.

Мы очень рисковали, затеяв такой большой музыкальный спектакль всего год спустя после нашей первой рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". - Рассказывал Алексей Рыбников. - Я показал свои музыкальные идеи режиссёру Марку Захарову. Тот нашел их свежими. Стали мучительно искать сюжет. Искали безрезультатно, пока в театре не появился поэт Андрей Вознесенский: у меня есть поэма "Авось". Почитайте!

Почитали. Но в поэме не было драматургии. Вытянуть из этого, хоть и хорошего стихотворного материала спектакль было невозможно. Посомневались. Но за основу стихи Вознесенского приняли.

Как Рыбников сочинял к ним музыку? - Пропевал на разные лады эти строки перед микрофоном, записывал получившееся на магнитофон, а затем всё это прослушивал... Работа туго, но продвигалась вперёд. В конце концов Рыбников пригласил всю труппу к себе домой и, подыгрывая себе на рояле, прокрутил пленку актерам и руководителю "Ленкома".

То, что получилось у Рыбникова "ленкомовцев" сильно впечатлило

- Это было нечто, гораздо более серьёзное, чем "Хоакин Мурьета", - Так композитор оценивал сочинённое им. - Позже мировая пресса называла это не рок-оперой, не спектаклем, а особым видом русского музыкального искусства, находила прямую связь сочинения Рыбникова с музыкой Мусоргского...

Интересно, что все варианты "Романса" - утонченные, изысканные Захаров отвергал. Один за другим. "Проще надо! Проще..." И отвергал вновь. Пока Рыбников вконец не разозлился и не возопил: да как тебе надо проще-то? Так что ли?! И прямо в лицо Захарову напел знаменитый основной мотив... Вот! - Воскликнул руководитель Театра. - Только не забудь... "Романс" был принят.

Мало кто знает, что ещё до премьеры "Юноны..." в Театре Ленинского Комсомола Рыбников начал тайно записывать своё произведение на ленту, в стенах Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия".

В 80-м году он устроил первое, подпольное прослушивание рок-оперы в одном из московских храмов. Туда были приглашены человек сто "своих", а также несколько "не своих", западных журналистов, что вызвало дикий скандал.

Однако, спектакль был поставлен и имел оглушительный успех в Москве и восторженную прессу на Западе. Захаров с Вознесенским после приемки спектакля - с первого раза! - пошли в одну церковь и поставили там свечки, Рыбников сделал то же самое в другой. Америка рукоплескала: в Стране большевиков и атеистов, на сцене ведущего Театра звучит "Алилуйя"! КГБ бушевал: это - величайшая культурная диверсия. Московский зритель ломился в на премьеру, Пьер Карден осыпал артистов в финале спектакля живыми орхидеями, полетевшими в финале спектакля на головы гастролирующей труппы...

Легенда!

Одно из чудес "Юноны..." - Знаменитая "постельная сцена" с участием Караченцова и Шаниной совершенно не пострадала от цензуры!
Одно из чудес "Юноны..." - Знаменитая "постельная сцена" с участием Караченцова и Шаниной совершенно не пострадала от цензуры!
Одно из чудес "Юноны..." - Знаменитая "постельная сцена" с участием Караченцова и Шаниной совершенно не пострадала от цензуры!

Однако кроме "Юноны и Авось", "произведения всей жизни" Рыбникова, есть в его творческом багаже произведения не менее сложные! Это - песни для детей, для детских фильмов. И если КГБ или цензоров ещё было можно обмануть, то маленького слушателя никогда! А он, этот маленький зритель и слушатель, полюбил песни Алексея Рыбникова раз и навсегда!

"Бу-ра-ти-но!" И это тоже - его музыка, Рыбникова!

Как и прелестные песни из фильмов "Большое космическое путешествие" (1974 г), "Про красную шапочку" (1975 г), "Вам и не снилось" (1980 г).

"Я тебе, конечно верю" ( "Большое космическое путешествие". Исп. - Л. Берлинская, И. Капитанников, ВИА "Верные Друзья")

Песенка Красной Шапочки ( "Про красную шапочку".

Последняя Поэма ("Вам и не снилось". Исп. - И.Отиева)

Вот они - пять великолепных песен сердца Алексея Рыбникова. А ведь есть ещё и незабываемая, системообразующая музыка к фильмам "Тот самый Мюнхгаузен", "Шла собака по роялю", "Усатый нянь", "Через тернии к звездам", "Прохиндиада..." А ещё - балеты, сочинения для органа и народных инструментов, сюиты, фуги, симфонии, опера "Война и мир"...

Ох, уж эти его 75! Не верится! Да и не выглядит он на заявленные в его паспорте годы. Может быть потому, что несётся по жизни "под Российским небесным флагом// И девизом "Авось"? - Понимаем!

Ну, а если так, то значит наш человек, этот Рыбников!
Поздравляем от души!

Поздравлял и слушал музыку юбиляра Лев Комов.