Куравлёв и Шукшин "отвечают" Рихтеру на его слова о Высоцком

11 October 2020
37k full reads
91k story viewsUnique page visitors
37k read the story to the endThat's 41% of the total page views
8 minutes — average reading time

Доста-алось, ох, досталось великому пианисту Святославу Рихтеру за его дневниковые суждения о песнях Владимира Высоцкого! За его "...я никак не могу вибрировать, ни в отношении музыки (это просто мусор), ни в отношении слов (это для тех, кто читает газеты). Это мне сверх-неинтересно и несимпатично." ( - Начало дискуссии см. здесь - "Шнитке и Рихтер спорят о Высоцком").

Святослав Рихтер в своих суждениях и оценках был предельно откровенен, часто рубил с плеча...
Святослав Рихтер в своих суждениях и оценках был предельно откровенен, часто рубил с плеча...
Святослав Рихтер в своих суждениях и оценках был предельно откровенен, часто рубил с плеча...

Читатели отреагировали резко, бурно, наотмашь...

Элен:
- Сколько людей помнит Рихтера, а сколько Высоцкого?

В ответ доносилось:

- Элен, если пособирать поклонников Рихтера по всему миру - а он музыкант мировой величины! - то, пожалуй, не меньше, чем Высоцкого. Если добавить к этому тиражи записанных им пластинок, сыгранных концертов... В общем сомнительное "соревнование".

Bach Melomanov:
- ...если б Высоцкого при жизни активно издавали на виниле, его тиражи перевесили бы любую классику. Но только в СССР.


Были суждения и более взвешенные...

Irina S.:
- ...эстетика совсем разная, разные художественные задачи. Высоцкий - национальное достояние, выразитель чувств народа. О нём невозможно говорить только как о музыканте. Рихтер неслучайно так пренебрежительно отозвался о его музыке. Да и сам Высоцкий не считал себя музыкантом. Он - слишком масштабное явление. Символ эпохи. А искусство музыкального исполнительства, классическое искусство - совсем другое дело. Рихтер - гениальный интерпретатор классики. Это - великий музыкант. Но он не несёт дух своего времени. Шнитке с народом тоже как-то не соотносится. Там другие критерии искусства. Его музыка никогда не будет массовой, ей это не нужно и популярной она тоже не будет.


Звучало и совсем уж убийственное:

Нехитрый Ой-ой-ой!: - Не с кем не спорю. Но! Как можно сравнивать творцов и пианиста, пусть и гениального? Бах, Моцарт, Шнитке- композиторы... Высоцкий прежде всего поэт. При этом, во многих произведениях, и очень сильный мелодист... Рихтер же был виртуозным пианистом, но... играл он ЧУЖОЕ! Создавать своё или надрессировывать себя на исполнение чужого - это две большие разницы. С уважением!)


С не меньшим уважением ко всем комментаторам - пусть даже наши мнения и не совпадают! - чуть ниже приведу суждения замечательного киноактера Леонида Куравлева и великого самородка, писателя, режиссера, кинодраматурга и актера Василия Шукшина, которому, как и Высоцкому - Рихтер и его поклонники, ещё при жизни пеняли на то, что недопустимо в своих кинокартинах «...
в век, когда все учатся, — воспевать малограмотность героя, в век великих социальных революций проповедовать некую „сермяжную“ правду, смысл жизни искать в простейших растительных радостях…».

Это - только один из сердитых отзывов о режиссерском дебюте Василия Шукшина "Живёт такой парень" (1964 г) с молодым Леонидом Куравлевым в главной роли.

Режиссерский дебют Василия Макаровича Шукшина.
Режиссерский дебют Василия Макаровича Шукшина.
Режиссерский дебют Василия Макаровича Шукшина.
Леонид Куравлев, Василий Шукшин, Белла Ахмадулина на съёмочной площадке. Благодаря Белле, их роману, Шукшин познакомился с советской творческой богемой. Однако, в ней его восприняли неоднозначно: одни - как талантливого самородка, выразителя народной культуры, другие - скептически. Сама же красавица и модница Ахмадулина откровенно стеснялась кирзовых сапог и фуфайки Шукшина, в которых тот появлялся на съемках. Она считала это "деревенщиной". Может, поэтому Василий Макарович вскоре чуть не ушел к Нонне Мордюковой, которая мгновенно поняла близкого ей по духу Художника...
Леонид Куравлев, Василий Шукшин, Белла Ахмадулина на съёмочной площадке. Благодаря Белле, их роману, Шукшин познакомился с советской творческой богемой. Однако, в ней его восприняли неоднозначно: одни - как талантливого самородка, выразителя народной культуры, другие - скептически. Сама же красавица и модница Ахмадулина откровенно стеснялась кирзовых сапог и фуфайки Шукшина, в которых тот появлялся на съемках. Она считала это "деревенщиной". Может, поэтому Василий Макарович вскоре чуть не ушел к Нонне Мордюковой, которая мгновенно поняла близкого ей по духу Художника...
Леонид Куравлев, Василий Шукшин, Белла Ахмадулина на съёмочной площадке. Благодаря Белле, их роману, Шукшин познакомился с советской творческой богемой. Однако, в ней его восприняли неоднозначно: одни - как талантливого самородка, выразителя народной культуры, другие - скептически. Сама же красавица и модница Ахмадулина откровенно стеснялась кирзовых сапог и фуфайки Шукшина, в которых тот появлялся на съемках. Она считала это "деревенщиной". Может, поэтому Василий Макарович вскоре чуть не ушел к Нонне Мордюковой, которая мгновенно поняла близкого ей по духу Художника...
"Надо писать умнее, тогда и читать будут. А то у вас положительные герои такие хорошие, что спиться можно!" - В.Шукшин.
"Надо писать умнее, тогда и читать будут. А то у вас положительные герои такие хорошие, что спиться можно!" - В.Шукшин.
"Надо писать умнее, тогда и читать будут. А то у вас положительные герои такие хорошие, что спиться можно!" - В.Шукшин.

Так ведь он, Шукшин, как и Владимир Высоцкий, искал правду жизни вдали от сияющих концертных залов, в которых потрясал своим исполнением Рихтер! И эта дистанция - между изображаемым, между одними и другими героями произведений и поклонниками этих артистов - была огромна!
Вот что в ответ на острую критику писал Василий Шукшин после выхода на экраны картины "Живёт такой парень", снятой по его же рассказам:

- Один упрек, который иногда предъявляют нашему фильму: говорят, что герой наш примитивен... Я не отстаиваю право на бескультурье. Но есть культура и есть «культурность». Такая «культурность» нуждается почему-то в том, чтобы ее поминутно демонстрировали, пялили ее в глаза встречным и поперечным. Тут надо быть осторожным. А то так скоро все тети в красивых пижамах, которые в поездах, в купе, в дело и не в дело суют вам «спасибо» и «пожалуйста» и без конца говорят о Большом театре, тоже станут культурными.

И как подтверждение словам Шукшина, как отпор тем, кто утюжил и утюжит за "простоту" великого русского барда, поэта Высоцкого, звучат слова, вечно игравшего хитроватых простачков, Леонида Куравлева:

- Я на практике видел, как эта «культурность» отскакивала от Шукшина. Это пошлость. Пошлятина. Не было этого в нем! Если в его фильмах что-то казалось пошлым, то это шло от народа. Есть какие-то мотивчики в «Живет такой парень», что-то такое там проглядывает, но это очень крепким узлом связано с душой народа. Он не мог не унаследовать и эту народную пошлинку. И тем ближе он к нам становится, Вася-то Шукшин. Тем ближе и роднее.

Надо сказать, что это понял и известный киноспециалист по далекому от описаний "культурности" в своей прозе Максиму Горькому, Марк Донской. Он писал, что в фильме "Живёт такой парень" создан характер очень национальный, с ходу и с удовольствием узнаваемый (- Вспоминаем тут песни Высоцкого!). Одно из главных достоинств картины Донской видел «в переливах, как в перламутре, — от смеха к грусти и опять к смеху». И вместе с тем, и даже в первую очередь - "...серьёзнейшее раздумье о человеке, о смысле человеческой жизни».
Забавно, что Донской недоумевал, почему эту киноработу Шукшина многие восприняли как кинокомедию...

Не воспринял ли и Рихтер песни Высоцкого как "кинокомедию". Хотя, как "газету", как мы видим, воспринял. И отверг.

Тут великому исполнителю Баха и Бетховена, Листа и Рахманинова могла бы пооппонировать киновед Нея Зоркая:

- ...картина режиссёра-дебютанта „Живёт такой парень“ засверкала юмором, словно бы свежей утренней росой, открыла череду обаятельных портретов, написанных с безупречным знанием и родственной любовью. И всех их словно притягивал к долгому своему маршруту чуйский шофер Пашка Колокольников. В исполнении Леонида Куравлева представал на экране истинно русский народный герой, современный Иванушка, наивный и хитрющий, фантазёр и верный друг. Необыкновенный кинематографист родился!

Другой известный киновед и ведущий "Кинопанорамы" (1976-1979) Георгий Капралов отметил, что фильм "... тем и привлекает, что не даёт однозначных решений, а заставляет думать о сложности жизни, размышлять о добре, морали, истинной и ложной красоте".

Ну, как же этого было не понять-то, Святослав Теофилович?! Тем более, что и сами писали ранее в своем дневнике:

- Когда нас посетили Высоцкий с Мариной Влади, наша большая комната была как цирк! Все стены расклеены комическими изречениями — следы вечеринки моего курса. Высоцкий с удовольствием спел под гитару свои песни. Мы симпатично посидели.

Читатель Вера Аксёнова добавляет предысторию этой встречи, почерпнутую из книги воспоминаний Марины Влади...

Высоцкий и Влади: возможно так было и в гостях у Рихтера.
Высоцкий и Влади: возможно так было и в гостях у Рихтера.
Высоцкий и Влади: возможно так было и в гостях у Рихтера.
- У тебя есть тайная страсть к одному человеку,которым я сама глубоко восхищаюсь. Однажды, весь сияя от радости,ты сообщает мне,что Святослав Рихтер ждёшь нас к чаю...
Я редко видела, чтобы у тебя так светились глаза. Ты чрезвычайно старательно выбираешь, что надеть и все время спрашиваешь меня, который час...
Я познакомилась с Рихтером в Париже у моей сестры Одиль Версуа, его давней и страстной поклонницы и близкой подруги.
Я тоже робею, поскольку, за исключением этой короткой встречи, я видела его лишь как восторженная зрительница на концертах...
В восемьдесят четвертом году я буду присутствовать в Париже на репетиции Рихтера. Когда маэстро поднимется, я подойду к нему, и мы посмотрим друг на друга долгим взглядом. Своими сильными руками он возьмет меня за плечи, печально улыбнется и скажет: -Нужно всегда быть готовым умереть. Это - самое важное.
Марина Влади. "ВЛАДИМИР или Прерванный полёт."

Скорее всего Марина посодействовала тому, чтобы Рихтер пригласил их на чай.


И вновь слово - Леониду Куравлеву:

- ...Вы знаете, когда умирает, скажем, Высоцкий, сколько друзей вдруг появляется-объявляется: «А вот мы с ним…». Этого я боялся с самого начала, еще до смерти Высоцкого.
Леонид Куравлев и Владимир Высоцкий в к/ф "Место встречи изменить нельзя".
Леонид Куравлев и Владимир Высоцкий в к/ф "Место встречи изменить нельзя".
Леонид Куравлев и Владимир Высоцкий в к/ф "Место встречи изменить нельзя".
Очень осторожно (и) к нему относился, к Васеньке (Шукшину). - Продолжал Куравлев. - Я его берег в себе. И не надо, не надо свой нос совать в его жизнь. Потому что он вел ее слишком бурно. Я говорю о темпераменте: это означает, что каждая минута его жизни была важна для него, а в результате – для нас.

И вновь - о Шукшине, а словно бы о Высоцком! Это - к его загулам, водке, наркотикам...

Но послушайте дальше, что говорил Леонид Куравлев в "Белой Студии" Дарьи Златопольской! И вновь, читая, попробуем это соотнести с жизнью-факелом Высоцкого...

- ...сцена сватовства ( - в к/ф "Живет такой парень") – моя самая любимая сцена из всего, что мною сыграно. Он (- Шукшин) ее очень быстро снял. Может быть, не стоило это обнародовать, но я вам сейчас расскажу.
На эту сцену было положено пять дней. Пять дней, живи  – не хочу! Купайся во времени! Пришел, стал гримироваться. Входит помощница режиссера и говорит: «Так, прекращаем гримироваться, Вася запил». Ладно. Так повторилось на второй день, на третий и на четвертый. Я уже к этому привык. Русский человек в душе ленив, это нам свойственно. Вот, думаю, как хорошо – поспать можно.
Пятый день, сейчас опять… Нет! Меня гримируют. Прихожу в павильон, а там Вася с оператором работает. Я вижу: очень длинно рельсы разложены под тележкой с камерой. Я хорошо понимаю, что будут снимать большими кусками, чтобы наверстать четыре упущенных дня. Думаю: «Ну вот, попал я».
Стали снимать. И сняли за одну смену великую сцену! Великую сцену!

Это - отчасти - и ответ на комментарии под другой статьёй о творчестве Владимира Семеновича "Эту роль хотел играть Высоцкий. Но это была бы катастрофа!"

Теперь, после ухода Великих - и Рихтера, и Шукшина, и Высоцкого - мы можем сколько угодно сравнивать "узлы", которыми были привязаны к жизни эти артисты, поэты, писатели. Можем спорить, можем слушать и переслушивать, читать и перечитывать... Это не страшно. Страшно - забыть, растерять эмоции, которые высекли, да и продолжают высекать их таланты.

Искренне ваш Лев Комов.
А давайте все-таки еще раз послушаем Рихтера...

С. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. 1-я часть.
За роялем - Святослав Рихтер.


Ещё о Высоцком на канале "5 лучших!" - здесь:

Читайте с удовольствием!