Почему я люблю и собираю джазовые сборники на виниле

<100 full reads
104 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 54% of the total page views
4 minutes — average reading time
Почему я люблю и собираю джазовые сборники на виниле

Матёрые коллекционеры винила сборные пластинки, мягко говоря, не жалуют. Почему? - Да потому, что им подавай исходники, "номерные" альбомы, оригинальные пластинки, промо- или "первого пресса", где и матрица, с которой печатается пластмассовый блин, посвежее и, как следствие, звук получше. Где во всю ширину имя кумира и название, которое уже само по себе на миллион тянет!

При этом и звукозаписывающий лейбл в идеале должен быть "родным", т.е, если музыкант из Италии, то и записан, и отпечатан альбом должен быть именно там. Если артист - англичанин, то "правильная" пластинка только английская и т.д.

Особое внимание у виниломанов и к "пятаку" (или "яблоку", бумажному кружочку с названиями композиций, именем артиста, номером альбома и т.п. важной информацией). Например, если это настоящая пластинка знаменитого лейбла Columbia, то лучше всего, если она "шестиглазая"!

Так год от года видоизменялись "пятаки" американского звукозаписывающего лейбла Columbia. Вот - более ранняя, а значит и более качественная и дорогая "шестиглазая" пластинка. - Считаем "глаза" на пятаке. 1959 год.
Так год от года видоизменялись "пятаки" американского звукозаписывающего лейбла Columbia. Вот - более ранняя, а значит и более качественная и дорогая "шестиглазая" пластинка. - Считаем "глаза" на пятаке. 1959 год.
Так год от года видоизменялись "пятаки" американского звукозаписывающего лейбла Columbia. Вот - более ранняя, а значит и более качественная и дорогая "шестиглазая" пластинка. - Считаем "глаза" на пятаке. 1959 год.
Это - "двуглазая" Columbia. 1968 год. Звучит отлично, но все-таки не "шестиглазая"!
Это - "двуглазая" Columbia. 1968 год. Звучит отлично, но все-таки не "шестиглазая"!
Это - "двуглазая" Columbia. 1968 год. Звучит отлично, но все-таки не "шестиглазая"!
Ещё одна "двуглазая", но цвет пятака - серый. Так Columbia маркировала свои классические пластинки.
Ещё одна "двуглазая", но цвет пятака - серый. Так Columbia маркировала свои классические пластинки.
Ещё одна "двуглазая", но цвет пятака - серый. Так Columbia маркировала свои классические пластинки.
А эта Columbia вообще "одноглазая". Но и это тоже очень неплохо! 1972 год! Индустрия звукозаписи и виниловых аудионосителей ещё на подъёме.
А эта Columbia вообще "одноглазая". Но и это тоже очень неплохо! 1972 год! Индустрия звукозаписи и виниловых аудионосителей ещё на подъёме.
А эта Columbia вообще "одноглазая". Но и это тоже очень неплохо! 1972 год! Индустрия звукозаписи и виниловых аудионосителей ещё на подъёме.

Да и "потроха", что вкладывались в конверты виниловых альбомов для настоящих коллекционеров многое значат! - Буклеты, плакаты, игра-ходилка, как у Country Joe & The Fish и картонный конструктор, как в Out Of The Blue от Electric Light Orchestra...

Вырезать ножницами, затем аккуратно свернуть по указанным сгибам, чтобы детали конструктора сложились в стеллу в честь создателей этого симфо-рок-альбома... Думаете, виниломаны таки поступили? Куда там! С несобранным конструктором альбом дороже!
Вырезать ножницами, затем аккуратно свернуть по указанным сгибам, чтобы детали конструктора сложились в стеллу в честь создателей этого симфо-рок-альбома... Думаете, виниломаны таки поступили? Куда там! С несобранным конструктором альбом дороже!
Вырезать ножницами, затем аккуратно свернуть по указанным сгибам, чтобы детали конструктора сложились в стеллу в честь создателей этого симфо-рок-альбома... Думаете, виниломаны таки поступили? Куда там! С несобранным конструктором альбом дороже!

Купюру достоинством в миллиард долларов дарил в конверте своего альбома Billion Dollar Babies рокер Элис Купер...

Глэм-роковый подарок в конверте от Элиса Купера - миллиард долларов. (1973 г).
Глэм-роковый подарок в конверте от Элиса Купера - миллиард долларов. (1973 г).
Глэм-роковый подарок в конверте от Элиса Купера - миллиард долларов. (1973 г).

Была и надувная резиновая свинья, как в конверте лимитированного французского издания альбома Animals группы Pink Floyd, и даже книжечка, как у Элтона Джона! - Где это всё в сборниках?!
К тому же сборники - это чей-то, чужой выбор. А любой "не свой" выбор матёрый виниломан "со стажем" обычно игнорирует - гневно, громко и не стесняясь в выражениях.

Но самое главное - то, что любой сборник на вторичном рынке стоит дешевле оригинальных альбомов, пусть последние и содержат всего один-единственный хит.

Мне - о, счастье! о, экономия! - в этом плане легче. И коллекционер я не "матёрый" (хоть пластинок и много, а лет тридцати-сорока стажа в этой пижонской отрасли никак не наберётся). И сборники я обожаю, особенно старые, виниловые. И к чужому выбору прислушиваюсь с интересом, поскольку считаю это отличным оселком для оттачивания вкуса собственного.

Ну, вот к примеру возьмём обобщающе-рекламный сборник "The Best of..." серии "I LOVE JAZZ", что поживает в моей коллекции лет уже семь-восемь...

"The Best of I Love Jazz". 1984 г. Здесь - лучшие, по мнению авторов серии, композиции. Хм... А вот и проверим!
"The Best of I Love Jazz". 1984 г. Здесь - лучшие, по мнению авторов серии, композиции. Хм... А вот и проверим!
"The Best of I Love Jazz". 1984 г. Здесь - лучшие, по мнению авторов серии, композиции. Хм... А вот и проверим!

Это - всё та же Columbia, но изданная уже в 1984-м году в Голландии . На обложке портреты бесспорных джазовых звёзд - Луи Армстронга, Каунта Бэйси, Билли Холидэй, Майлса Дэвиса и других. - Довольно стандартная, незамысловато-лобовая подача. Да и название, прямо скажем, без изысков... Ждём того же и от музыкального содержания сборника? - Сейчас услышим. Осторожно опускаем иглу на первую дорожку первой стороны сборника...

Вообще от оформленной подобным образом сборной солянки я ожидал чего-нибудь из вечнозелёного репертуара Луи Армстронга, но, что вдруг зазвучало меня сильно удивило и обрадовало!

...Тишину взрезает тревожно-стремительная Boogie Stop Shuffle Чарли Мингуса! - Ого! Сборничек-то не простой! Для знатоков жанра. Уж они-то оценят и такое решительное начало и состав участников Мингус-бэнда, в котором саксофонисты Букер Эрвин и Джон Хэнди, тромбонист Джимми Кнеппер, пианист Хорэйс Парлан, сам Мингус (контрабас, лидер), Дэнни Ричмонд за ударной установкой. - Соглашаюсь с составителями: выбор первого трека, открывающего наш гала-концерт отличный!

Треки первой стороны сборника.
Треки первой стороны сборника.
Треки первой стороны сборника.

Вторым номером на стороне А - не слишком заезженная Maria, сыгранная квартетом Брубека с Полом Дезмондом в его составе.

Следом - звездный состав оркестра Эллингтона с пьесой Satin Doll. 1958 год. И я замираю, слушаю игру легендарных Джонни Ходжеса, Пола Гонзалвеса, Харри Карни, Кларка Терри, самого Дюка... И я констатирую: три-ноль в пользу авторов сборника!
Впрочем через четыре минуты счёт становится уже 4:0! Потому что в прорыв устремился и реализовал возможности составителей пластинки гениальный пианист Телониус Монк со своим квартетом и композицией
Crepuscule With Nellie.

Ну, и почему же такую замечательную пластинку я не должен держать в своей коллекции? Тем более, что это голландское издание и звук выдаёт неплохой, и стоило весьма недорого. А удовольствия на все сорок минут! И пусть я всё это слышал на своих номерных альбомах, почему бы не послушать время от времени эти пьесы и в таком сочетании?

Не совсем по душе пришлось мне присутствие в сборнике губ-гармошечника Тутса Тильманса, но и он проскакивает под шумок вместе со своим квартетом, в составе которого трудится отличный пианист Рэй Брайант.
И закрывает первую сторону сборника чудесный оркестр Каунта Бэйси. - Что ж, зачёт! Переворачиваем диск, смахиваем пыль, опускаем иглу...

Первые обороты обходятся без потрескиваний. Состояние, как говорят в кругу виниломанов, "минтовое", т.е. идеальное.
Первые обороты обходятся без потрескиваний. Состояние, как говорят в кругу виниломанов, "минтовое", т.е. идеальное.
Первые обороты обходятся без потрескиваний. Состояние, как говорят в кругу виниломанов, "минтовое", т.е. идеальное.

Открывает "второе отделение" нашего сборного концерта молодая Арета Франклин образца 1965 года. - More. В составе квинтета аккомпаниаторов прекрасный гитарист Кенни Баррелл.

Список композиций стороны "В".
Список композиций стороны "В".
Список композиций стороны "В".

Здесь, кроме блестящей Ареты, ещё две великие джазовые певицы - Билли Холидэй и Сара Воэн! Саре к тому же подпевают и труба Майлса Дэвиса, и тромбон Бенни Грина! - Что ж, мне остаётся в очередной раз поддержать издателей из голландского подразделения CBS!

Знаменитый "первый квинтет" Дэвиса (- Колтрейн/Гарланд/Чемберс/Джоу Джонс) представлен не заезженной темой Budo. Зато Армстронг исполняет стопроцентный хит - Mack The Knife. На своих местах оркестры Кэба Кэллоуэя и Вуди Германа, квартет Джерри Маллигана с Артом Фармером. Но давайте послушаем замечательную композицию пианиста Эрролла Гарнера Play Piano Play! После чего горячо поаплодируем авторам этого сборника. Ну, кто бы мог подумать, что под таким тривиальным названием скрывается столько хорошего джаза! В очередной раз убедился: этот "бест оф..." не зря занимает место на полке моей музыкальной коллекции!

Послушайте! Но ведь это только пятая часть того, что я хотел рассказать сегодня о музыкальных сборниках! Вот понесло... Да оно в общем-то и понятно: люблю я эту музыку :) И процесс создания этих статей во многом похож на исполнение джазовых композиций: только дай тему, а импровизации будут :)

В общем давайте на этом сейчас притормозим, т.к. музыкального материала и информации уже довольно много, а в ближайшее время я напишу продолжение, о других очень редких, но достойных вашего внимания виниловых пластинках и музыкальных сборниках. - Будет интересно!

Аплодировал составителям сборника "The Best of "I Love Jazz"Лев Комов.

Читайте ещё о музыке на дзен-канале "5 лучших!":

- Мои акустические системы: пять шагов шагов к совершенству.

- Радости и разочарования коллекционера винила.

- Многоликий джаз 90х: ударный состав!