Занимательная АРФАграфия: кто и как "прописывал" в джазе этот классический щипковый инструмент

Занимательная АРФАграфия: кто и как "прописывал" в джазе этот классический щипковый инструмент

Понять красавицу арфу со всеми её чарующими изгибами, приятной тяжестью тела, с её аристократическим голосом и настойчивым требованием объятий… Понять и не спутать её педали, которых даже больше, чем в «Мерседесе», конечно же, проще мужчине. А вот изменить традиционное представление об арфе пытались чаще всего женщины!

Часть 1. Элис Колтрейн

Дебютный альбом пианистки и арфистки Элис Колтрейн "A Monastic Trio". 1968 г.
Дебютный альбом пианистки и арфистки Элис Колтрейн "A Monastic Trio". 1968 г.
Дебютный альбом пианистки и арфистки Элис Колтрейн "A Monastic Trio". 1968 г.

Эта арфистка даже не исключение, а нечто из ряда вон! - Элис Колтрейн, урождённая Элис Маклеод (1937 — 2007 гг). Супруга великого джазового новатора-саксофониста Джона Колтрейна. При этом, в отличие от многочисленных жён тех же «битлов», ещё и вполне самостоятельная, интересная джазовая пианистка с хорошей классической подготовкой. Кстати, развивавшая свой музыкальный талант с семи лет, совершенствовала она его под руководством сразу двух джазовых гениев — супруга Джона и одного из архитекторов и новаторов жанра, пианиста Бада Пауэлла.

Джон Колтрейн с женой Элис у рояля.
Джон Колтрейн с женой Элис у рояля.
Джон Колтрейн с женой Элис у рояля.
Джон Колтрейн: попытка поменяться с женой инструментами?
Джон Колтрейн: попытка поменяться с женой инструментами?
Джон Колтрейн: попытка поменяться с женой инструментами?

Она познакомилась со своим будущим, по горло увязшим в «дури» мужем, в 1962 году во время студийной записи. В 65-м они поженились, а годом позже Элис заняла место за фортепиано в квартете своего супруга, заменив выдающегося пианиста Маккоя Тайнера и став таким образом полноправной участницей самых смелых фри-джазовых проектов Колтрейна 1966 — 67 гг.

Джон и Элис Колтрейны.
Джон и Элис Колтрейны.
Джон и Элис Колтрейны.
Виниловая пластинка 1966 года "Космическая музыка" Джона и Элис Колтрейн: смелость музыкального мышления супругов впечатляет продвинутых любителей джаза и отпугивает новичков.
Виниловая пластинка 1966 года "Космическая музыка" Джона и Элис Колтрейн: смелость музыкального мышления супругов впечатляет продвинутых любителей джаза и отпугивает новичков.
Виниловая пластинка 1966 года "Космическая музыка" Джона и Элис Колтрейн: смелость музыкального мышления супругов впечатляет продвинутых любителей джаза и отпугивает новичков.

Решительная женщина, убеждённая индуистка, Элис помогла таки своему мужу выкарабкаться из наркотической пропасти и совершить последний рывок к заоблачным вершинам джаза. Вдобавок ко всему она родила Джону ещё двух Колтрейнов — Рави и Орана, ставших впоследствии крепкими саксофонистами.

Рави и Элис Колтрейн музицируют с фото своего отца и мужа Джона Колтрейна.
Рави и Элис Колтрейн музицируют с фото своего отца и мужа Джона Колтрейна.
Рави и Элис Колтрейн музицируют с фото своего отца и мужа Джона Колтрейна.

Смерть супруга в 67-м стала для Элис не только незаживающей раной (до самой своей смерти она в знак траура так и не вышла замуж), но и мощнейшим творческим импульсом. Продолжая дело Джона, она последующие десять лет стабильно выпускала в год по крепкому авангардному альбому. Самым плодотворным для неё стал 70-й, когда вышли сразу две замечательные пластинки — Ptah the El Daoud, названная так в честь египетского божества, и Jorney at Satchidananda, творческий отчёт о её путешествии по Индии — пара спиритических сеансов с достижением высшей точки нирваны, поминанием к ночи Рамакришны и вызовом духа Джона Колтрейна.
Оба альбома г-же Колтрейн помогли записать бывшие соратники её супруга — Фароа Сандерс, Рашид Али, а также Чарли Хэйден, Джо Хендерсон, Рон Картер.
Сама же Элис, являясь автором всех композиций обоих альбомов, бэнд-лидером, не только прекрасно солировала за фортепиано, но и смело расширяла возможности арфы как джазового инструмента, способного успешно заменить рояль.

Альбом 1971 года "Journey In Satchidananda".
Альбом 1971 года "Journey In Satchidananda".
Альбом 1971 года "Journey In Satchidananda".

Для того, чтобы оценить все грани таланта Элис, послушаем две композиции с альбома 1966 года Ptah, The El Daoud. В первой - Turiya & Ramakrishna - оценим её как пианистку, а во второй - Blue Nile - уже как очень интересную джазовую арфистку.

При этом вспомним, что обе эти композиции сочинила сама Элис.

Часть 2. Дороти Эшби.

Занимательная АРФАграфия: кто и как "прописывал" в джазе этот классический щипковый инструмент

Примерно в то же время, что и Элис Колтрейн, в середине 50-х, наставить арфу на путь джазовый попыталась и другая чернокожая леди — Дороти Джин Томсон, более известная в джазовых кругах как Дороти Эшби (Dorothy Ashby, 1930 — 1986).

Правда, здесь арфистка похожа на ткачиху? (Дороти Эшби за работой).
Правда, здесь арфистка похожа на ткачиху? (Дороти Эшби за работой).
Правда, здесь арфистка похожа на ткачиху? (Дороти Эшби за работой).

Дочь гитариста Вилли Томсона, она уже в нежном возрасте начала подыгрывать отцу на фортепиано. Позже, на музыкальном отделении Высшей школы Детройта, она кроме фортепиано освоила саксофон, контрабас и арфу. Кстати, вместе с Дороти грызли гранит музыкальной науки и знаменитые в скором будущем гитарист Кенни Баррелл и трубач Дональд Берд.
Получив ещё одно высшее музыкальное образование, Дороти окончательно определилась с инструментом и сумела-таки доказать коллегам по детройтской сцене, что арфа в джазе вполне себе является ансамблеобразующим инструментом! Более того, в конце 50-х мисс Эшби как-то умудрялась совмещать выступления на танцах и свадьбах с записями в студиях с такими музыкантами, как Фрэнк Уэсс и Эд Тигпен.
Её приглашали на концерты, поиграть вместе с Вуди Германом, Луи Армстронгом. И между этими концертами были другие концерты — с мужем, барабанщиком Джоном Эшби, уже в составе их собственного трио.

Дороти Эшби и её трио.
Дороти Эшби и её трио.
Дороти Эшби и её трио.

А ещё было ведение персонального радиошоу, театральные постановки, музыку к которым писала сама неугомонная арфистка...

Красотка Дороти на фоне красотки-арфы.
Красотка Дороти на фоне красотки-арфы.
Красотка Дороти на фоне красотки-арфы.

Тем временем известный джазовый журнал «Даун Бит» включил Эшби в число наиболее интересных музыкантов начала 60-х. Однако пластинок за свою творческую жизнь Дороти записала немного, всего с десяток. Большая часть её творческих порывов ушла в музыку для театральных постановок и продюсирование спектаклей, в которых Дороти участвовала ещё и как актриса. Более того, деньги, заработанные джазовыми концертами, она тут же направляла на развитие своего театрального проекта. Возможность вкладывать в театр ещё больше давали и многочисленные сессионные записи с поп- и соул-артистами, в том числе и со Стиви Уандером. В общем, если бы её энергию да в джазовое русло, её самобытность да в те легендарные студии звукозаписи 60-х, то хороших пластинок на этом свете точно было бы ещё больше!

Продолжение следует.

Пощипывал струны джазовой арфы Лев Комов.

Читайте ещё на канале "5 лучших!":

- Джазовый саксофон: заклинатель женщин.

- Билл Эванс: шедевр, записанный в кабаке.

- Когда классическая скрипка бросается в джаз и этнику.

- В погоне за идеальным звуком (Для погруженных в тему бесконечного улучшения домашней хай-фай-системы!).