Добрый день, дорогие читатели! Сегодня я бы хотел рассказать вам про Хурина Талиона - величайшего воина в Первую Эпоху, ставшего, к огромному сожалению, из-за своей храбрости проклятием для тех, кого коснётся его тень, как и его сын Турин.
Поскольку статья получилась довольно длинной, то я решил разделить её на три части. В первой (то есть здесь) будет рассказываться о детстве и юности Хурина, как и его участии в Пятой Битве, Нирнаэт Арноэдиад, и последующем пленении, во второй - о его странствиях, а в третьей - о характере, внешности и ранних концепциях биографии проклятого героя.
Примечание: Данная часть статьи является полностью основанной на канонических материалах Толкина, а не какими-то "бреднями" автора или его "больными фантазиями".
Хурин Талион - вождь Дома Хадора, сын Галдора и внук самого Хадора. Вместе с братом Хуором однажды попал в Гондолин, однако никому не открыл этого, даже отцу. Участвовал в Нирнаэт Арноэдиад и был взят в плен. За храбрые и дерзкие слова Моргот проклял его и родню, наказав сидеть на высочайшем пике Тангородрима. Освободился человек лишь после смерти детей, принеся людям новое горе. Только после того, как погибли все вожди народа Халет, герой наконец нашёл себе могилу в море.
История
Детство и юность.
Хурин родился в 441 г. П. Э. [1] Его отцом был Галдор, сын Хадора, а матерью - Харет, дочь Халмира. Через три года на свет появился его брат Хуор. В юности братья очень любили друг друга и почти не разлучались. Поскольку в результате этого брака породнились два дома Эдайн, то сыновья Галдора воспитывались в Бретиле у Халдира, своего дяди, согласно обычаям людей того времени.
Так случилось, что, когда Хурину исполнилось шестнадцать лет, а Хуору тринадцать, они отправились в битву с орками, вторгшимися в Бретиль. Однако их отряд оказался отрезан от главных сил, из-за чего братья подверглись преследованию тварей, и бежали до самого Бритиаха, где их захватили бы в плен или убили, но тут вмешался Улмо, власть которого всё ещё распространялась на Сирион. Ибо с него вдруг поднялся густой туман и укрыл сыновей Галдора; они же перешли брод и вступили в Димбар, блуждая среди холмов под сенью скал Криссаэгрима.
Но Торондор, король орлов, углядел их и выслал на подмогу двух могучих птиц, которые подхватили Хурина и Хуора, и отнесли их через Окружные горы, в долину Тумладен, где доселе не бывал никто из смертных. Там их ожидал добрый приём со стороны короля Тургона, ибо тот от Улмо узнал о происхождении мальчиков, который присоветовал владыке приветливо обойтись с ними, говоря, что от них может прийти помощь в час нужды.
Целый год прожили сыновья Галдора в Гондолине, и Хурин многое постиг из того, что ведомо эльфам, став отчасти понимать замыслы Тургона. Тот же, в свою очередь, привязался к отрокам, расспрашивая их о разном и желая оставить их в городе не только потому, что того требовал закон, а ещё и по причине любви к ним.
Но Хурин и Хуор пожелали вернуться к своему народу, чтобы сражаться в войнах и разделить невзгоды, выпавшие на долю Дома Хадора. Потому старший сын Галдора испросил дозволения покинуть Град, мотивируя это тем, что они - всего лишь смертные, срок которых краток, в отличие от эльдар, и говоря, будто не самостоятельно удалось им отыскать путь в Гондолин, а когда орлы несли их, то затуманен был их взор. И Тургон внял их просьбе, разрешив им уйти, ежели будет на то воля Торондора.
Уход братьев нисколько не огорчил Маэглина, сына сестры короля, но его не устроило окончательное решение владыки, ибо сын Эола не жаловал род людской, молвив Хурину:
"Милость короля больше, нежели ты думаешь, и закону теперь следуют не столь строго, как в былые дни - иначе остаться бы вам здесь до конца жизни".
На это Хурин ответил, что, ежели слово братьев не удовлетворит владыку, то они готовы поклясться. И дали сыновья Галдора клятву никогда не разглашать замыслов Тургона, равно как и молчать о том, что видели в его королевстве. Распрощавшись со всеми, отроки сели на орлов и улетели вместе с ними под покровом ночи, добравшись до Дор-ломина ещё до рассвета.
Велика была радость родни братьев, ибо гонцы из Бретиля уже сообщили о том, будто Хурин и Хуор сгинули в глуши, однако даже отцу не согласились они поведать, где были целый год, сказав лишь, что в глуши их отыскали орлы, которые и отнесли отроков обратно. Галдор попытался намекнуть им, будто бродяги, скитаясь в дикой природе, не могут возвращаться разряженными, словно юные принцы, на что его старший сын заметил:
"Довольствуйся тем, что мы возвратились, ибо дозволено это было только в силу обета молчания".
И не расспрашивал никто их более, однако многие, в том числе и Галдор, догадывались об истине; но необычное спасение Хурина и Хуора не осталось тайной и для прислужников Моргота.
В 462 г. П. Э. Моргот попытался нанести новый удар, выслав против Хитлума огромные силы. Чёрные полчища, хлынув через перевалы Тенистых гор, осадили крепость Эйтель Сирион. Там пал Галдор, пронзённый стрелой, владея твердыней как наместник Фингона. Его сын Хурин едва возмужал, однако был наделён великой силой и острым умом, принял командование и в кровавом сражении отбросил орков от Эред Ветрин, оттеснив тварей далеко в пески Анфауглита.
Известно также, что Хурин был другом Берена Однорукого, принимая участие с ним в сражениях против огров, орков и других чудовищ. И говорится, что сын Барахира любил его, как брата [2].
Рождение Турина и Урвен.
После нелёгкой победы в битве Хурин стал владыкой Дома Хадора и служил Фингону. В 464 г. П. Э. [3] он женился на Морвен Эледвен. Тогда же у него рождается сын Турин, а через три года - дочь Урвен, прозванная домочадцами Лалайт, Смешинка.
Хурин почти не принимал участия в воспитании своих детей, ибо охранял восточные рубежи Хитлума вместе с воинством Фингона, а когда приезжал домой, то его речь, пересыпанная непонятными ребёнку словами, шутками и намёками, смущала Турина.
Больше Хурин любил свою дочь, и потому смерть девочки из-за Злого Поветрия стала для него сильнейшим ударом. Не скрывая скорби, он взял арфу и попытался сложить плач, но у героя ничего не вышло. В отчаянии, разбив арфу, сын Галдора выбежал из дома и погрозил Северу кулаком, говоря:
"Ты, что увечишь Средиземье, - хотел бы я встретиться с тобой лицом к лицу и изувечить тебя, как мой владыка Финголфин!".
Хурин часто обсуждал с Морвен замыслы королей эльфов, веря, что она мужественна и умеет молчать. Супруги беседовали о возможных событиях в случае победы эльдар или, напротив, потерпят сокрушительное поражение. Сын Галдора был исполнен радостных надежд и почти не сомневался в победе над Морготом, отказываясь помыслить о том, что в Средиземье найдётся сила, способная устоять перед мощью и величием Перворождённых.
Однако в 461 г. Хурина, вставшего с кровати, словно посетил дурной сон, и он стал обсуждать с Морвен возможные варианты для бегства в случае победы Врага. Было решено, что женщина сама решит, куда отступать, но не медля.
В восьмой День Рождения Турина отец вручил ему нож эльфийской работы, который его сын сразу же отдал Садору Лабадалу. Морвен с сомнением отнеслась к такому поступку, однако Хурин возразил, что и он заслуживает жалости. После этого со старым слугой стали обходиться приветливее и даже приказали сделать трон для владыки.
Участие в Нирнаэт Арноэдиад.
В июне 462 г. Т. Э. Фингон объявил общий сбор, и Хурин сразу же отправил часть войска во главе с Хуором вперёд, а сам начал собирать основную армию. Владыка Дор-ломина попрощался с женой и сыном и, вскочив на седло и развернув золотое знамя, уехал на битву. И оглянулся он лишь один раз, протрубив в рог, прежде чем скрылся за гребнем холма.
Но войско эльфов и людей потерпело поражение, и на четвёртый день армия Фингона была окружена и почти разгромлена, однако с зарёй на помощь им поспешил Тургон, мечом проложив дорогу к брату. Радостной была встреча повелителя Гондолина и Хурина, который сражался бок о бок со своим владыкой.
После гибели Фингона надежда померкла, но Хурин и Хуор твёрдо решили держаться до конца, собрав всех уцелевших из Дома Хадора, не отступая ни на шаг от ущелья Сириона. И предложил старший сын Галдора бежать Тургону, но тот ответил, что недолго простоит город. Однако Хуор сказал, что, если Гондолин останется сокрытым ещё немного, то из дома его явится надежда эльфов и людей.
Вняв совету, Тургон отступил в ущелья Сириона, а люди Дор-ломина прикрывали его бегство. Так ему удалось уйти незамеченным в Гондолин; братья же, собрав воинов, держались за Топями Серех, так, что перед ними тёк Ривиль, из-за чего дальше идти было бессмысленно.
И обрушились на них все ангбандские полчища, и на шестой день Хуор пал, пронзённый отравленной стрелой, а вокруг него беспорядочно лежали мёртвые люди Дома Хадора. Но Хурин выстоял дольше других и, отбросив щит, поднял двумя руками топор орочьего военачальника, и всякий раз, когда враг падал, он восклицал: "Аурэ энтулува! Ещё придёт день!". Недруги вцеплялись в него когтями, и даже после того, как сын Галдора отсекал их, хватка не разжималась.
Семьдесят раз издал герой клич, прежде чем пасть погребённым под тяжестью трупов. И Готмог, насмехаясь, связал и поволок его в Ангбанд, ибо Моргот измыслил для героя пытку куда страшнее, чем смерть.
Плен в Ангбанде.
И вот, привели Хурина к Морготу, и тот повелел подвергнуть пленника изощрённой пытке, но спустя некоторое время сам явился к нему и предложил ему выбор: свободно идти, куда вздумается, либо стать военачальником Ангбанда, - если тот, конечно, пожелает выдать местоположение крепости Тургона.
В ответ Хурин расхохотался, говоря, что все его посулы несут одну лишь смерть, и глуп тот, кто их принимает. Тогда Моргот отвёл его на курган Хауд-эн-Нирнаэт и поставил героя на вершине, простёр руку и проклял всю родню и близких пленника, молвив, будто теперь его ненависть станет преследовать их до самых границ мира. На это сын Галдора возразил, что тому, кто сохраняет видимое обличье и желает быть королём над всеми, такое не под силу.
Моргот же пришёл в ярость, говоря, что он - единственный Король Арды, и правит ею и её обитателями, контролируя каждый их шаг. Хурин же назвал эти слова ложью, после чего Враг отвёл его на вершину Тангородрима, усадив в кресло и прокляв его опять. Теперь сын Галдора не мог сдвинуться с места без приказа хозяина Ангбанда,
Двадцать и восемь лет просидел Хурин в том кресле и видел всё происходящее в землях Белерианда, однако известно, что ни разу не попросил он у Моргота о милости или снисхождении для себя или кого бы то ни было из родственников.
И вот, Моргот, когда дети Хурина погибли, во исполнение своего злобного замысла освободил пленника, притворяясь, будто им двигает сострадание к поверженному врагу:
"Такую стойкость, - молвил он, - следовало бы проявить в лучших целях, и в противном случае я бы вознаградил тебя за это. Теперь, Хурин, ты мне больше не нужен, на закате своей жалкой жизни" [4].
Хурину ничего не оставалось делать, как принять эти условия, хотя он и знал, что жалость чужда Морготу. Сын Галдора принял предложение и ушёл, озлобленный обманом Тёмного Лорда. Так начались его странствия, принёсшие много горя обитателям Белерианда, особенно народу Халет.
2 часть статьи можно прочитать здесь.
Примечания.
[1] - "441. §141. Хурин, Стойкий сын Галиона, сына Хадора, родился в Хитлуме. В том же году родился Хандир, сын Хундора", - "История Средиземья, том XI", "Серые Анналы".
[2] - "Ибо Хурина Хитлумского / за храбрость чествовал, / Кого Берен Эрмавбед / как брата любил...", - "История Средиземья, том III", "Песнь о Детях Хурина".
[3] - "464. §175. В начале этого года Берен оказался под настолько сильным давлением, что в конце концов вынужден был бежать из Дортониона... Тогда же, весной, Хурин, сын Галиона из Дома Хадора, женился на Морвен Эльфийском Сиянии, дочери Барагунда из Дома Беора [Позже данное предложение помечено для перестановки его в начало записи]", - "История Средиземья, том XI", "Серые Анналы".
[4] - "Моргот притворился, будто им двигало сострадание к поверженному врагу, и удивился он его стойкости. «Такую стойкость, – молвил он, – следовало бы проявить в лучших целях, и в противном случае я бы вознаградил тебя за это. Теперь, Хурин, ты мне больше не нужен, на закате своей жалкой жизни». И солгал Враг, ибо цель состояла в том, чтобы пленник обратил его злобу против эльфов и людей, прежде чем умереть", - "История Средиземья, том XI", "Странствия Хурина".
#литература #искусство #кино #интересные факты #фантастика #фэнтези #культура #творчество #чтение #властелин колец