75 subscribers

Интернет-маркетинг и авторское права – как защититься от претензий. Рекомендации эксперта «Ритейл Навигатор»

Замечали ли вы, что Инстаграм блокирует многие музыкальные произведения в ленте? Вероятно, вас это удивляло. А так действует защита авторских прав. Автоматическая программа находит и сразу удаляет неподобающий контент. Не стоит думать, что в интернете можно творить что угодно, или все, что там находится – бесплатное и может использоваться без стеснения. Нормы по авторским правам распространяются на онлайн с равным успехом. Касаются они и интернет-маркетинга. Продвижение товаров и услуг в мировой паутине попадает под действие российского ГК в части авторских прав.

Что же говорит нам закон

По ст. 1259 Гражданского Кодекса РФ литература, музыка, кино, драматургия, хореография, скульптура и живопись, графика, архитектура, сценография, фото – все это является объектом авторских прав. То есть, авторы этих творений и произведений имеют на них полный объем прав, которыми распоряжаются по своему усмотрению. Не стоит забывать, что при нарушении авторских прав отсутствие вины не освобождает нарушителя от обязанности прекратить нарушение. Вы нарушили право по незнанию, но все равно должны убрать чужое видео или картинку. И это не исключает, кстати, привлечение к ответственности.

Как применяется закон относительно интернет-активности

Очень просто! Статьи, гифки, изображения и ролики – все это попадает в классификацию по защите авторских прав. Так что размещенные без согласия автора тексты, фотографии и видео чреваты повесткой в суд или выплатой крупной денежной компенсации. Особенно это актуально для сферы SMM, ведь в соцсетях крутится просто огромный объем такого рода произведений. И нарушить права авторов совсем не сложно, даже по незнанию. От 10 000 до 5 000 000 рублей может требовать автор в качестве компенсации за нарушение его права на произведение. Сумма варьируется в зависимости от особенности дела, количества текстов, фотографии, видео и пр.

Создание контента – отправная точка возникновения авторского права, которое не требует регистрации и не заверяется печатью. На картинке, меме или фото вовсе не должен быть всеми любимый знак копирайта или что-то еще, чтобы подтвердить авторские права создателя.

Несколько несложных правил, которые нужно соблюдать, чтобы избежать судебных исков

Ищите и проверяйте авторов публикаций и статей, которые желаете разместить, если только вы не заказали их у копирайтера. Необходимо найти официальную страницу или профиль автора и проверить, разрешается ли размещение. Как правило, при ссылке на автора и упоминании его имени текст можно перепечатать. Если же вы не нашли никакой информации, то необходимо написать письмо автору с просьбой. Но если автор не ответил или тем более запретил, рисковать категорически нельзя.

Единственное исключение, когда можно публиковать чужой контент, если он уже где-то размещен в открытом доступе, а вы делаете это в культурных, научных, учебных, информационных целях (но обязательно с указанием имени автора). Такая тактика не сработает, когда статья размещена на явно рекламном аккаунте или сайте, где продаются товары и услуги.

С цитированием также следует быть внимательным, указывать автора все равно нужно!

По поводу картинок, фото и изображений – тоже не все так просто. Ведь даже в стоках у фотографий должна быть лицензия Creative Commons CC-0, по которой автор отказался от всех прав на свое творение, и оно стало общественным достоянием. Лицензия бывает несколько видов – круг пользователей ограничивается определенными носителями, количеством копий, форматом. И если нарушить эти ограничения, авторское право пострадает.

Особенно осторожным следует быть с логотипами, фирменными знаками, комиксами и персонажами мультфильмов – их могут защищать отдельные документы, так что лицензия в этом случае не работает. Если вы хотите создать коллаж, гифку или мем на базе какого-то изображения или видео, на использование первоначального контента все равно нужно просить разрешение.

Очень часто права принадлежат транснациональным корпорациям или кино-гигантам вроде «Диснея», так что мера ответственности может быть серьезной. Конечно, не станут корпорации «охотиться» за каждым заимствующим их картинки, но зачем испытывать судьбу. К рядовым пользователям отношение более снисходительное, но зарабатывающие на чужих правах компании и третьи лица могут получить огромные штрафы.

Что делать, если все-таки ситуация с нарушением чьих-то авторских прав произошла

Идеально – урегулировать ее мирным путем, не доводить дело до суда. Это плохо скажется и на репутации, и на финансах. Убрать чужой контент, публично извиниться, поставить авторскую отметку – вот что следует делать в таких случаях. И, поверьте, это гораздо проще и дешевле, нежели тратить деньги на пошлины и адвокатов.

Подобного рода проблем вообще можно избежать, если интернет-маркетингом будет заниматься профильное агентство с хорошей базой юристов, СММ-щиков и рекламщиков. Они хорошо знают авторское законодательство, умеют обходить его ловушки и правильно размещать контент. Только так можно быть уверенным, что никакой автор не предъявит претензии о незаконном использовании своего произведения.

Маркетинговые агентства на страже ваших интересов

Маркетинговое агентство заключает договор с исполнителем, тщательно проверяет материал на уникальность, проверяет товарный знак по международным и российским базам. Словом, делает все, чтобы обезопасить и защитить своего клиента от претензий по авторским правам. Обращаясь в маркетинговое агентство, вы, прежде всего, можете себя обезопасить от претензий со стороны обладателей авторского контента. Вторая выгода более прозаична – так вы экономите и деньги, и силы, и время – самый ценный и невосполнимый ресурс.

Ставьте лайки, если согласны – соблюдать авторские права лучше, чем потом получать претензии и выплачивать штрафы за нарушение. И подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми получать от экспертов достоверную информацию из мира маркетинга!

Интернет-маркетинг и авторское права – как защититься от претензий. Рекомендации эксперта «Ритейл Навигатор»