"Красавцы-преступники, их преданные подруги и неизбежная победа милиции": 3 забытых советских детектива

23 July
4,4k full reads
7k story viewsUnique page visitors
4,4k read the story to the endThat's 64% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Советские фильмы о работе милиции и расследовании преступлений могли варьироваться от развлекательно-приключенческого зрелища до глубокой психологической драмы, но нравственные акценты всегда расставляли четко. Победа справедливости была обеспечена зрителю с разной степенью потерь, но неизбежно.

Оттого их и смотреть приятно. Предлагаю погрузиться в мир справедливости и порядка, хотя бы на время просмотра предложенных картин.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Свидетельство о бедности" 1977 г.

Из мест заключения бежит рецидивист Геннадий Костюк (кличка "Крест"). Он останавливается в Одессе у своего знакомого, бывшего сидельца Мосина, по прозвищу "Чалый". Тот работает на часовом заводе, откуда идет крупное хищение деталей с содержанием драгметаллов.

Крест заинтересован достать чистые документы и большие деньги. Под его нажимом Чалый дает наводку на богатого старичка Коржаева, через которого похищенное контрабандой уходит за границу.

Кадр из фильма "Свидетельство о бедности". Геннадий Костюк - "Крест".

Спрятавшийся в доме Крест становится свидетелем сделки Коржаева с иностранцем Максом Цинклером, скупающим товар. После ухода гостя Коржаев звонит партнеру по поставке Виктору Михайловичу. Крест убивает старика, чтобы самому сойтись с поставщиком, войти в дело и получать долю прибыли. Труп Коржаева, разумеется, обнаруживают.

Милиция находит при обыске много ценностей, бриллианты и те самые дефицитные детали часов. Следствие ведут подполковник милиции, начальник ОБХСС Тарасов и его младший сотрудник, старший лейтенант милиции Стас Соколов. Им предстоит нащупать звенья преступной цепи и взять виновников с поличным.

Кадр из фильма "Свидетельство о бедности". Стас Соколов и Владимир Иванович Тарасов.
Кадр из фильма "Свидетельство о бедности". Стас Соколов и Владимир Иванович Тарасов.
Кадр из фильма "Свидетельство о бедности". Стас Соколов и Владимир Иванович Тарасов.
Фильм снят режиссером Самвелом Гаспаровым по мотивам повести братьев Вайнеров "Часы для мистера Келли". Главный его недостаток: из-за маленького хронометража сюжет сократили, что не пошло на пользу логике. Иногда совсем неясно на кого как вышли.
Несомненным достоинством ленты являются образы персонажей и актерские работы: харизматичный Крест (Борис Хмельницкий), его противник Стас Соколов (Александр Хочинский), похожий на молодого Бельмондо, как и замечает его девушка.
Чалый (Лев Перфилов), криминальная мелочь, кормящаяся рядом с акулами. Довольно зловещий персонаж - делец Виктор Михайлович, как хамелеон, вписавшийся в систему общества семидесятых годов. Яркая фигура - Нина Павловна, соседка Мосина, которая и без ОБХСС насквозь все видит.
Впечатляют некоторые сцены: разговор Виктора Михайловича с дочерью о дружбе, рассказ Креста о том, как приговоренного сажают в одиночку перед расстрелом, терзания его подруги Ольги после того, как выясняется образ жизни ее возлюбленного.
Самый сильный эпизод - финал. После погони и перестрелки герои, бандит и представитель закона, оба красавцы, уже без оружия, измученно опираются на каменную глыбу на берегу моря. Музыкальная тема, лирически контрастная действию, сопровождает сцену погони и в этот момент звучит особенно великолепно.

"Задача с тремя неизвестными" 1979 г. 2 серии

Ранняя весна. В городе еще повсюду лежит подтаявший снег, на дорогах снежно-водянистая хлябь. Кассир и шофер с предприятия получают большую сумму денег (зарплату и премию) и везут на завод. Кассир - плотная тетушка лет пятидесяти, шофер - пожилой потрепанный мужичок.

Когда машина останавливается на проезжей части у предприятия к ней подбегают двое налетчиков. Первый, высокий, с закрытым шарфом лицом, бьет по голове водителя, обернувшегося к автомобилю, чтобы помочь выйти женщине, тот - падает. Попытка вырвать сумку с деньгами не удается: тетка вцепилась в нее насмерть.

Ограбление, нагло происходящее белым днем, не остается незамеченным - из проходной высыпает на помощь толпа работяг. Преступник стреляет, но сообщник, почему-то, действует против него: толкает под руку, чтобы пуля ушла вверх и тащит за угол к машине, быстро увозящей обоих.

На происшествие выезжают пожилой старший следователь МВД майор Дорохов и свежеиспеченный лейтенант милиции Матушкин, для которого это событие - первое дело.

Кадр из фильма "Задача с тремя неизвестными". Лейтенант Матушкин и майор Дорохов.
Кадр из фильма "Задача с тремя неизвестными". Лейтенант Матушкин и майор Дорохов.
Кадр из фильма "Задача с тремя неизвестными". Лейтенант Матушкин и майор Дорохов.

Опрос свидетелей дает мало результатов, только кассирша твердит, что описать не может, но всех по глазам узнает. На месте нападения осталась ондатровая шапка, упавшая с головы одного из нападавших.

История расследования малоперспективного, по словам однокурсника Матушкина, дела показывает, что не техника, не дедукция, а скрупулезная ответственная работа ведет к победному результату.

Инициатор преступной группы молод, красив, самоуверен, неглуп, смел, авантюристичен, жесток и жаден. Скучный, дотошный, не героичный Дорохов загонит его в угол не только на шахматной доске, когда тот вызовется сам познакомится с противником, но и в реальной жизни.

Дело будет трудным, затянутым, иногда ведущим по ложному пути. Нетерпеливый Матушкин чуть не сбежит от разочарования в другую группу от зануды-начальника, но вовремя поймет, что у майора надо учиться. Дорохов наглядно продемонстрирует, проверяя его действия, как, по небрежности, можно упустить решающие улики.

Фильм иногда дидактичен, как его главный герой - следователь Дорохов, говорящий истины, навязшие в зубах, но однозначно доносит мысль: главное не перспективность, карьера, успех, а защита и безопасность людей и, особенно, - предупреждение преступлений.

Ничего страшного еще не случилось, но по городу ходит раздраженный неудачей налетчик с пистолетом, жаждущий реванша. Его надо брать до второй попытки.

"Вор должен сидеть в тюрьме", как говорил незабвенный Жеглов, в исполнении Владимира Высоцкого, а убийца - тем более. Ведь только по случайности, возомнивший себя выше других налетчик, не стал причиной чужой смерти. Он-то был готов идти по головам. Снова у нас красавец-преступник и девушка, влюбившаяся не в того парня.

Редкая отрицательная роль в амплуа Бориса Щербакова (Борис Копылов). В других ролях: эстонский актер Леонхард Мерзин (Дорохов), Владимир Герасимов (Матушкин), Виктор Проскурин (Геннадий Потапов), Юрий Астафьев (Николай Макеев). Маленькая, но запоминающаяся роль Георгия Светлани (старый бильярдист).
Кадр из фильма "Задача с тремя неизвестными". Дорохов играет на бильярде со старым мастером, то есть информацию собирает, а бильярд - так , для прикрытия.
Кадр из фильма "Задача с тремя неизвестными". Дорохов играет на бильярде со старым мастером, то есть информацию собирает, а бильярд - так , для прикрытия.
Кадр из фильма "Задача с тремя неизвестными". Дорохов играет на бильярде со старым мастером, то есть информацию собирает, а бильярд - так , для прикрытия.
Многие актеры почему-то переозвучены. В случае с эстонцем - понятно, но почему Проскурин говорит не своим голосом - загадка.

"Волчья яма" 1983 г. 2 серии

Эта история начинается в 1928 г. ночью в заснеженных горах Тянь-Шаня. Всадник, скрывающийся от кого-то, спешивается рядом с замерзшей лошадиной тушей. От падали отбегают рвавшие добычу волки.

Кадр из фильма "Волчья яма". Мрачная и опасная ночь в горах.
Кадр из фильма "Волчья яма". Мрачная и опасная ночь в горах.
Кадр из фильма "Волчья яма". Мрачная и опасная ночь в горах.

Попытка убрать препятствие дорого обошлась. Перед тушей находится припорошенная снегом ледянка. Соскользнув по ней, подошедший падает в ловушку - волчью яму. Он уцелел и, прижавшись к глинистой стене, вместе с двумя волками, слушает разговор преследователей, уверенных в его смерти.

Действие сюжета переносится в 1965 год. Молодой мужчина покупает на рынке детские ботиночки. Покупатель небрежно открывает чемодан полный денежных пачек. На попытку торговки дать сдачу - только машет рукой. Потом - заводит разговор с подростком из городской шпаны, но его останавливает милиция.

На допросе, задержанный Ахметов, говорит, что хотел передать деньги детскому приюту, но о их происхождении умалчивает. Никто не заметил, что за арестованным на базаре следили. Здоровенный бугай, увидев как Ахметова уводят, нарочно затеял драку.

Кадр из фильма "Волчья яма". Сосед героя по камере - "Угрюмый" (Оразбек Кутманалиев).
Кадр из фильма "Волчья яма". Сосед героя по камере - "Угрюмый" (Оразбек Кутманалиев).
Кадр из фильма "Волчья яма". Сосед героя по камере - "Угрюмый" (Оразбек Кутманалиев).

Теперь им предстоит вместе провести ночь в камере предварительного заключения. Задержанные явно знакомы, а у бугая есть с собой хорошо наточенное шило.

История мальчика-сироты Самата, после смерти отца попавшего с младшей сестрой в детский дом. Справедливый, ответственный за сестру мальчик - горяч и силен характером. Он не уживается ни в детском доме, где его наказывают, не пытаясь понять, ни дома, где дети не нужны матери.

Самат попадает под покровительство Мусы Шарипова, калеки, передвигающегося в инвалидной коляске. Он слывет героем войны. В доме Шарипова много знакомых, подчиняющихся ему как слуги, да и материальных средств у инвалида, судя по щедрости - немало.

Кадр из фильма "Волчья яма". Муса Шарипов. Внешность - обманчива.
Кадр из фильма "Волчья яма". Муса Шарипов. Внешность - обманчива.
Кадр из фильма "Волчья яма". Муса Шарипов. Внешность - обманчива.

Мальчик привыкает получать от покровителя деньги, подарки, услуги, любит его как отца. Став юношей, Самат узнает, что Шарипов - авторитет преступной организации, занимающейся контрабандой и многим другим. В оправдание тот ссылается на зависимость от более могущественного и жестокого криминального авторитета - легендарного Бабахана.

Фильм показывает как лучшие чувства, использованные умелым манипулятором, могут стащить человека в пропасть - "волчью яму". Мы видим отрывочно и становление самого преступника - ядовитого паука в человеческом образе, опутывающего свои жертвы.

Он пытается растить себе подобных из Самата и его друга Рахима, попытки освободиться от его отравляющего внимания воспринимает как неблагодарность и страшно мстит.

В картине присутствует расследование, но в центре внимания находятся психологические образы двух персонажей: покровителя и его ученика-жертвы.
Выдающаяся, глубокая, жизненная криминальная драма казахского режиссера Болотбека Шамшиева. В главной и лучшей в его фильмографии роли - Талгат Нигматулин. Самое страшное, что многое из того, что произошло по сюжету с героем, как под копирку перешло в судьбу актера.
Кадр из фильма "Волчья яма". Самат (Талгат Нигматулин).
Недостатки в картине есть, но достоинства их настолько превышают, что, по-моему, не имеет смысла и упоминать. Разве что, бросается в глаза, замена в советском фильме о восточной мафии самого ходового контрабандного товара, наркотиков, на пушнину и некоторые натяжки сюжета.
Помимо великолепных Талгата Нигматулина (Самата), Кененбая Кожабекова, артиста-инвалида, сыгравшего главного злодея, искрометного Мурата Мамбетова (воришки Композа), можно увидеть Суйменкула Чокморова и Николая Крюкова в милицейской форме, но отрицательные и мятущиеся персонажи их затмили.
Городские и природные пейзажи показаны живописно. Красивое лирическое музыкальное сопровождение.

Надеюсь, вам понравятся советские детективы и их герои. Если обзор показался интересным, предлагаю ознакомиться с предыдущим: "Оборона крепости, невезучий извозчик и пещера сокровищ": 3 интересных советских фильма о басмачах."