Литературные негры и где они обитают

6 June 2020

Наверное, сложно найти человека, который никогда не слышал о таком понятии, как "литературный негр". Но я все-таки в двух словах напомню (просто на всякий случай).

Литературный негр - это автор, пишущий тексты, которые потом издаются под именем другого автора: политического деятеля, например, или просто известного писателя, чьи романы хорошо раскупаются.

В Америке (и не только) вообще есть такая практика: анализируется рынок, создается (зачастую, коллективом авторов) роман с максимальной вероятностью коммерческого успеха. Название, псевдоним - все выбирается, исходя из результатов анализа. Каждая новая книга в проекте может принадлежать новому перу - это не имеет значения: бренд раскручен, книги покупаются. Авторов таких книг называют гострайтерами, от английского "Ghostwriter" - писатель-призрак. Как правило, у гострайтеров очень жесткие контракты, предусматривающие полную и безвозвратную передачу авторских прав на все тексты, созданные для проекта. То есть, если автор, к примеру, написал один вариант книги, но не стал издавать, потом подумал и написал другой вариант - он не имеет права использовать первый вариант, хотя тот и не был издан.

В России тоже есть нечто подобное, но в куда более "расслабленном" варианте. Возьмем, к примеру, какого-то автора, который начал в бодром темпе цикл: написал три-четыре-пять-десять романов, получил толпы читателей, большие стартовые тиражи новых романов, допечатки, организованные издательством авторские встречи и многое другое. Проходит какое-то время... и автор теряет интерес к своему циклу. Ему хочется двигаться дальше, писать что-то новое, а не раз за разом мусолить "денежную" тему, но издательству-то нужны новые романы именно в распиаренной серии! Новая, даже под тем же именем, еще не факт, что зайдет. А вот именно про этих героев люди читают запоем! А издательство (любое!) заинтересовано, прежде всего, в коммерческом успехе. Издательский бизнес - прежде всего, именно бизнес. И это нормально.

Так что же делать? Автор упрямится, и писать просто ради денег то, что ему самому уже не интересно, не хочет. А издательство не хочет терять бренд, в который вложено немало сил и денег.

Вот тут и вступает в игру гострайтер - или, по-русски, все-таки литературный негр. Чаще всего это писатель, не получивший коммерческого успеха под своим именем, но хорошо владеющий языком и умеющий писать под заказ, реализовывая и развивая чужую идею максимально похоже на первоисточник. Гонорар делится между автором идеи и автором-исполнителем, доли могут быть разные, от 10/90 до 90/10, зависит от ситуации. Авторские права не продаются издательству "пожизненно и невозвратно", как в Америке, но, конечно, варианта "когда-нибудь потом" издать заказной роман под своим именем уже нет.

Как нет и особого секрета: в писательской тусовке чаще всего все прекрасно знают, кто из Мэтров почивает на лаврах, пока за него отдувается "призрак". А вот самих негров знают уже не так хорошо - чаще всего, эти люди и сами держатся от тусовки в стороне. Хотя, конечно же, полным-полно исключений)

К сожалению, даже в самые раскрученные серии иногда по какой-то причине не удается привлечь "призрака" достаточно высокого уровня. И получается примерно вот такая история:

Автор пишет последний (не заключительный) роман, и окончательно теряет интерес к серии. У него есть, конечно же, наметки и идеи... но нет ни малейшего желания и вдохновения их реализовывать.

Издательство ведет с автором долгие и бесплодные переговоры в стиле:

  • И: Нам нужен новый роман.
  • А: Я больше не хочу продолжать этот цикл, посмотрите лучше на мои новые идеи.
  • И: Книги старого цикла стартуют по 100к экземпляров и через два месяца идет допечатка, а новый фиг знает, как пойдет. Напиши книгу по старому циклу.
  • А: Не хочу, мне больше неинтересен этот цикл.
  • И: Ну хоть одну книжку!
  • А: Я рассказал все, что хотел, а оставшиеся наметки - это так, просто обрывки.
  • И: Так, погоди-ка, наметки, значит... *шушукаются* Окей, чувак, напиши ЧЕТВЕРТЬ книги, получишь ПОЛОВИНУ гонорара, и мы от тебя отстанем *неслышно* временно отстанем...
  • А: Вам проще дать, чем объяснить, что не хочешь... ладно, четверть напишу, но что вы будете с ней делать?
  • И: А остальное напишет негр!
  • А: Б***ь.

В итоге издательство имеет отличный стартовый тираж, допечатки на уровне чуть ниже, но в целом - куда лучше, чем ничего. Автор имеет половину гонорара за четверть работы и какое-то время свободы от издательства. Призрак имеет весьма внушительный гонорар и опыт работы с Мэтром.

А что имеет читатель?...

Читатель, если повезет, имеет еще одну книжку о любимом мире и любимых героях, и если он не слишком внимателен - то даже и не заметит, что большая часть текста написана отнюдь не обладателем имени на обложке.

Но если не повезет, то читатель будет половину книги недоумевать и ломать голову: вот только что - точно авторский стиль, его манера временных переходов, его стилистика описаний, и точно его постановка боевых сцен! Начинается следующая глава... черт, кто вообще это писал?

Все дело в том, что автор оставляет себе одну сюжетную линию, а остальные отдает на откуп "негру" - иногда полностью, но чаще - со своей сюжетной базой, на которую нужно накрутить уже весь текст. В любом случае, это очень заметно внимательному читательскому взгляду, особенно если у автора яркий, запоминающийся стиль. И перепады между "авторской" частью текста, и частью текста "призрака" - буквально причиняют ментальную боль.

Порой история имеет продолжение. Сейчас, в эпоху интернета, каждый читатель имеет возможность прямым текстом высказать автору в лицо все, что он думает о его творчестве. И, конечно же, писатель из диалога выше (а заодно - и его жадное издательство) немедленно получают весьма негативный фидбек.

Что же делать-2?

Еще пару книжек - можно просто забить. А потом... потом мы имеем вот такую обложку:

Рисовать я не умею от слова "совсем"
Рисовать я не умею от слова "совсем"
Рисовать я не умею от слова "совсем"

Именно ради такого исхода молодые авторы, чаще всего, и соглашаются на роль литературного негра. Одно дело - начинать с нуля. Совсем другое - когда ты можешь упомянуть в своей библиографии - "написал два романа в соавторстве с Мэтром".

Конечно, те читатели цикла, которые когда-то запоем читали первые книги, неоднократно их перечитывали, дважды в день заглядывали в книжный магазин в ожидании нового романа, который должен появиться вот-вот, с минуты на минуту - они бросают это чтиво, как не соответствующее их уровню. Но всегда есть менее придирчивые читатели, которым почти все равно, как написано, лишь бы снова погрузиться в полюбившийся мир. Хорошо это или плохо? Каждый решает для себя.

Я лично с радостью отдал бы кому-нибудь "Черный Меч": я точно знаю, что никогда не вернусь к этому циклу, но у меня осталось немало наработок по нему, а читатели хотят знать, чем же дело кончится.

А самому стать "гострайтером"... Эх. Сначала хотел написать что-то пафосное, в духе "на обложке написанной мною книги должно быть мое имя", а потом подумал... зачем врать? Времена нынче непростые. Может, и согласился бы: зависит от темы и гонорара)

Но вернемся к нашим "неграм". Пожалуй, просто нельзя говорить о "писателях-призраках", и не упомянуть самого известного из них. Конечно же, я имею в виду Огюста Маке: соавтора самых известных романов Александра Дюма-отца. Согласно большинству источников, Маке в основном отвечал за поиски исторических событий, на которых можно было построить сюжет романа, а Дюма уже писал сам текст, так как пером владел несравнимо лучше. Также распространена версия, что настоящим автором всех романов был именно Маке, а Дюма просто вовремя оказался рядом и обманул беднягу по полной программе, однако никаких реальных подтверждений у этой теории нет.

Вы ждете, что я расскажу о еще каких-нибудь известных гострайтерах? Увы: их нет. Вернее, есть - но они известны как писатели, когда-то давно подвизавшиеся и в роли литнегров. Говард Лавкрафт, к примеру, не гнушался, причем даже на пике своей литературной карьеры. Он писал тексты, издававшиеся под именами нескольких авторов... и их имена сейчас помнят исключительно в связке с Лавкрафтом.

Давать какую-то моральную оценку гострайтерству я не берусь. Конечно же, в идеальном мире каждый пишет только под своим именем, обязательно заканчивает начатые истории, не бросая читателей у разбитого корыта заброшенного цикла, конечно же, в идеальном мире никому не приходится отказываться от своего авторства ради куска хлеба, конечно же, в идеальном мире...

Но то в идеальном мире.

А что вы думаете насчет гострайтеров? Осуждаете ли, и если да, то кого: тех, кто отказывается от имени на обложке ради денег, или тех, кто пользуется плодами чужого труда? Согласились бы писать на заказ, заранее подписывая договор о полной и безоговорочной передаче авторских прав? Расскажите в комментариях.

Ну и, конечно, поставьте статье лайк, если она вам понравилась, и не забудьте подписаться на канал.

искренне ваш,

Влад Вегашин