Писатель читает: Владимир Торин

2 June 2020

Давно хотел написать о том, что читаю сам. И, возможно, еще о том, что читают коллеги-писатели. Начать, конечно, собирался с себя, но никак не мог выбрать, о чем именно - или "о ком"? - написать. Подумал - и решил просто создать еженедельную рубрику, в которой буду давать обзоры на понравившиеся художественные тексты.

Разумеется, я не буду писать здесь о книгах Лукьяненко, Олди, Перумова, Мартина и Толкиена: о них вы и так знаете. Нет, я хочу поделиться своими находками: авторами и произведениями, о которых слышали немногие.

И начну я со своего последнего открытия. Итак, встречайте:

Владимир Торин: истории из Габена

фото из группы автора ВКонтакте
фото из группы автора ВКонтакте
фото из группы автора ВКонтакте
Пишет в жанре стимпанк и авантюрный детектив, чуть хоррора, чуть кабаре. Присутствуют хтонические чудовища в стиле Лавкрафта, механические создания и изобретения в стиле Жюля Верна, мрак в стиле Эдгара По, немного сюрреализма и гротеска в стиле Льюиса Кэролла, много черного юмора в стиле Лемони Сникета.
(с) взято в группе автора

Действие всех произведений происходит в вымышленном городе Габен. Городе шестеренок и паровых машин, городе, где социальная пропасть между одними и другими велика настолько, что преодолеть ее можно лишь преступным путем. В Габене всегда плохая погода, Габен стоит на берегу Пыльного моря, а сирены частенько оповещают горожан о приближении туманного шквала: если у тебя нет противотуманного зонтика - лучше не выходи из дома... если, конечно, у тебя есть дом.

Главные герои основной линии - доктор Натаниэль Френсис Доу и его племянник Джаспер.

  • Натаниэль Доу - великолепный врач и отъявленный мизантроп. Его манеры безупречны, его логика отточена. Он не переносит косность мышления, непунктуальность и грязные ногти, а также все, что обычно им сопутствует. И никогда никому не признается, что с нетерпением ждет нового выпуска "Романа с продолжением".
Доктора Доу неизменно раздражали милые люди, поскольку было в них что-то пряничное и сиропное, потаенно-угрожающее, но Элмерсы были «терпимо» милыми и слегка грустными. Доктор Доу, в присущей ему манере строить догадки, предполагал, что это как-то связано с тем, что их лишь двое. (с) "О носах и замках"
  • Джаспер - его полная противоположность. Ему около двенадцати лет, и он именно то, чем вы можете представить себе двенадцатилетнего неглупого мальчишку: безгранично любопытен, эмоционально нестабилен, физически неспособен поддерживать вокруг себя то, что взрослые называют порядком, а доктор Доу - нормой.
когда вижу в ленте ВК эту картинку - знаю, что в Габене опять что-то начинается... и переставляю будильник на несколько часов позже
когда вижу в ленте ВК эту картинку - знаю, что в Габене опять что-то начинается... и переставляю будильник на несколько часов позже
когда вижу в ленте ВК эту картинку - знаю, что в Габене опять что-то начинается... и переставляю будильник на несколько часов позже

Не буду рассказывать, как так вышло, что пару лет назад Джаспер был вынужден переехать на улицу Трокар к своему дядюшке - но это было то, что принято называть "обстоятельствами непреодолимой силы". В общем, так вышло. А Натаниэль Френсис Доу всегда предельно ответственно относился к своим обязанностям, будь то ампутация ноги, вскрытие гремлина или воспитание любопытного мальчишки.

Доктор Доу и его племянник живут в Саквояжном районе, фактически - в трущобах Габена. Из текста не следует прямого указания на то, почему бы доктору не перебраться в район поприличнее, но я полагаю, здесь есть какая-то связь с подземными пародрезинами и мизантропией Натаниэля Доу.

Единственное, в чем Натаниэль Доу был точно уверен, так это в том, что за всеми этими пестрыми заголовками где-то на задворках газеты просто затеряется, словно оторванная пуговица под кроватью, крошечная заметка. Заметка, отпечатанная чернилами марки «Беспросветность без прикрас»: «Человек, найденный мертвым в поезде, стал всего лишь очередной жертвой этого города, до которой, в общем-то, никому нет дела». (с) "Мое пост-имаго

И, поскольку сущность приключений состоит в том, чтобы сваливаться на голову именно тем, кто их меньше всего ищет - доктор Доу постоянно оказывается в центре самых мрачных, самых загадочных, самых запутанных событий мрачного, загадочного и запутанного города Габена.

Основные преимущества истории, которые хочу отметить отдельно:

  • Сюжет: я давно не читал столь стремительно развивающегося, но при этом только больше запутывающего читателя детектива. Развязка оставляет больше вопросов, чем ответов, но впереди маячит очередное продолжение, и вот уже не два часа ночи, а пять утра, и до будильника осталось всего-ничего, но оторваться невозможно.
  • Декорации: честно: Габен отвратителен. Нет во всем Габене ни одного человека, кто мог бы сказать, что любит этот город. То есть, сказать мог бы кто угодно - неспособных лгать в Габене тоже нет. Но вот тех, кто любил бы его всерьез, искренне, всей душой... нет, таких нет. Но как же он прописан! Владимир Торин не дает подробных описаний и экскурсов в историю, нет. Он создает портрет города легкими мазками в событийной паутине, и уже ко второй главе читатель начинает "видеть" и площадь Неми-Дрё, и Саквояжню, и истинные трущобы Фли, и чопорный Сонн... Торин великолепно владеет этим приемом - создавать декорации мазками. Я, к сожалению, так до сих пор не научился.
  • Стиль. О, стиль здесь совершенно неповторимый и абсолютно ни на что не похожий. Честно признаться, я наткнулся на первую главу романа случайно, и читал ее со странными чувствами, то восхищаясь, то кривясь. Торин очень смело обходится с русским языком, не боясь вставлять словечки на суржике (это такой незаконнорожденный диалект от кровосмесительной связи русского и украинского). Торин не стесняется откровенно придумывать слова просто по созвучию с действием, он легко извращает синтаксис, совершенно не учитывает "разговорность" и "устарелость" некоторых слов. При этом он не допускает орфографических и пунктуационных ошибок, а его "насилие" над литературным языком уже к концу первой главы становится неповторимым авторским стилем.
  • Идея. Пожалуй, это одна из тех историй, где "идеей" можно назвать само ее существование. Здесь нет всепобеждающего добра, мир преисполнен ненависти как к "обычным", так и к "не таким", и все же... чем дальше читаешь - тем больше понимаешь: слабый лучик надежды невозможно погасить ни пыльными бурями, ни туманным шквалом, ни черными облаками Гари, ни даже серым небом Габена.
Бордовый в лучшие времена, а ныне бурый локомотив отчаянно не походил на те прекрасные модели, которые продаются в игрушечных лавках. Неприятный и вызывающий горький привкус во рту одним своим видом, он напоминал прокуренного насквозь дедушку, сваленного на вашу постель алкогольным обмороком. (с) "Мое пост-имаго"

Теперь о недостатках - без них, увы, не бывает.

1. Стиль все же крайне своеобразный. Мне пришлось продираться через первую главу, пока я не привык к тому, как автор обходится с языком (но признаюсь, после того, как привык - получаю просто невероятное наслаждение).

2. Пожалуй, главный недостаток: все это великолепие выложено в виде статей ВКонтакте. Сказать, что это неудобно - не сказать ничего. Роман "О носах и замках" выложен, кажется, в пяти или шести частях, в каждой - от трех до шести глав, и каждая глава - это отдельная статья. Иногда при выкладке нового фрагмента автор забывает поставить ссылку на предыдущие, а в предыдущем - ссылку на последующий, и вместо увлекательного чтения приходится совсем неувлекательно лазать по дебрям статей ВК.

3. Ну и да: в составе общей Истории есть несколько законченных романов, повестей и рассказов... но большая часть еще только пишется.

А больше у меня претензий нет.

Резюмируя: если вы любите стимпанк, черный юмор и хорошо запутанный детектив - вам в Габен.

Рекомендую начать с повести "И гаснет свет", продолжить малым романом "Мое пост-имаго", дальше прочитать роман "О носах и замках", а в ожидании окончания следующей части - "Тайна дома № 12 на улице Флоретт" - почитать рассказы, например, "Мертвец с улицы Синих Труб".

Приятного чтения!

Ссылки:

  • ...из Габена - группа Владимира Торина ВКонтакте, где собраны почти все имеющиеся тексты.
  • Авторский сайт Владимира Торина. Тут очень мало всего, но есть то, чего нет в ВК.
  • Страница автора на Проза.ру - тут тоже есть немножко того, чего вроде бы больше нет нигде.

Если вы хотите больше таких обзоров, хотите узнавать о новых классных авторах, хотите почитать о литературной кухне, узнать, как пишутся романы, откуда берутся идеи и где ищется вдохновение - подпишитесь на мой канал. Спасибо!

искренне ваш,

Влад Вегашин