Приветы из прошлого, или почему в творчестве не место беспорядку

29 May 2020

Творческий беспорядок - это прямой путь к творческому кризису.

И я сейчас вовсе не о состоянии рабочего стола писателя: тут уж каждый кто во что горазд. У кого-то фантики от конфет, у кого-то стерильная чистота, у кого-то все закидано заметками и набросками - от руки и распечатанными. Кто-то устраивает себе баррикады из справочных материалов, у кого-то распечатаны карты... в общем, кому как удобнее и кому как вдохновеннее.

А я о другом.

Я о порядке в электронных файлах.

Вот, к примеру, моя рабочая папка. Да, она так и называется: рабочая папка.

Приветы из прошлого, или почему в творчестве не место беспорядку

Здесь, на первый взгляд, все более или менее в порядке. Подпапки по циклам, в подпапках - файлы по каждому роману, обложки, иллюстрации, аннотации, синопсисы, черновики и всякие технические заметки...

Стоп. Технические заметки. В папке каждой книги одного цикла.

То есть, черновики и заметки от первой книги - лежат в папке первой книги, черновики и заметки от второй - в папке второй, и так далее.

Но половина этих заметок, на самом деле, нужна только к той книге, которая находится в работе в данный момент! Да какая там половина... почти все нужно к тому тексту, что пишется сейчас!

С этим бардаком у меня была пара ситуаций... одна смешная, другая - не очень.

Начну с той, которая "не очень".

Суть в том, что у меня была продумана довольно любопытная интрига. Не то, чтобы сюжетообразующая, но все равно интересная. И я ее схему (буквально: с картинками и стрелочками) сохранил в черновиках. А потом случилось много всякого разного, и я больше года не прикасался к клавиатуре. И вот, наконец, появилось немного свободного времени, я сел за текст... а файла с интригой - нет. Разумеется, детали я уже напрочь забыл, придумывать заново не было задора, и я попросту на это дело плюнул. Обидно, конечно, но придумывать по второму разу действительно неинтересно.

А несколько дней назад я наводил порядок в черновиках, пытаясь все записи по "ДЛО" собрать в одну папку. И нашел эту чертову схему. В черновиках к третьему тому (хотя интрига относилась к первому). Почему я ее туда сохранил? Да кто ж теперь поймет...

Теперь или переписывать (в четвертый раз) одну из линий, или забить на ту идею. И что-то мне подсказывает, что всего моего перфекционизма и всей моей жадности до собственных идей не хватит, чтобы заставить себя опять переписывать три авторских листа.

Вторая история стоила мне всего лишь пары потерянных рабочих ночей (в то время работал в ночную смену, было достаточно свободного времени, и писал на работе).

Я застрял на середине одной главы, обнаружив там глобальную сюжетную несостыковку. Если вкратце...

*прошло полчаса*

Простите, вкратце не получается без глубокого экскурса в половину сюжета книги. Так что я попробую ОЧЕНЬ вкратце, а вы уж потом подробности в книжке почитаете, она скоро будет выложена на Автор.Тудей.

Дано:

  • В деревне, где живут два персонажа с богатой историей, существует поверье: раз в год к некоторым особо закоренелым убийцам являются духи тех, кого именно в этот день убили, и требуют возмездия. Называется это дело просто и незамысловато: ночь возмездия (не, ну логично же! *я про название, остальное как раз НЕ логично, знаю*).
  • Один из персонажей ухитрился убить ну очень много народа аккурат в этот самый день. И сразу после этого - познакомиться с вторым персонажем, который с ним сейчас в этой деревне и живет. И на том факте, что он заблаговременно узнает о грядущей "ночи возмездия", построен изрядный кусочек сюжета, причем не бокового, а основной линии - именно из-за "ночи возмездия" к герою является дух одного из тех, кого он убил, и в процессе разговора герой получает некоторое количество жизненно важной информации плюс моральный пинок.
  • Между "убил кучу народа" и "мирно живет в деревне" произошло немало событий, включая путешествия через половину немаленькой страны, постройку дома, и так далее. И выходит, что либо с момента знакомства персонажей (совпадающего с массовой резней) прошел всего один год, чрезвычайно наполненный событиями, либо... либо первую годовщину (и первую "ночь возмездия") мой дорогой герой попросту не заметил. И, в таком случае, у него нет ни одного повода как-то паниковать и переживать насчет грядущего воздаяния, он вообще в это верить не должен.

В общем, я как раз вернулся к работе над этой линией, открыл последнюю главу, которую начинал редактировать за год с лишним до этого, вспомнил о существовавшей проблеме... и три дня (то есть, три ночи) грустно на эту тему размышлял. Наконец, решил переписывать кусок полностью - лучше так, чем оставлять столь внушительный рояль посреди текста.

Пролистал до середины - то есть, до того момента, где остановился в прошлый раз - и... в общем, там посреди текста сделан разрыв в несколько строчек, и надпись жирным шрифтом:

"Хватит страдать х**ней! Нет никакой "Ночи возмездия", это просто деревенские бредни! Маалинни явилась потому, что Талеанис, испугавшись этих бредней и отполировав свою панику алкоголем, накрутил себя до бессонницы и галлюцинаций! Вот и все, и никаких затыков"

Решение далеко не идеальное, но мне ведь и такое в голову не приходило! Я его, конечно, отполировал, как смог... но самое главное, что да: я "прошел" этот сложный момент, который никак не хотел решаться.

А если бы я был последователен и делал все правильно - то в единственной на весь цикл папке "заметки по ходу" у меня бы лежал txt-файл с названием "решение проблемы с ночью возмездия".

ВЫВОД: можно устраивать любой комфортный бардак на столе, на полках, стенах, где угодно, хоть под столом. Но вся важная, нужная, потенциально полезная информация о тексте, с которым вы сейчас работаете - должна содержаться в полном порядке.

Иначе потом будет очень грустно.

Если вам понравилась статья - подписывайтесь, чтобы не пропустить следующую!

Искренне ваш,
Влад Вегашин