500 subscribers

Как научить ребёнка просить словами, а не жестами: игры из работы логопеда

13k full reads
19k story viewsUnique page visitors
13k read the story to the endThat's 65% of the total page views
1,5 minute — average reading time

В этой статье рассказываю о работе с детьми по пониманию обращенной речи.

Бывает и так, что ребёнок начал говорить, но не просит, показывает желаемое жестами. Или повторяет без осознания смысла. Как отражение. Как Эхо. И есть название такой речи "эхолалия".

Эхолалия- нарушение речи, когда ребёнок повторяет слова взрослого. Например, на вопрос не отвечает, а повторяет вопрос.

- Это красное или синее?
- Красное или синее?
- Где большая деталь?
- Большая деталь.

Один ученик не мог ответить на вопрос, у него всё было утвердительно, один ответ ДА на любой вопрос взрослого. Почему? Нарушение понимания речи. Ученику в сентябре исполнится 4 года.

Через 5-6 занятий появился ответ "нет", да ещё с продолжением

- Ты любишь лимон?
- Нет, он кислый. Папа любит.

Цель достигнута- все молодцы ))))

Надо учить малыша отвечать на вопрос, просить, выражать свою просьбу.

Работа с пирамидками, стаканами разного размера

Предлагаю разложить разноцветные стаканы на столе ( или на полу).

Сначала сама показываю, как построить высокую башню из разноцветных стаканчиков.

И расставляю их на столе.

Стаканы для пирамидки из Икея
Стаканы для пирамидки из Икея
Стаканы для пирамидки из Икея

Спрашиваю, где самый большой?

Помогаю, показываю при затруднении.

Отодвигаем этот большой стакан в сторону от остальных.

Потом снова вопрос:

- Теперь где самый большой?

Ищем большой из оставшихся (могу сориентировать по цвету).

И ставим его сверху на первый, самый большой. Так выстраивается первый ярус пирамиды.

- Где самый большой из оставшихся?

И так до последней детали.

Работа над формированием просьбы

Как научить ребенка просить что- то?

Мотивация- вот что необходимо для речи. Если нужный предмет не может сам взять, а он требуется, надо просить.

Как?

Сортер
Сортер
Сортер

Предлагаю поиграть.

А сама коварно забираю несколько деталей из игры.

Учу вместе с жестом ( разжимая, зажимая пальцы на одной руке) просить : "Дай".

Сперва просьба состоит из одного слова ДАЙ.

Потом, слово ДАЙ и что дать ( чашку, карандаш или утку).

Правильный речевой образец взрослого в помощь малышу.

Ребенок показывает, что кто-то убежал из пруда.

- Попроси, "дай утю" ( можно на данном этапе слова упрощать, чтобы ребенок смог сам сказать слово).

И одновременно показываю жест "Дай".

Следующий этап формирования просьбы: обращение к человеку. У кого просим?

- Тётя, дай жабу!

Или

-Мама, дай пить!

В игру включаем героев: кукол, мягкие игрушки.

Через 2-3 занятия и закрепление дома родителями ребёнок начинает свои просьбы проговаривать, а не просто указывать пальцем на желаемый предмет.

Пазл
Пазл
Пазл

В прошлый раз у оленя "потерялись" разные части тела.

Поможем оленю? Конечно!
Попроси, что тебе дать.

И слышала я такие просьбы:

- Тетя, дай рог.

- Тётя, дай ухо.

- Тётя, дай куст.

- Тётя, дай тело.

- Тётя, дай хвост.

Могу помочь, уточнить, чего ещё не хватает оленю? Что тут потерялось? Хвост?

Остались вопросы? Задавайте в комментариях!

Поставьте ЛАЙК и поднимитесь на КАНАЛ "Супер Детки"! Так Вы не пропустите обновления :)