Как кризис повлиял на Digital-агентства? Мнение независимого консультанта

384 full reads
Когда вокруг пусто, бизнес останавливается
Когда вокруг пусто, бизнес останавливается

Недавно писала комментарий к новому исследованию рынка Digital-агентств и веб-студий, которое мы помогали готовить CMS Magazine. Ответы на вопросы полны позитивом и верой в будущее. Однако по моим оценкам, общий кризис для Digital-компаний только приближается к середине. К локдауну и падению экономики в ближайшее время добавится фактор сезонности. И именно он будет следующим вызовом, стоящим перед агентствами и веб-студиями

Давайте я разверну свой тезис. На рынке услуг по разработке и продвижению сайтов всегда было 2 ярко выраженных подъема и спада. Подъемы наступали с сентября по декабрь и с февраля по апрель, спады — с мая по август и в январе. Собственно, май был худшим месяцем в году. Потому что, во первых, в нём мало рабочих дней. А во-вторых, после него наступает лето, с его отпусками и “перезвоните в сентябре, у нас руководителя нет на месте”

Дальнейшая ситуация на рынке Digital-услуг зависит от того, смогли ли компании накопить за март и апрель средства на то, чтобы справиться с летним спадом продаж. Надеяться на то, что в этом году его не будет, глупо. Да, люди, которые выйдут из карантина, начнут покупать немного больше товаров и услуг. Откроются парикмахерские и рестораны. Но у населения нет доходов, многие уже лишились работы. У них просто нет денег, которые будут тратиться на товары и услуги, рекламируемые агентствами. А это значит, что заказчики агентств не будут существенно увеличивать бюджеты. Возврата к докризисной ситуации не произойдёт

Этот кризис разделил все агентства и веб-студии на две неравные части. Первую составили компании, которые с подобными ситуациями уже встречались в 2008 и 2013 годах. И сейчас их руководители знали, что нужно делать в первую очередь, что — во вторую, а о чём вообще не стоит переживать. У многих из таких компаний были проработаны более-менее подробные планы действий на случай, если что-то пойдет не так. Они среагировали очень быстро, в марте и апреле чувствовали себя нормально. К лету они, на мой взгляд, готовы

Вторая часть — это компании, которые были созданы после 2014 года. Они росли в более-менее тучные годы, их команды с кризисами не сталкивались. Руководители именно этих компаний делились в марте на Встречах нашего Сообщества, что не знают, как решиться на сокращения сотрудников: ведь сотрудники для них — семья

Я опасаюсь и переживаю за них. Именно они находятся в наиболее рискованной ситуации. Именно перед ними будет стоять самый непростой выбор

Как справиться с этим выбором? Сделать свой стакан хотя бы наполовину пустым, если вы понимаете, о чём я. Перестать думать о том, что мы — умные, опытные, можем и должны сами справляться с вызовами, которые посылает нам судьба. Вновь стать маленькими детьми, которым стоит учиться у всех окружающих, готовых поделиться информацией и советом. Быстро меняться и внедрять новое. Стать гибкими и адаптивными. Пробовать то, что мы не пробовали раньше

Потому что, как было до кризиса — уже не получится. Когда мы найдём новые способы, рынок в очередной раз изменится. У тех, кто адаптируется, всё получится