Найти в Дзене
Читающим между слов...

形 (КАТА) — как способ личного постижения того, что невозможно передать в словах.

形 (ката) — формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников.
形 (ката) — формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников.

Термин Ката подразумевает «форму», имеется в виду заранее созданная форма или учебный шаблон, схема движения или действий.

В 書道 (Сёдо - «Путь письма») ученики пытаются воспроизвести максимально точную копию 手本 (техон) - пропись, образец, в качестве которой служит либо классический трактат по каллиграфии, либо работа их сенсея.

-2

В 墨絵 (Суми-э - японская монохромная живопись тушью) новичок копирует определенные работы и ему не разрешается приниматься за следующую работу, пока не будет закончена точная копия предыдущей.

-3

В 茶道 (тядо - «путь чая») - чайной церемонии последователи повторяют ритуалы, которые использовались еще 200 лет назад, а в практике 武術 (Будзюцу) ученики безостановочно отрабатывают установленные последовательности действий.

-4

И все же даже в Японии находятся люди, утверждающие что, например, в 武術 (Будзюцу) использование ката с их заранее известным набором действий не соответствует реалиям современной жизни, и тем более — актуального боя. Подобные заявления можно слышать в адрес не только 武道 (Будо), но и других японских традиционных искусств. И подобные критические замечания в какой-то степени оправданы — 形 (Ката) японских 道 (До:) искусственны, так как там все заранее известно и расписано каждое движение. С другой стороны, утверждения, что практика ката является пустой тратой времени и не способствует развитию способности к спонтанным действиям, в корне абсурдны.

Развивая пример из области 武術 (Будзюцу), следует заметить, что роль 形 (Ката) заключается в обучении, а не в боевой практике, ее в данном случае не надо принимать во внимание, для отработки боевых навыков существуют другие виды тренировки. Точно так же как элементарные задания на уроках арифметики или простейшая мелодия, используемая на занятиях музыкой для повторения и шлифования основ, дают нам базовые знания, которые потом дают опору при решении проблем, так или иначе связанных с изучаемым предметом в реальной жизни. Так и практика 形 (Ката) в 武術 (Будзюцу) дает понимание фундаментальных принципов, которые затем могут быть использованы в реальной жизни.

-5

Иногда можно услышать замечания, что некоторые ката 武術 (Будзюцу) не содержат в себе реалистичных ударов и вариантов ведения поединка. Заблуждение в данном случае заключается в том, что некоторые люди считают, что возможно заранее предугадать форму будущей атаки. Несостоятельность боевых навыков отдельно взятого человека зависит не от использования им ката в своих тренировках, а от неправильного понимания методологии.

Учителя 武道 (Будо) используют ката не для обучения самозащите. 形 (Ката) используются для обучения принципам, а не техникам. Универсальным принципам, которые применимы во всех областях жизни. И эти фундаментальные принципы, 原則 (генсоку), нельзя выучить интеллектуально, вызубрить как некий учебный материал. Их необходимо учить через практику, познавать, в чем и заключается роль 形 (Ката). Повторение 形 (Ката) дает нам возможность усвоить эти принципы настолько глубоко — не логически понять, а скорее прочувствовать их всем своим существом, что в итоге мы становимся способными создавать наши собственные варианты техник, 変化 (хенка), и таким образом, эффективно справляться с новыми, непредсказуемыми ситуациями. Через практику 形 (Ката) мы культивируем 勘 (кан) - «интуитивное понимание», которое в конечном итоге позволяет нам выполнять и создавать новые спонтанные техники, максимально отвечающие требованиям настоящей ситуации. Это очень важно, так как мы не имеем ни малейшего представления о том, как нас могут атаковать, не важно, какие техники мы постоянно отрабатываем, нам все равно придется «подгонять» их под ситуацию. Общие принципы более универсальны и поэтому их намного легче адаптировать, чем узконаправленные, специально заученные техники.

分解 (бункай) — в боевых искусствах представляет собой расшифровку, анализ: 分 (бун) - «делить на части», 解 (кай) - «объяснять», «истолковывать», набор боевых применений движений 型 (ката) «формы» 空手道 (Карате-до).
分解 (бункай) — в боевых искусствах представляет собой расшифровку, анализ: 分 (бун) - «делить на части», 解 (кай) - «объяснять», «истолковывать», набор боевых применений движений 型 (ката) «формы» 空手道 (Карате-до).

Ещё одним важным аспектом практики 形 (Ката) является их тесная связь с эзотерикой. Основатели многих форм искусства, от 茶道 (тядо) - чайной церемонии до 踊り (Одори) - танец, иногда заявляли, что получили свое искусство от божественных существ. Подобное озарение и священность, с которыми такая традиция сохранялась и передавалась из поколения в поколение вообще не поддаются словесному описанию. В практике 道 (До:) - Пути то, что невозможно выразить, а следовательно, и передать словами, передавалось последователям, опять таки, через 形 (Ката) — особые формы, в процессе практики которых ученик помещается в условия, требующие развития заявленных качеств. Если я не могу объяснить, что такое спокойствие, а только с помощью слов это действительно невозможно, я могу снова и снова создавать вам условия, в которых для достижения заданного результата от вас потребуется достижение этого самого спокойствия. Точно так же можно развивать и другие качества — координацию, концентрацию, настойчивость.

形 (Ката) используются и передаются от учителя к ученику именно потому, что они доказали свою эффективность,письменной или устной форме.

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Практика Неделания.
Окружающий мир быстро меняется, и это заставляет людей пересматривать свою систему ценностей и искать ответы на вопросы, которые ставит перед ними реальность. Используя своё физическое тело, как инструмент эволюции мы открываем путь к познанию ума, чувств и духа, заключенных в теле. Одновременно на этом же жизненном пути мы развиваем такие добродетели, как воля, дисциплина и настойчивость, которые формируют наш характер. Однако, чаще всего человек невосприимчив к секретам Мироздания в своём обычном энергетическом статусе...
Практика выбора маршрута.
"...Всё может быть либо ядом, либо лекарством, либо освобождает, либо порабощает..." Каждое наше слово – это, по сути, уникальная матрица, открывающая определённое пространство. Всё, что мы пропускаем через себя, потребляем и используем исходит из какого-то пространства. У всего есть свой источник. Любая мысль или слово также является прямым ключом (проходом) к своему пространству и соединяется с ним благодаря звуку. Звук (вибрация) – это то, из чего возникло само вселенское пространство… “…В начале было слово и слово было от Бога и слово было Бог...
Эволюция или перезагрузка традиционных боевых искусств.
Когда мы упоминаем термин боевые искусства, на ментальном экране сразу проэцируется дза-дзен, медитации, ката, аутентичный додзё и мудрые, в возрасте мастера - носители сокровенных знаний. Но окружающая среда меняется под воздействием эволюционных приоритетов. Меняется и наш запрос на универсальный контекст и глубину боевых искусств. И вопрос не в том, останутся ли они — а в том, какими они станут в наших ассоциациях и обусловленнастях, как сможем мы воспользоваться принципами заархивированными...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты