«Россети» создадут экосистему для электротранспорта

21 July

Зарядные устройства для электротранспорта стали привычной частью городского пейзажа во многих странах. Вместе со специальными парковочными местами, правом использовать выделенную полосу и другими преференциями это во многом послужило буму популярности электромобилей в мире.

О развитии инфраструктуры для электротранспорта и новых сервисах компании в этой области рассказал заместитель генерального директора по цифровой трансформации «Россетей» Константин Михайлик.

Развитием зарядной инфраструктуры группа «Россети» занимается не первый год. Как вы оцениваете то, что уже сделано в этом направлении?

- В 2013 году группа «Россети» была одной из первых, кто начал развивать зарядную инфраструктуру в России. Компанией за 6 лет была создана сеть из 251 станции с географией охвата от Калининграда до Иркутска.

Сейчас, оценивая темпы роста электрозависимого транспорта и зарядной инфраструктуры в мире, есть понимание, что эту работу надо усилить. Исходя из мирового опыта, а также тенденций рынка и была создана концепция развития зарядной инфраструктуры ПАО «Россети» на период 2020-2025 гг.

Какие цели у концепции?

- Глобальная цель и нашей концепции, и всех аналогичных программ в мире - снижение вредных выхлопов в атмосферу и улучшение экологической ситуации. Особенно в больших городах.

Вторая цель – развитие дополнительных сервисов в рамках Цифровой трансформации. Новые виды услуг дают компании новые возможности увеличения нетарифной выручки. Ведь перевод всего лишь 3-4% российских автомобилей на электротягу формирует дополнительный спрос на электроэнергию (минимум 8-9 млрд кВт*ч дополнительного потребления).

Мы ставим себе задачу по разработке платформенного решения по управлению сетью ЭЗС в направлении интеграции с системами двустороннего использования электромобилей (зарядка и выдача), «умной» зарядки и SmartGrid, а также по организации систем накопления энергии.

Какие шаги делаются в этом направлении?

Основное – это создание единой национальной сети, которая на первом этапе охватит крупные города с населением более 1 млн человек и свяжет их транспортными коридорами. На втором этапе сеть закроет города с населением от 500 тысяч до 1 млн жителей. Всего до 2024 года в рамках «Программы 30/30» должно быть создано около 1 000 электрозарядных станций в 30-ти крупных городах и на 30-ти магистралях.

Большая совместная работа ведется с региональными и муниципальными властями. Один из примеров – сотрудничество по развитию инфраструктуры для зарядки электробусов, легкового и двухколесного электротранспорта в столичном регионе.

Вы говорили про единую сеть. Что это значит?

- Наша цель – внедрение единых стандартов качества и надёжности для потребителей по всей России. Мы готовы к созданию зарядной инфраструктуры что называется «под ключ» – установка, подключение, обслуживание, ремонт зарядных станций и всего остального, что необходимо для успешной эксплуатации.

Пользователь вне зависимости от региона пребывания будет получать доступ к услуге через единое мобильное приложение. По сути, приложение будет универсальным инструментом во всех ситуациях, связанных с зарядкой автомобиля. В приоритет ставится удобство для пользователей.

Мы построим полноценную экосистему доступной зарядной инфраструктуры. Это амбициозная, но выполнимая задача.

Для того, чтобы закрепиться на рынке и постепенно выстроить ассоциативный ряд потребителей был создан суббренд «Россети – электротранспорт». Все это делается для того, чтобы у человека сформировалось мнение, что использование электромобиля не доставит ему проблем, что инфраструктура есть, и её достаточно для того, чтобы передвижение на электромобиле было не сложнее, чем на привычном автомобиле с двигателем внутреннего сгорания.

Насколько вы уверены в востребованности услуги?

- На начало 2020 г. в Российской Федерации насчитывалось 6 652 электромобиля. Рост за год – практически вдвое. Есть вполне чёткие предпосылки для дальнейшего роста – стратегия автомобильной промышленности России ставит целью увеличение парка электромобилей до 5% к 2025 г. Важно, чтобы нехватка инфраструктуры не тормозила этот процесс.

Мировой автопром давно сделал ставку на электротранспорт: крупнейшие мировые автопроизводители заявили о переводе существующих или строительстве новых производственных мощностей непосредственно для электротранспорта. С годами количество полностью электрических моделей, представленных на рынке, будет только расти. Осознанное потребление, спрос на экологичность диктуют новые условия. У инфраструктуры электротранспорта нет шансов быть невостребованной.