«Россети» создадут экосистему для электротранспорта

21 July 2020
«Россети» создадут экосистему для электротранспорта

Зарядные устройства для электротранспорта стали привычной частью городского пейзажа во многих странах. Вместе со специальными парковочными местами, правом использовать выделенную полосу и другими преференциями это во многом послужило буму популярности электромобилей в мире.

О развитии инфраструктуры для электротранспорта и новых сервисах компании в этой области рассказал заместитель генерального директора по цифровой трансформации «Россетей» Константин Михайлик.

Развитием зарядной инфраструктуры группа «Россети» занимается не первый год. Как вы оцениваете то, что уже сделано в этом направлении?

- В 2013 году группа «Россети» была одной из первых, кто начал развивать зарядную инфраструктуру в России. Компанией за 6 лет была создана сеть из 251 станции с географией охвата от Калининграда до Иркутска.

Сейчас, оценивая темпы роста электрозависимого транспорта и зарядной инфраструктуры в мире, есть понимание, что эту работу надо усилить. Исходя из мирового опыта, а также тенденций рынка и была создана концепция развития зарядной инфраструктуры ПАО «Россети» на период 2020-2025 гг.

Какие цели у концепции?

- Глобальная цель и нашей концепции, и всех аналогичных программ в мире - снижение вредных выхлопов в атмосферу и улучшение экологической ситуации. Особенно в больших городах.

Вторая цель – развитие дополнительных сервисов в рамках Цифровой трансформации. Новые виды услуг дают компании новые возможности увеличения нетарифной выручки. Ведь перевод всего лишь 3-4% российских автомобилей на электротягу формирует дополнительный спрос на электроэнергию (минимум 8-9 млрд кВт*ч дополнительного потребления).

Мы ставим себе задачу по разработке платформенного решения по управлению сетью ЭЗС в направлении интеграции с системами двустороннего использования электромобилей (зарядка и выдача), «умной» зарядки и SmartGrid, а также по организации систем накопления энергии.

Какие шаги делаются в этом направлении?

Основное – это создание единой национальной сети, которая на первом этапе охватит крупные города с населением более 1 млн человек и свяжет их транспортными коридорами. На втором этапе сеть закроет города с населением от 500 тысяч до 1 млн жителей. Всего до 2024 года в рамках «Программы 30/30» должно быть создано около 1 000 электрозарядных станций в 30-ти крупных городах и на 30-ти магистралях.

Большая совместная работа ведется с региональными и муниципальными властями. Один из примеров – сотрудничество по развитию инфраструктуры для зарядки электробусов, легкового и двухколесного электротранспорта в столичном регионе.

Вы говорили про единую сеть. Что это значит?

- Наша цель – внедрение единых стандартов качества и надёжности для потребителей по всей России. Мы готовы к созданию зарядной инфраструктуры что называется «под ключ» – установка, подключение, обслуживание, ремонт зарядных станций и всего остального, что необходимо для успешной эксплуатации.

Пользователь вне зависимости от региона пребывания будет получать доступ к услуге через единое мобильное приложение. По сути, приложение будет универсальным инструментом во всех ситуациях, связанных с зарядкой автомобиля. В приоритет ставится удобство для пользователей.

Мы построим полноценную экосистему доступной зарядной инфраструктуры. Это амбициозная, но выполнимая задача.

Для того, чтобы закрепиться на рынке и постепенно выстроить ассоциативный ряд потребителей был создан суббренд «Россети – электротранспорт». Все это делается для того, чтобы у человека сформировалось мнение, что использование электромобиля не доставит ему проблем, что инфраструктура есть, и её достаточно для того, чтобы передвижение на электромобиле было не сложнее, чем на привычном автомобиле с двигателем внутреннего сгорания.

Насколько вы уверены в востребованности услуги?

- На начало 2020 г. в Российской Федерации насчитывалось 6 652 электромобиля. Рост за год – практически вдвое. Есть вполне чёткие предпосылки для дальнейшего роста – стратегия автомобильной промышленности России ставит целью увеличение парка электромобилей до 5% к 2025 г. Важно, чтобы нехватка инфраструктуры не тормозила этот процесс.

Мировой автопром давно сделал ставку на электротранспорт: крупнейшие мировые автопроизводители заявили о переводе существующих или строительстве новых производственных мощностей непосредственно для электротранспорта. С годами количество полностью электрических моделей, представленных на рынке, будет только расти. Осознанное потребление, спрос на экологичность диктуют новые условия. У инфраструктуры электротранспорта нет шансов быть невостребованной.