Найти тему

Людовик XIII. Король-повар, король-кузнец, король-аскет

Оглавление

Несколько фактов и историй о личной жизни французского короля Людовика XIII.

Памятник Людовику XIII в Париже
Памятник Людовику XIII в Париже

Если я предложу вам вспомнить правителя, обладавшего талантом к разным ремеслам, любящего простую жизнь, и при этом совершившего множество крупных государственных реформ, вы, наверное, назовете российского императора Петра I. Однако под это описание отлично подойдет и французский король Людовик XIII, хотя в памяти потомков он остался слабохарактерным безвольным человеком, тенью своего великого министра — Ришелье.

Пара слов про историческую несправедливость

Исторические характеры и эпохи формируются в представлении людей, особо историей не увлеченных, через книги и фильмы. И в этом плане Людовику XIII не повезло. При нем самом французская литература только развивалась, а потому не имела возможности достаточно ярко и живо описывать происходящее. А романисты более поздних эпох ставили своей целью не рассказать об очередном короле, а поддержать революционный дух.

Виктор Гюго, Александр Дюма, Альфред де Виньи и другие, менее знаковые авторы, писали о временах Людовика XIII, однако в центре их историй всегда был злодей, на роль которого раз и навсегда определили Ришелье, и герой из дворянского сословия, но жаждущий перемен и переворотов, или хотя бы показывающий тиранию.

Луи доставалась роль пешки (или настоящего шахматного короля, не смеющего и шагу ступить без разрешения кардинала), жертвы, в глубине души ненавидящей тирана, но боящейся ему противостоять.

Сколько в этом образе от настоящего Людовика? Примерно столько же, сколько и в образе Ришелье — от настоящего кардинала. То есть мало.

Настоящий Луи

Судя по дошедшим до нашего времени записям: дневникам, письмам, историческим анекдотам, Людовик XIII был человеком с очень непростым характером. Это был замкнутый, резкий, недоверчивый человек, не терпящий разврат и разнузданность в любом виде. Он любил охоту, причем уезжал на несколько дней с несколькими самыми близкими людьми и довольствовался самыми скромными походными условиями. Не любил заискиваний и услужливости, в быту предпочитал обходиться своими силами: сам брился и мыл голову (совершенно немыслимо для короля, да и просто для знатного вельможи того времени), сам заправлял и расстилал постель. Был неплохим музыкантом. Кстати, помните в советском фильме «Три мушкетера» эпизод с «Марлезонским балетом»? Так вот, часть музыки к этому балету написал Людовик XIII.

Заика

Вкусы и привычки короля во многом сформировались в детстве, под влиянием семейной обстановки.

Его отец, король Генрих IV, хотя и обожал детей, растил их в условиях своеобразных.

Во-первых, он не разделял законных детей и бастардов, одинаково уделяя внимание и тем, и другим, растил их в одном доме.
Во-вторых, он считал, что его сыновья должны расти настоящими мужчинами. В понимании Генриха это означало: драться, охотиться и иметь множество любовниц. Не раз он говорил, обращаясь к Людовику, которому еще не было и шести лет: «Смотри, видишь, какая красивая мадам? Скоро я сделаю ей ребенка, у тебя будет еще один брат».

В то же время его мать, Мария Медичи, Людовика откровенно не любила, открыто предпочитая ему младшего сына, Гастона. Она вслух, не стесняясь Людовика, заявляла, что надеется, что он умрет — и тогда Гастон станет наследником.

В этих условиях Людовик рос мальчиком болезненным. В некоторых источниках отмечается его особая жестокость — как-то раз он избил ногами собачек королевы. Но сложно сказать, был это садистский порыв, или же месть матери за ее пренебрежение.

Когда Людовику было девять, его отца, короля Генриха, убили — по официальной версии, убийцу подослала Католическая лига, но в свете говорили о том, что Мария Медичи была к заговору причастна. От переживаний Людовик начал заикаться.

Аскет

В четырнадцать лет Людовика женили на Анне Австрийской, которая была на год младше него. По настоянию Марии Медичи (а по некоторым свидетельствам — под ее чутким руководством и контролем) брак был скреплен физически. И без того презиравший инстимную сторону жизни, Людовик после однократного свершения супружеского долга проникся к сексу отвращением.

Брак с Анной Австрийской оставался бездетным 23 года. У Людовика бывали и фаворитки, и фавориты, но возникают сомнения в том, что с ними король состоял в сексуальной связи. Во всяком случае, не одна и не две фаворитки, промучившись некоторое время, сбегали к себе в поместья, жалуясь, что король заговаривает их до смерти.

Став полноправным королем и свергнув мать, Людовик установил при дворе строгие порядки, настаивал на ношении скромной одежды, не одобрял украшений, бантов, а декольте и вовсе запрещал.

Как-то раз одна дама решила поразить молодого короля своими формами. Внимательно изучив ее декольте, Людовик плюнул в него — после чего запретил даме бывать при дворе и дальше.

Ремесленник

Людовик находил удовольствие в труде. Он шил, ковал, стриг, брил. Слыл отменным поваром. Разбирался в инженерном деле и механике. Интересовался парфюмерией, сочинял стихи, писал картины.

При этом не любил читать, за что еще в детстве нередко был порот учителями.

Приходится признать, что он едва ли имел склонность к управлению государством, но зато имел очень важную способность: реально оценивать себя, знать свои сильные стороны, а для маскировки слабых подбирать помощников и доверенных лиц.

Государственный деятель

Мария Медичи надеялась и вовсе не допустить старшего сына до управления государством. Однако Людовику помог его друг детства и фаворит — Альбер де Люинь. Когда Людовику исполнилось шестнадцать, Люинь подговорил его устроить переворот, устранить фаворита Марии Медичи, итальянца Кончини, и без того имевшего плохую репутацию при дворе.

Переворот удался. Кончини разорвали на куски (не в переносном смысле), а Мария Медичи отказалась от регенства и бежала в замок в Блуа.

Кстати, в то время будущий кардинал Ришелье оказался отправлен в ссылку вместе с королевой.

Люинь помог Людовику возвыситься и получить реальную власть. Однако со временем он стал безрассудным, куда больше уделял внимание наживе, а не благополучию короля и королевства — и в итоге потерял расположение Людовика.

После отставки и скорой смерти Люиня Людовик нашел себе нового фаворита. Причем, что интересно, выбирал не «для души», а исключительно для пользы государства — и этим фаворитом стал Ришелье.

Абсолютный монарх

Против версии, что Людовик боялся своего первого министра, в тайне ненавидел его, желал ему смерти есть несколько очень весомых аргументов.

  • Власть короля в XVII была полной. Людовику не было смысла бояться Ришелье, которого он в любой момент мог: казнить, заточить в любую из тюрем, лишить состояния и дворянства, выслать из страны и т.д. И никакие гвардейцы кардиналу бы не помогли,хотя бы потому что подчинялись все-таки королю. К примеру, еще один фаворит Людовика (на этот раз — именно что для души), герцог де Сен Мар, в один день из влиятельнейшего и богатейшего человека во Франции превратился в узника. А потом попал на плаху, где талантливый палач отрубил ему голову с двадцать восьмого удара (но это — другая история).
  • Ришелье не указывал Людовику, что делать: он советовался с ним, спорил, иногда доказывал свою точку зрения, а иногда отступал.
  • Против Ришелье затевалось немало заговоров. Вместо того, чтобы молча позволить одному из них свершиться, Людовик нещадно карал заговорщиков, а кардиналу выделил отряд гвардейцев для личной охраны.

Итог

Вероятно, Людовик XIII не был самым выдающимся королем в истории. Однако при нем Франция обрела сильный флот, покончила с религиозными войнами, обрела единую монету. На этом фундаменте сын Людовика XIII, Людовик XIV, сумел стать «Королем-Солнце».

У Людовика XIII было слабое здоровье (хотя и не такое слабое, как у Ришелье). Он страдал от множества болезней, при этом осложнял их течение тем, что любил не только вкусно готовить, но и вкусно есть — на пищу его аскетические привычки не распространялись.

Он пережил своего первого министра чуть меньше, чем на год, хотя был младше него на шестнадцать лет.