Доклада Марголиной Анны (руководителя Проекта Маматика), прозвучавшего на XXX Ежегодной международной конференции РАРЧ
Тезисы Доклада Марголиной Анны (руководителя Проекта Маматика), прозвучавшего на XXX Ежегодной международной конференции РАРЧ, опубликованы в ежегодном Сборнике тезисов РАРЧ.
Отношение к суррогатному материнству. Причины и пути решения.
Введение
На сегодняшний день суррогатное материнство в России зачастую ассоциируется у населения со следующими метафорами – «бред», «торговля детьми», «теневой рынок». А тем временем, традиционное суррогатное материнство берет свое начало еще со времен времена Авраама и Сарры, и в основе своей несет рождение жизни, поэтому, по сути, и природе своей не может быть связана ни с чем «темным».
Но почему же так произошло? Почему общество, веками одобрявшее суррогатное материнство, вдруг заняло такую крайне негативную позицию? С чем это связано?
- С неурегулированием законодательства?
- С недостаточной информированностью общества?
- С большим количеством мошенников и «серых» агентств (посредников)? – или «серые» посредники лишь следствие творящегося непонимания и отсутствия контроля и четких, понятных правил работы?
Цель исследования
Целью исследования являлось выявить:
1.1. Текущее восприятие обществом суррогатного материнства (с помощью метафор);
1.2. Как себя в таком обществе чувствуют (и должны чувствовать себя) суррогатные матери (с помощью метафор);
2.1. Выявить основные страхи суррогатных матерей и биологических родителей;
2.2. Доказать почему информированность общества так важна.
Исследования условно были разделены на два блока:
1. Метафоры, с которыми отождествляют себя суррогатные матери и люди, не имеющие к нему никакого отношения
2. Страхи суррогатных матерей и биологических родителей.
В ходе первого блока исследований были опрошены 23 суррогатные матери и 34 человека, не имеющих отношение к суррогатному материнству.
Опрос проводился в социальных сетях и на Марафонах «По пути суррогатного материнства», проводимых социальным проектом, освещающим вопросы суррогатного материнства – Маматика.
В результате были получены следующие данные:
▫️ 91 % опрошенных людей отождествляют суррогатное материнство со следующими негативными метафорами – «бред», «проституция», «инкубатор», «торговля детьми», «клонирование», «подделка»
▫️ 9 % опрошенных людей отождествляют суррогатное материнство со следующими позитивных метафорами – «творить благо», «благотворительность»
▫️ 87 % опрошенных суррогатных матерей отождествляют себя со следующими позитивными метафорами – «дородовая няня», «уютный домик»
▫️ 13 % опрошенных суррогатных матерей отождествляет себя со следующими негативными метафорами – «инкубатор», «лучше, чем на заводе сутками»
ВЫВОД:
Все это говорит о том, что несмотря на правильный, несущий в своей основе альтруистический мотив, настрой суррогатных матерей – общество, в большинстве своем, негативно относится к суррогатному материнству (при этом только четверть опрошенных людей смогли объяснить – что такое суррогатное материнство в России, остальные – затруднились с ответом).
Поэтому, - просвещение и информированность населения о суррогатном материнстве – основная задача Маматики, что и делается путем:
- проведения бесплатных консультаций репродуктолога, психолога, юриста
- организаций бесплатных онлайн Марафонов «По пути суррогатного материнства»
В ходе второго блока исследований были опрошены 23 суррогатных матерей, 13 биологических матерей и 7 биологических отцов.
Опрос проводился в социальных сетях и на Марафонах «По пути суррогатного материнства», проводимых социальным проектом, освещающим вопросы суррогатного материнства – Маматика.
В результате были получены следующие данные:
Основные страхи суррогатных матерей:
- не заберут ребенка,
- не расплатятся, оштрафуют,
- узнает мой собственный ребенок,
- стану толстой,
- узнает мой парень.
Основные страхи биологических матерей:
- невозможность контролировать беременность,
- ребенок не получит достаточно положительных эмоций, находясь в животе сурмамы и после рождения будет считать себя брошенным,
- мне не отдадут ребенка,
- ребенок родится больным,
- не наступит беременность,
- мой ребенок узнает, что не я его рожала.
Основные страхи биологических отцов:
- не хватит денег,
- забеременеет моя жена,
- плохое поведение сурмамы во время беременности – риск здоровья ребенка.
ВЫВОД:
Страхи суррогатных матерей и биологических родителей, условно, можно разделить по причине из возникновения:
1. Страхи связанные с не урегулированностью законодательства: «мне не отдадут ребенка», «мой ребенок узнает, что не я его рожала», «не заберут ребенка», «не расплатятся, оштрафуют», «узнает мой собственный ребенок» и т.д.
2. Страхи, связанные с не достаточной информированностью общества о суррогатном материнстве, в том числе о самой процедуре суррогатного материнства, о психологических особенностях поведения на всем суррогатном пути, о своих правах и обязанностях, о том к кому и куда обращаться в случае возникновения вопросов: «ребенок родится больным», «невозможность контролировать беременность», «ребенок не получит достаточно положительных эмоций, находясь в животе сурмамы и после рождения будет считать себя брошенным», «стану толстой», «узнает мой парень», «забеременеет моя жена», «плохое поведение сурмамы во время беременности – риск здоровья ребенка».
Агентства суррогатного материнства у многих биологических и суррогатных матерей ассоциируются с «дорого» и «непонятно», что опять же связано с неурегулированностью их деятельности на законодательном уровне, - нет четких и понятых правил работы и требований к ним, например, требований к наличию собственных средств или минимального перечня предоставляемых услуг.
Понятные правила и регулирование безусловно, приведет к «прореживанию» рынка суррогатных агентств, что уберет с рынка «серых» и покажет рынку сильных и нормально работающих; что так же сделает рынок суррогатного материнства более прозрачным и понятным.