Поумнели ли священники за 250 лет? Эпидемия как тест на адекватность для священнослужителей!

29 April
Фото: скриншот видео, Сергей Федосеев
Фото: скриншот видео, Сергей Федосеев

Поумнели ли священники за 250 лет?

Эпидемия как тест на адекватность для священнослужителей!

Так получилось, что мне на глаза одновременно попала информация о поступках двух представителей православной церкви, которые они совершили во время эпидемии. Я был поражён. Однако обратимся к фактам.

16 сентября 1771 года. Москва. Архиепископ Московский Амвросий, пытавшийся не допустить верующих к «чудотворной» иконе Божией Матери и тем самым предотвратить дальнейшее распространение чумы, был не понят москвичами и растерзан ими у стен Донского монастыря.

Пасхальная ночь с 19 на 20 апреля 2020 года. Пермь. Протоиерей Андрей Литовка, несмотря на строжайший запрет массовых мероприятий, проводил службу с целованием икон и креста.

Вот примеры поведения двух священников во время пандемии. Если поступками архиепископа Амвросия я восхищаюсь, действия же отца Андрея вызывают у меня только чувство брезгливого недоумения. Неужели современные священнослужители менее образованны и адекватны, чем священники восемнадцатого века?

Рассмотрим подробнее описанные выше события и личности наших героев.

Архиепископ Московский, член Святейшего Синода, Амвросий, считался одним из образованнейших людей своего времени. Известны его переводы священных текстов с латинского, греческого, еврейского языков. Также ему приписывают создание во время чумы «Наставления, данного священникам, каким образом около зараженных, больных и умерших поступать».

Архиепископ Московский Амвросий. Гравюра. Автор неизвестен.
Архиепископ Московский Амвросий. Гравюра. Автор неизвестен.

Эпидемия чумы в Москве в начале осени 1771 года приблизилась к своему пику. Количество умирающих в день достигало тысячи человек. Трупы валялись на улицах, так как их не успевали убирать.

Городская беднота видела спасение от «моровой язвы» в поклонении чудотворной иконе Божией Матери. Толпы народа стекались к церкви у Варварских ворот Китай-города. Иконе приносили пожертвования, ей покланялись, к ней прикасались, её целовали.

Архиепископ Амвросий, понимал, что подобное скопление народа способствует распространению заразы. Он повелел: богослужения запретить, икону перенести в другую церковь, ящик с пожертвованиями опечатать. Москвичи решили, что архиепископ задумал забрать себе их пожертвования. 15 сентября десятитысячная толпа, вооруженная дубинами, топорами, камнями и кольями, собрались у Варварских ворот и с криками: «Грабят Богородицу!» двинулась в Кремль, где взяла приступом и разграбила Чудов монастырь.

На следующий день «люд московский» устроил публичный допрос Амвросия. Один из восставших, дворовый Василий Андреев, ударил архиепископа колом, потом священника били и истязали, пока он не скончался. Вот так принял мученическую смерть от рук взбесившейся толпы один из достойнейших людей своего времени.

Гравюра Шарля Жеффруа из книги Les mystères de la Russie: Tableau politique et morale de l'empire Russe. 1845
Гравюра Шарля Жеффруа из книги Les mystères de la Russie: Tableau politique et morale de l'empire Russe. 1845

А теперь, давайте посмотрим, как проживает свою жизнь один из современных служителей Бога, настоятель храма Всех Святых в Перми, Андрей Литовка. Имя этого священника стало популярным в интернете, благодаря двум скандальным событиям.

В начале, молодой протоиерей подал в заявление в полицию на кафе, где готовят шаурму, в котором обвинял владелицу этого заведения в оскорблении чувств верующих. Его возмутила рекламная фотография девушки с нимбом и крыльями из шаурмы. Однако, после того как хозяйка кафе публично извинилась перед РПЦ, Литовка свое заявление забрал.

Фото из личного архива Андрея Литовка
Фото из личного архива Андрея Литовка

Затем широкую известность получила дискуссия нашего героя со сторонниками Алексея Навального в фейсбуке, в ходе которой Андрей Литовка осуждал своих оппонентов на вечные муки, а также оскорблял их другими способами: «Горите в аду, милочка!»; «Сразу видно пермячек! В мозгах помойка либеральная!»; «Будешь хулить Церковь, поймаю и посажу» и так далее.

И вот теперь отец Андрей стал участником нового скандала. Жительница Перми Екатерина Гончарова-Форсюк подала заявления в Роспотребнадзор, МВД и Следственный комитет на пасхальную службу, прошедшую в храме Всех Святых.

«Андрей Литовка, несмотря на строжайший запрет массовых мероприятий, проводит службу с целованием икон и креста без всякой обработки, с кормлением прихожан с одной ложки» - написала она на своей страничке фейсбуке и приложила видео, подтверждающее эти слова

Священник попытался оправдаться, сообщив в беседе с изданием 59.ru, что «только прикладывал крест ко лбу тех, кто подходил».

фото скан с видео. Илья Варламов.
фото скан с видео. Илья Варламов.

Итак, дорогие читатели, предлагаю вам оценить поступки двух священнослужителей - людей разных эпох, которых, безусловно, объединяет искренняя вера в Бога. Архиепископу Московскому Амвросию, выпала судьба жить и погибнуть в не самом просвещенном восемнадцатом веке, не смотря на это, он был человеком широких взглядов. Религиозность в нём легко уживалась с энциклопедической образованностью и житейским здравомыслием. Наш современник, Андрея Литовка, бесспорно, человек смелый, коронавирус его не пугает, а чувство ответственности за жизнь и здоровье прихожан нашему герою, вообще, не знакомо. По моему мнению, отец Андрей, проявил себя, как законченный мракобес и ретроград. Однако, это только моё мнение, МНЕНИЕ ДИЛЕТАНТА. А как вы считаете?

Если вам понравилась эта статья читайте так же на канале

Слава Владимиру-освободителю! Россияне сами теперь решают выходить им на работу или нет.