По чьим судьбам проехал Трамвай по имени "Желание"?

21 May

Теннесси Уильямс написал “Трамвай “Желание”” во многом по личным мотивам. Всю жизнь он испытывал чувство вины перед сестрой, которая не без его участия закончила дни в психиатрической клинике. Сам он в 24 года пережил очень серьезный нервный срыв, кризис самоидентичности, в конечном счете, стоивший ему здоровья. Из истории о поисках любви и места в мире, о предательстве близких родилась одна из самых знаменитых пьес XX века - и одна из самых трагических для исполнительниц главной роли.

Сцена из спектакля "Трамвай "Желание"" (с) Национальный театр
Сцена из спектакля "Трамвай "Желание"" (с) Национальный театр

“Трамвай “Желание”” - четвертая пьеса Теннесси Уильямса и вторая в череде его абсолютных удач. За два года он сменил города и название истории, читал работу друзьям, получал одобрение и заново переписывал. Конец сомнениям положила встреча с режиссером, который мог поставить трагическую историю о несовпадении миров так, как хотелось автору. В 1947 году в Нью Йорке Уильямс увидел “Все мои сыновья” Миллера, в постановке Элиа Казана. Уильямс дал почитать пьесу жене режиссера - и вопрос был решен.

Марлона Брандо на роль Стэнли Ковальски нашел уже Казан. Где он отрыл 23-летнего красавца - не известно, но именно эта роль, первая большая роль на сцене, в итоге открыла Брандо путь в большое кино.

Кадр из бродвейской постановки с первым составом
Кадр из бродвейской постановки с первым составом

После невероятного успеха спектакля на Бродвее и Пулитцеровской премии за книгу Уильямс попросил Казана взяться и за фильм. Казан был не в восторге от этой идеи (возможно, предчувствуя весь тот набор проблем, которые она), но согласился.

Принято считать, что в кино перекочевал весь состав бродвейской постановки. Это не совсем так. Большая часть актеров, включая Марлона Брандо, действительно отправилась на большой экран прямиком с Бродвея. Но не исполнительница роли Бланш.

Джессика Тэнди, сыгравшая Бланш на сцене, от съемок отказалась. Предложение делали Оливии де Хэвилленд (помните ее Мелани?), но и она не взялась за роль. По каким-то причинам не попала в проект и Бэтт Дэйвис, которую видел своей Бланш сам Уильямс.

В итоге роль получила Вивьен Ли, к тому времени уже сыгравшая Бланш на Вест Энде, в спектакле Лоуренса Оливье. Оливье пьесу не любил, купился на предполагаемый (и случившийся) коммерческий успех. А вот Вивьен к этой работе относилась очень всерьез, очень любила свою героиню. Возможно поэтому, в том числе, и решилась на съемки, обещавшие огромное испытание: тяжелейшая роль, одна “из-за океана”, в спорах с режиссером и в молчаливом, но взаимном конфликте с партнером.

Марлон Брандо и Вивьен Ли на съемках фильма
Марлон Брандо и Вивьен Ли на съемках фильма

В кино все вышло совсем не так гладко, как на Бродвее. Если театру еще позволялось жить практически как вздумается, то цензура в кино работала на полную катушку. Сначала на студии правили сценарий, убирали намеки на связи с несовершеннолетним и на насилие - на всё то, что по сути определяло характеры главных героев. Важные для него вещи режиссеру, как он думал, удалось отстоять. Но уже готовый фильм по требованию влиятельного Общества Добродетельных Католиков порезали по праву “последних ножниц”: для такой финальной правки студии согласия режиссера не требовалось! Если бы студия не пошла на уступки, фильм получил бы категорию, отсекающую от него огромное количество зрителей. Для Warner Brothers, переживавшей тяжелые времена, это был немыслимый риск.

Кадр из фильма 1951 г.
Кадр из фильма 1951 г.

В общем, в итоге зрители увидели фильм в разы более причесанный (убрали даже крупные планы супружеской пары, никакой лишней страсти на экране!). Но даже в таком, почти стерильном, относительно задуманного, виде, фильм вызвал шок. Какими только словами его ни поносили, в каких только грехах ни обвиняли! Впрочем, получить множество номинаций на "Оскара" и несколько побед это ему не помешало.

Марлон Брандо и Вивьен Ли в фильме "Трамвай "Желание""
Марлон Брандо и Вивьен Ли в фильме "Трамвай "Желание""

Только в 1993 году удалось восстановить полную версию фильма. И те пять минут, которые вернулись на экран спустя 40 лет, поменяли его почти полностью.

Для Вивьен Ли, сыгравшей одну из самых мощных ролей в карьере, этот фильм стал и счастливым, и трагическим. Конечно, “Оскары”, тем более заслуженные, на дороге не валяются, и роль эта ей была очень дорога. Она стала своего рода освобождением от “слишком красива для серьезных работ”. С другой стороны, актриса заработала себе на съемках очень серьезные проблемы с психикой. Острая форма маниакально-депрессивного психоза была сродни тому, с чем отправилась в клинику Бланш.

Вивьен Ли в роли Бланш
Вивьен Ли в роли Бланш

Впрочем, винить в этом только фильм нельзя. Вивьен много лет принимала таблетки, выписанные из-за туберкулеза, и уже после ее смерти стало известно, что именно их побочное действие и спровоцировало катастрофический сбой в психике. Добавили своё и проблемы в личной жизни, которые привели к клинической депрессии. На этом фоне роль Бланш, конечно, не могла не стать катализатором серьезнейших проблем.

Но для советского режиссера Андрея Гончарова образ актрисы, вжившейся в роль до потери границ между собой и персонажем, стал практически эталонным. Болезнью Вивьен он регулярно попрекал Светлану Немоляеву - вне всяких сомнений, лучшую Бланш отечественного театра.

Светлана Немоляева в роли Бланш Дюбуа. (с) театр им. Маяковского
Светлана Немоляева в роли Бланш Дюбуа. (с) театр им. Маяковского

Мол, смотрите, как другие работают. Удивительно, как Немоляевой удалось выстоять в этой схватке и сохранить рассудок между изматывающей нервы и эмоции ролью (и партнер-то какой - Армен Джигарханян!) и постоянными придирками режиссера. Тем не менее, работа эта, как и весь спектакль - знаковая. 24 года (!) Немоляева была единственной, бессменной Бланш в постановке театра имени Маяковского.

Сцена из спектакля театра им. Маяковского
Сцена из спектакля театра им. Маяковского

Гончаров, предрекавший, что эта роль станет главной в ее жизни, был, конечно, прав. Но и ушла она сама, когда стало понятно, что Бланш сожжет ее дотла. Отголоски той Бланш, с ее последними надеждами и “я всегда зависела от доброты незнакомцев”, сохранились во многих героинях Немоляевой, от “Служебного романа” до “Гаража”.

Алек Болдуин и Джессика Ланг
Алек Болдуин и Джессика Ланг

Хочется надеяться, что для других грандиозных актрис, чьей судьбы коснулась эта роль, влияние Бланш не стало столь разрушительным. В разные годы на разных сценах Бланш играли Джессика Лэнг (Стэнли - Алек Болдуин) - этот спектакль, кстати, был возобновлением на той же самой сцене, где когда-то играли премьеру, и имел такой успех, что был позднее снят для телевидения, Кэйт Бланшетт - она великолепно играла Бланш в Сиднее, а в Лондоне последних лет, конечно, царила Джиллиан Андерсон.

Кейт Бланшетт в роли Бланш Дюбуа
Кейт Бланшетт в роли Бланш Дюбуа

Вдохновил “Трамвай” на выдающиеся постановки и музыкальный театр. Одноименную оперу написал в 1998 году Андре Превен (премьеру пела Рене Флеминг), а Джон Ноймайер поставил в 1983 году балет на музыку Прокофьева и Шнитке.

Спектакль и спустя 70 лет после премьеры не теряет своей остроты и актуальности и все так же бьет по нервам артистов и зрителей. Проверите крепость своих?

С 21 мая в течение недели "Трамвай "Желание"" с великолепной Джиллиан Андерсон можно увидеть на TheatreHD/Play .