Всем добрый день! Попробую найти ответ на вопрос из серии "А почему...", которые, как правило, возникают часа в 2-3 ночи в нашей голове, когда нужно уснуть.
Почему же огромные лайнеры ушедшей эпохи, такие шикарные, с налетом романтики в своей истории зияют пугающей чернотой корпусов? "Титаник" - это только один из них. В статье будет много фото пассажирских лайнеров от ровесников "Титаника" до 1960-х годов. И все чёрные, как ночь! А тогда отчего круизные лайнеры уже в 50-е и сегодня все белоснежные? Почему в какой-то момент истории вообще вышло наложение, и схожие суда делились на "черные и белые"?
Действительно, на море к средине ХХ века сложилась негласная традиция - деловой пассажирский лайнер, работающий на линии, для которого круизы - лишь подработка в межсезонье, - имел черный окрас борта.
Круизный лайнер также мог работать на пассажирских линиях, но сконструирован уже с акцентом на комфорт, скорость хода снижена. Такие линии уже проигрывают авиатранспорту, потому надо фактически продать круиз под видом перехода по линии. Такие суда уже белые.
В 50-70-е эта грань начала стираться, кто-то их еще мог выкрашивать в черное по традиции, кто-то уже делал белыми; а лайнеры если позволяла их конструкция стали полностью переводиться в круизные, либо уходили в небытие. Ниже пример на фото - советский лайнер "Адмирал Нахимов" в двух цветах: черном (в бытность немецким лайнером "Берлин") и белом (с 1957 г. после восстановления включен в флот СССР под новым именем).
Но не только предназначение определяло цвет корпуса. Итак, перечисляем причины черноты морских стальных монстров ХХ века:
- Огромная площадь бортов требовала для своего покрытия и большого количества краски. Г. Форд, когда запускал в производство в 1908 году модель "Т", первый доступный легковой автомобиль для народа (удешевлен за счет конвейерной сборки), стал окрашивать её только в черный цвет. "Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он будет черным", - говорил Форд. Ответ лежит на поверхности, в самой черной краске. Это фактически не краска, а "японский черный лак", производимый из сока лакового дерева (растёт в Восточной Азии). Этот лак не был дешевле красок самих по себе, но использовался как бы вместо них, обладая также выдающимися водоотталкивающими и клеящими свойствами. Еще он высыхал куда быстрее красок тех времен (1-2 суток против недели-двух). С развитием технологий стоимость красок разных цветов стала ниже при лучших химических свойствах.
- Вторая причина - это то, что до 20-30-х годов ХХ века лайнеры были пароходами. Клубы черного густого дыма и угольной сажи из 4-5 труб вились за судами на километры. Загрязнение корпуса судна происходило и в портах от дыма буксиров. Надстройки на палубе и саму палубу матросы драили днями напролет, а корпус не особо помоешь. На черном копоть не так заметна. С переходом от пароходов к теплоходам на жидком топливе выбросы стали не такими обильными, белый корпус перестал мараться.
- Белый цвет хорошо отражает свет, и в темноте или непогоде белый корабль лучше виден с большего расстояния. Таким образом после Второй Мировой Войны под безопасностью для круизных лайнеров понималась хорошая видимость белого. А вот в военные годы безопаснее было невидимому черному лайнеру, погасив огни, проскочить мимо вражеских кораблей и подлодок. Особенно с 15 тысячами солдат на борту. Все трансатлантики первой половины ХХ века строились с государственными дотациями в первую очередь как военные скоростные транспорты по переброске целых армий через океаны.
Есть забавная версия, что черный цвет мог способствовать лучшему нагреванию обшивки судна солнцем, что позволяло сберечь тепло в помещениях в условиях Северной Атлантики. Не думаю, что это было существенным фактором, обшивка ведь очень толстая. Была в конце ХIХ века и теория, что черный корпус, больше нагреваясь, уменьшит сопротивление воды и позволит судну идти быстрее. Тогда неясно, а как это подводная часть корпуса будет солнечными лучами нагреваться?
Подытоживая, "Титаник" и ему подобные лайнеры были черными, потому что в такой цвет их было дешевле выкрасить, на них не так видна была копоть и гарь, а сами корабли в ночи могли быть менее заметными, будучи еще и военными транспортами.
Развитие химической промышленности, переход на дизельные двигатели и наступление мирных времен сделало пассажирские морские лайнеры белыми, а черные лишь какое-то время оставались такими в дань традиции. Сейчас эту традицию почтили, построив круизный лайнер "Queen Mary II" (потомок черной пассажирской "Queen Mary", 1936).
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, пожалуйста, на канал, планирую писать еще!