Электронные транспортные накладные: рекомендации для бизнеса

3 February

Внедрения ЭТрН и ЭПЛ в России: как будет развиваться формат транспортной накладной? Рекомендации для бизнеса - в нашем материале.

Представители сервиса Synerdocs, ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», ГК CRAFTER и АО «Тандер» приняли участие в совместном онлайн-семинаре, где обсудили тему внедрения ЭТрН и ЭПЛ в России, развитие формата транспортной накладной, поделились планами на 2021 год и дали рекомендации для бизнеса.

В области автомобильных грузоперевозок сегодня насчитывается более 58 тысяч предприятий. Парк грузового автотранспорта и легкой коммерческой техники составляет почти 8 млн единиц. Ежегодно участники отрасли создают свыше 3 млрд перевозочных документов. Эксперимент Минтранса, запущенный в 2020 году, призван сократить издержки, ускорить обмен данными и взаимодействие бизнеса с органами власти, обеспечить прозрачность рынка.

В практической части эксперимента Минтранса приняли участие в роли грузоотправителя и грузополучателя ГК «KNAUF», а в роли перевозчика на собственном автопарке - ГК «CRAFTER».

Для «CRAFTER» использование электронной транспортной накладной не представило сложностей. Были отработаны все базовые сценарии практического этапа, в том числе проверка документов инспектором ГИБДД - эта процедура заняла всего 3-5 минут.

Одним из вопросов, поднятом на вебинаре, был: «Получилось ли при ЭТрН быстрее закрыть перевозки и быстрее оформлять закрывающие акты?».

Евгений Кизилов, заместитель генерального директора по стратегии и бизнес-процессам ГК «CRAFTER»
Евгений Кизилов, заместитель генерального директора по стратегии и бизнес-процессам ГК «CRAFTER»

Евгений Кизилов, заместитель генерального директора по стратегии и бизнес-процессам ГК «CRAFTER» пояснил, что для перевозчика закрывающая документация состоит из 2 частей: электронной транспортной накладной и первичной документации в виде УПД.

Если «первичка» и транспортная накладная оформляются в ЭДО, то документы подписываются сразу после передачи груза грузополучателю. Соответственно время на обработку документов сокращается на одну-две недели.

«Главный вывод, который можно извлечь из эксперимента, – не нужно бояться цифровизации. Переход на ЭДО однозначно сокращает время на обработку документов и их возврат. Так как формат ЭТрН будет принят в ближайшее время, бизнесу пора задуматься об интеграции с операторами ЭДО. Учитывая наш опыт, можно дать совет для бизнеса - обращайтесь за консультацией к вашим операторам, проводите обучение персонала внутри компании и водителей уже сейчас», - отметил Евгений Кизилов.

С мнением Евгения согласился Андрей Цыбин, руководитель проектов развития бизнеса Synerdocs:

«В идеале подготовку стоит начинать уже сейчас. Прежде всего, разберитесь с текущими бизнес-процессами, опишите все кейсы перевозок и на основе этого подготовьте модель «как будет». Уточните у оператора ЭДО, сможет ли он и в какие сроки доработать сервис под специфику ваших процессов. Параллельно проведите общение с контрагентами – готовы ли они внедрять ЭТрН на своей стороне? С основными из них вы должны перейти на ЭДО, иначе эффект цифровизации не будет достигнут. Для крупных компаний интеграция с информационной системой – отдельный блок работ, который потребует немалых ресурсов (время, трудоемкость, деньги). Для среднего и малого бизнеса существуют типовые решения. Например, клиенты Synerdocs используют веб-интерфейс и интеграцию с 1С. Чтобы с 1 января 2022 года большинство компаний начали обмениваться ЭТрН, нужны совместные усилия. Уверен, только это сможет изменить рынок».

Еще один актуальный вопрос для всех участников рынка – когда будет готов формат электронной транспортной накладной. Его разработкой занимается ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». На онлайн-семинаре Антон Хатунцев, руководитель отдела аналитики дирекции развития ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» рассказал:

«Благодаря эксперименту были определены состав и содержание титулов ЭТрН. За образец взяли структуру УПД, дополнив ее сведениями в том числе о контейнерах, GLN, и многими другими. Конечно, пока еще есть «белые пятна». В их числе – сложные сценарии с участием экспедиторов, применение квалифицированной и простой электронной подписи. В первую очередь мы ищем варианты, которые устроят ФНС и Минтранс. В ближайшей перспективе планируем подготовить и согласовать с налоговой службой первый титул, далее обсудим его с ключевыми игроками – операторами, бизнесом. После того как соберем обратную связь и доработаем первый титул, завершим и остальные».

Онлайн-семинар проходил в формате открытого диалога между всеми участниками - организаторами эксперимента, бизнесом, операторами и участниками. Ознакомиться с ответами всех спикеров вы можете в итоговом материале Synerdocs по ссылке https://www.synerdocs.ru/41404852.aspx