Дома ужасов (№4)

6 May
Дома ужасов (№4)

Фото

У некоторых людей «гул» может вызывать бессонницу и даже тошноту. Два британских ученых провели эксперимент на Хуме в 1998 году, за которым последовало в 2002 году психолог Ричард Уайзман и композитор Сара Эглисс на концерте в Королевском фестивальном зале в Лондоне. Они подвергали не подозревающую толпу инфразвуку через громкоговорители, что приводило к широко распространенным сообщениям о беспокойстве и ознобе от посетителей концерта.

Недавнее исследование выявляет еще одну причину, по которой темные места с предчувствием кажутся нам менее чем гостеприимными. В серии из семи экспериментов американский психолог Курт Грей и его коллеги обнаружили, что, хотя мы легко можем представить, что и моральные, и аморальные люди имеют загробную жизнь, типы загробной жизни, которые мы им дарим, совершенно разные. Хорошие люди изображены в «трансцендентном бессмертии», населяющем духовный рай, такой как небеса или, если их дух остается на Земле, как населяющие обширные, открытые места, такие как вершины гор и пустыни. С другой стороны, злые духи умерших злодеев легче всего представить в «пойманном в ловушку бессмертии», где они существуют в сильно ограниченном окружении, таком как особенно густой лес, дом с привидениями или даже в одной комнате. Учитывая эти данные, наше наслаждение домами с привидениями и фильмами ужасов может задействовать развитые психологические механизмы

Будет ли дом восприниматься как дом с привидениями, зависит не только от физических характеристик здания. Не менее важны убеждения человека, исследующего дом. Люди, которые верят в паранормальные явления и ожидают, что в таком месте действительно могут присутствовать жуткие вещи, с большей вероятностью будут заниматься некой когнитивной обработкой сверху вниз, которая вызывает страх. Для этих людей безобидное, но неуверенное окружение может стать пугающим опытом.

Старое выражение «свистит мимо кладбища» отражает давнюю тревогу, которую люди испытывают в местах, связанных со смертью. Места смерти часто воспринимаются как часто посещаемые, и эти места являются общими настройками для фильмов ужасов и книг. Чем ужаснее и травматичнее смерть, тем более вероятно, что место, где это произошло, испорчено этим событием. Смертность от самоубийства, по-видимому, особенно вероятна для того, чтобы вселить чувство предчувствия, и самым жутким местом самоубийства, вероятно, является печально известный «Лес самоубийц» в Японии.

Этот лес представляет собой красивый густой участок растительности площадью 14 кв. миль около горы Фудзи, священной горы Японии, и он послужил источником вдохновения для американского фильма ужасов «Лес» (2016). Это место долгое время ассоциировалось с мистическими и сверхъестественными явлениями, и в 1800-х годах оно было популярным местом для отказа от пожилых людей, чтобы они могли умереть в одиночестве и с достоинством в лесу. В своей книге «Полное руководство по самоубийству» (1993) Ватару Цуруми описывает лес как «идеальное место для смерти», и копии его книги были найдены на телах многих жертв самоубийств в лесу.

В 1960-х годах лес фигурировал в японском романе о двух влюбленных, которые убивают себя. С тех пор самоубийства стали настолько распространенными (105 жертв только в 2003 году), что этот район регулярно патрулируется полицией и группами добровольцев, которые стремятся спасти людей от себя или найти тела тех, кого они не смогли спасти. По всему лесу вывески гласят: «Пожалуйста, проконсультируйтесь с полицией, прежде чем решите умереть» и «Ваша жизнь - драгоценный подарок от ваших родителей». Воры крадутся по лесу в поисках мертвых тел, чтобы они могли лишить их любых оставшихся ценностей.

В лесу есть все атрибуты, необходимые для того, чтобы быть жутким. Он полон густо упакованных деревьев, гниющих бревен, мха и подлеска, и его разборчивость усугубляется тем, что компасы там не работают благодаря высокой концентрации магнитного железа в каменистой вулканической почве. Фольклор гласит, что духи людей, которые убили себя там, зовут других в лес, а затем охотятся на тех, кто грустит, выманивая их с троп, вглубь леса.

Каким образом коммерческие дома с привидениями, где ежегодно в Соединенных Штатах работает около 5000 таких аттракционов, стали неотъемлемой частью театра Хэллоуина XXI века? Хотя мы сосредоточились на пугающем, негативном опыте ужасов, следует признать, что при некоторых обстоятельствах жуткость и ужас могут быть соблазнительными, о чем свидетельствуют суммы денег, которые мы ежегодно тратим на фильмы ужасов и коммерческие дома с привидениями. Очевидно, что для многих людей жуткое может иметь своеобразное «очарование». Как такие вещи могут быть интересными для нас?

Предполагается, чтобы наше удовольствие от коммерческих домов с привидениями и фильмов ужасов использует те же самые развитые психологические механизмы, которые существуют, чтобы помочь нам учиться на опыте других. Например, как утверждали в Scientific Americanв 2008 году люди проявили повышенный интерес к сплетням, потому что те, кто оставался в курсе личных дел союзников и врагов, получили сильное эволюционное преимущество. Люди, которые не отставали от племени, знали, кого стоит знать, кто с кем спит и кто против кого замышляет. Следовательно, сплетники были готовы использовать выгодные им возможности и избегать сражений, в которых они не могли победить. Эти люди стали социально успешными, и именно гены этих занятых тел пришли к нам на протяжении веков.

Прогулка по коммерческому дому с привидениями может обеспечить соответствующую обратную связь о себе. Возможно, было бы полезно узнать, какие типы вещей нам страшны, а какие нет, и изучение наших эмоциональных реакций на тревожные переживания может помочь нам измерить наш уровень готовности к паранормальным контактам. Это, в свою очередь, может сказать нам, какие стратегии могли бы работать лучше для нас, если такая жуткая встреча в реальной жизни когда-либо случится. Так что, да, ужас может быть забавным, если он не настоящий, и он может помочь подготовить нас к следующему серийному убийце, апокалипсису зомби или любым другим ужасам, которые нас ожидают.