Найти в Дзене

Мег Уэйт Клейтон. «Последний поезд на Лондон»

Вена 1936 года. Пятнадцатилетний сын владельца шоколадной фабрики случайно знакомится с очаровательной внучкой своего парикмахера. Штефан всерьёз увлекается писательским ремеслом, а Зофи не смыслит жизни без математики, но, несмотря на это, подростки становятся неразлучными друзьями. Их жизнь неожиданно и резко меняется, когда в 1938 году Гитлер захватывает Австрию: люди в одночасье превращаются в тупое стадо, идущее за фюрером, а тот, кто ещё вчера был другом, не задумываясь, готов предать.

Безжалостно разгромив их некогда большой и красивый дом, нацисты арестовывают отца Штефана, а его младшего братишку и мать, больную раком, отправляют в гетто. Сам Штефан вынужден прятаться в таинственном венском подземелье, чтобы избежать ссылки в трудовой лагерь. Беда не обходит стороной и семью Зофи, чью отважную мать забирают за издание антинацистской газеты.

Вот уже несколько лет голландка Гертруда Висмюллер, рискуя собственной жизнью, обманным путём вывозит еврейских детей за границу. На сей раз ей удается получить разрешение правительства новой нацистской Германии на вывоз 600 детей-беженцев и договориться об их временном размещении в Великобритании, где все они, разлучённые с родителями или осиротевшие, получат возможность попасть в приёмные семьи.

В числе счастливчиков чудом оказываются Зофи, Штефан и Вальтер, но суждено ли поезду благополучно добраться до Лондона? Что ждёт ребят в чужой стране? И увидятся ли они когда-нибудь со своими родными?

*******

Эта история не оставит равнодушным никого. Читатель то с любопытством и трепетом наблюдает за развитием нежных и трогательных отношений Штефана и Зофи, то уже буквально на следующей странице в ужасе содрагается от варварских действий нацистов. Жадно глотая строчки, невозможно не сопереживать родителям, в отчаянии решающимся на разлуку с детьми, лишь бы спасти их от творящегося кругом безумия. Среди них и онкобольная, практически беспомощная Рахель, у которой и выхода-то другого нет, ведь её дни уже сочтены, а кто ещё спасёт её мальчиков?

Вместе с бесстрашной Труус читатель сидит в машине и, затаив дыхание, напряжённо ожидает конца пограничного досмотра, вместе с ней ловко обводит вокруг пальца дотошных нацистов и разделяет её боль от очередной потери неродившегося малыша. Ценой собственного материнского счастья Труус спасает сотни, а может, и тысячи детских жизней. Их с Йоупом брак — свидетельство подлинной любви: он не бросает жену только потому, что она не способна родить, хоть сам грезит об отцовстве, но всячески заботится и поддерживает, а главное, Йоуп готов идти с Труус до конца, что бы ни случилось, и без колебаний соглашается на усыновление.

Эта книга из числа тех, которые запоминаются надолго, если не навсегда. Яркие, невероятно чёткие и подробные сюжеты всплывают в памяти, удивляя и пугая своей реалистичностью. Неужели всё именно так и было? Боюсь, что гораздо страшнее… Неужели люди и правда могут быть настолько жестокими, чтобы калечить и убивать ни в чём неповинных детей и стариков? Разве служивый нацистский пёс на самом деле заслуживает того, чтобы в дождь над ним несли зонт? Чем, интересно, он лучше евреев? И достаточно ли умён и рассудителен был человек, возненавидевший целый народ из-за некоторых его представителей? И стоило ли заваривать всю эту кашу, которую весь мир расхлёбывал несколько лет, неся многомиллионные человеческие потери, чтобы один человек в конце концов всадил себе пулю в лоб? О если б он сделал это многими годами раньше, какой катастрофы удалось бы избежать! Сколько горя осталось бы неизведанным… Человек, которому доставляет удовольствие созерцание чужого горя, уже не человек. А ведь именно страданием загнанных в угол евреев и наслаждались гитлеровцы.

Единственный минус романа — скомканная концовка. Хотелось бы узнать поподробнее, как герои прожили последующие годы, а не прочесть на последней странице хоть и содержательный, но крайне лаконичный рапорт о судьбах уже таких родных тебе героев.

· Мой отец часто говорил, что смелость – это не когда человек не знает страха, а когда он идет вперед, превозмогая страх.

· Именно непредвиденные обстоятельства обычно становятся самой большой проблемой.

· Уповать на Господа — сомнительное предприятие, учитывая, что во многом Он уже отказал.

· Иногда, оберштурмфюрер Эйхман, люди особенно ценят то, чего они лишены.

· … очень важно иметь возможность выразить свои чувства, которые долго носишь внутри.

· Смех в компании друзей лечит душу.

· Слушать и слышать человека — значит уважать его. А уважать — не значит соглашаться.

· … иногда нам приходится мириться с выбором других людей, хотя в душе мы с ним не согласны.

· Мужчины горды и никогда не ждут, что женщина сможет обойти их хоть в чем-то, даже если такое случалось и раньше.

· Известно, что мужчина чувствует себя свободнее, когда у него есть возможность покурить.

· Человека всегда легче склонить к тому или иному шагу, если дать ему понять, что у его поступка есть прецеденты.

· Люди потому не говорят ничего такого, что всегда боятся ошибиться, Зоф.

· … прикосновение — важный шаг к установлению доверия…

· До чего же это приятно, когда к тебе обращаются с такой теплотой, лаской.

· Смысл шахмат не в выигрыше, а в учебе, и, если партия больше ничему не может тебя научить, не стоит терять на нее время.

Читать книгу онлайн

Купить аудиоверсию