На РЖД скоро появится подвижной состав увеличенного габарита Тб.

19 February
881 full read
1,5 min.
1k story viewsUnique page visitors
881 read the story to the endThat's 86% of the total page views
1,5 minute — average reading time

К введению на российских железных дорогах готовится самый широкий в отечественной (да и мировой) практике габарит подвижного состава Тб. Его внедрение даст железным дорогам не только дополнительные возможности при перевозке некоторых грузов, но и позволит создавать пассажирские двухэтажные вагоны с салонами и купе большого объёма, но об этом ниже.

Новый габарит представляет собой почти идеальный прямоугольник размером 3,75 на 5,3 метров только со слегка срезанными верхними углами и некоторыми ограничениями в нижней части (на высоте 340 мм от уровня головки рельс).

Очертания базового и расширенного габарита Т. Самый широкий габарит Тб выделен красным цветом. В отношении скоростных поездов "Сапсан" и "Ласточка" скорее всего ошибка - в инструкции по эксплуатации электропоездов "Ласточка" указан только базовый габарит Т.
Очертания базового и расширенного габарита Т. Самый широкий габарит Тб выделен красным цветом. В отношении скоростных поездов "Сапсан" и "Ласточка" скорее всего ошибка - в инструкции по эксплуатации электропоездов "Ласточка" указан только базовый габарит Т.

Новый габарит возник не просто так, ему предшествовала большая работа, проводимая с 60-х годов прошлого века. Подробно об этом можно прочитать в статье транспортных учёных из ВНИИЖД (ссылка). В 60-х годах грузооборот на железных дорогах СССР стремительно рос, а их провозная способность была близка к исчерпанию. Один из способов её увеличения - расширение габаритов подвижного состава, что позволило бы провести больше груза на единицу длины. Именно поэтому и начались работы над внедрением новых расширенных габаритов. К началу 80-х годов была разработана новая нормативная база (ГОСТ 9238-83) и начато постепенное расширение инфраструктуры под новые габариты. Причём на первом этапе решено было внедрить промежуточный габарит Тпр, который был несколько меньшего сечения, но для него требовался гораздо меньший объём работ по реконструкции искусственных сооружений.

На РЖД скоро появится подвижной состав увеличенного габарита Тб.

К 2013 году практически вся сеть железных дорог общего пользования (за исключением двух малодеятельных линий на Красноярской и Восточно-Сибирской ЖД) была готова к пропуску подвижного состава габарита Тпр, и началась регулярная эксплуатация подвижного состава расширенного габарита. Помимо грузовых полувагонов и цистерн, расширенный габарит Тпр пригодился и в пассажирском движении. Были созданы спальные двухэтажные вагоны модели 61-4465 повышенной вместимости (на 64 пассажира).

Двухэтажный вагон модели 61-4465. Источник: https://tmholding.livejournal.com/6586.html
Двухэтажный вагон модели 61-4465. Источник: https://tmholding.livejournal.com/6586.html

Но двухэтажные вагоны вызвали неоднозначную реакцию пассажиров и больше всего критики досталось именно скосу в верхней части вагона, обусловленного необходимостью вписаться в габарит Тпр. Но внутри из-за него тесно и неудобно и в проходе 2-го этажа, и на верхних полках купе. Из-за этого места под этим скосом обозвали "гробом".

И, видимо, учитывая эту критику, РЖД решили ещё увеличить габарит двухэтажных пассажирских вагонов до максимально возможного.

В настоящее время проходят испытания спальные двухэтажные вагоны проекта "2020" (модель 61-4523) Тверского вагоностроительного завода, построенные с использованием габарита Тб. Если быть точным, в ширину габариты вагона не изменились, она по прежнему соответствует габариту Тпр, но с очертанием по линии б1 - б - а - 1 габарита Тб в верхней части. Причина такого решения - невозможность вписать более широкий вагон в нормативы нагрузки на ось при использовании стального кузова, также, возможно, наличие негабаритных высоких платформ на некоторых вокзалах (но это не точно). Ввод в эксплуатацию двухэтажек 2-го поколения планируется уже 2021 году.

Двухэтажные спальные вагоны модели 61-4523, выполненные в габарите Тб. Фото Алексея Уланова.
Двухэтажные спальные вагоны модели 61-4523, выполненные в габарите Тб. Фото Алексея Уланова.

А вот для нового двухэтажного электропоезда "Меридиан" (адаптированный под стандарты РЖД Siemens Desiro HC) от "Уральских локомотивов" габарит Тб будет использоваться полностью, том числе и в ширину, а не только в верхней части. Это стало возможным благодаря применению более лёгкого алюминиевого кузова. В настоящее время ведётся проектирование этого электропоезда, запуск в эксплуатацию планируется на 2023 год.

Дизайн-проект двухэтажного электропоезда "Меридиан". Источник: пресс-центр "Уральских локомотивов".
Дизайн-проект двухэтажного электропоезда "Меридиан". Источник: пресс-центр "Уральских локомотивов".

В текущем ГОСТ-9238-2013 габарит Тб обозначен как дополнительное очертание габарита Т, применяемое по согласованию с владельцем инфраструктуры. Габариты Та и Тб пока могут применяться только на отдельных линиях и направлениях, в первую очередь новый подвижной состав будет эксплуатироваться на магистральных направлениях от Москвы. Заявляются маршруты Москва - Нижний Новгород и Москва - юг.

А вы что думаете о новом расширенном габарите. Существенно он повысит комфорт в двухэтажных вагонах или нет? Пишите в комментариях, и ставьте лайки :)