Всем голубым, розовым, радужным, розово-голубым, розово-радужным, радужно-голубым, розово-голубо-радужным и серо-буро-коричневым ПОСВЯЩАЕТСЯ
Сперва, дабы быть объективным, я бы хотел быстренько пройтись по плюсам игры, которые по крайней мере являются плюсами лично для меня:
- хорошая постапокалиптическая атмосфера. Картина заброшенного и заросшего города, повторяющая картину из первой части, но на этот раз с бо́льшим простором для исследования. Брошенные дома и квартиры создают нужное впечатление запустения и некогда разыгравшейся тут трагедии. Особенно запомнились зимние локации из начала игры;
- истории в записках драматичнее основного сюжета игры. Хотя я даже не знаю, это больше комплимент запискам или упрёк основному сюжету. Да и вообще, как-то странно, что перед смертью каждый в обязательном порядке строчил что-то на бумажке;
- саундтреки неплохо передают настроение текущей ситуации;
- интересные ситуации, которых преступно мало на всю игру. Особенно запомнились: спасение от зомби под проминаемым ими забором, сцена падения Элли в реку, бой с боссом, состоящим из нескольких сросшихся заражённых, перебежки в спасении от снайпера, который стрельбой натравливает на нас заражённых, эпизоды в деревне "шрамов" и лагере работорговцев;
- враги теперь используют собак, что усложняет стелс;
- реакции протагониста на события во время игрового процесса. Когда ему страшно, больно или когда он в ярости, это всё очень неплохо передаётся через издаваемые им звуки, которые отыграны очень хорошо. Особенно понравилась фишка с боязнью высоты у Эбби, у которой учащается дыхание всякий раз, когда она подходит к краю обрыва, и арка с преодолением ею собственного страха тоже очень порадовала;
- серая мораль. Разработчики действительно пытались очеловечить все конфликтующие стороны, заставить игрока проникнуться персонажами по все стороны баррикад и всем им сочувствовать;
- попытка заставить сопереживать противникам, которых вы убиваете. Ограничивается, правда, тем, что их напарники громко выкрикивают имя вами убитого и орут "НЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭТ!" Но в большинстве игр нет и этого, так что можно считать, что это прогресс;
- передача настроения конкретного эпизода истории через погоду и соответствующее освещение смотрится очень атмосферно, помогая полностью погрузиться в настроение того или иного момента;
- ДА-ДА-ДА ЭТИ ЗАДРОЧЕННЫЕ СТЁКЛА!!! Хотя, честно признаться, не знаю я, почему они вызывают у игроков такой бурный восторг. Ну бьются стёкла, и что. Ну будем считать, как плюс.
На этом лично для меня плюсы игры заканчиваются, и начинаются разочарования и горения.
Сюжет игры стартует 4 года спустя после событий первой части, в поселении Джексон, где поселились наши старые знакомые - Джоэл и Элли. Первое, что нам тут будут стараться втюхивать разработчики - это повестка. Но не в армию.
Как мы знаем ещё с первой части, Элли у нас является сторонницей нетрадиционных отношений, и в сиквеле она наконец находит себе подходящую подружку. Тут требуется определить моё отношение к секс-меньшинствам. Отношусь я к ним очень хорошо. Слово на букву "п" не раз помогало мне пережить стрессовые ситуации и успокоить нервы. Поэтому моё отношение к ним сугубо положительное. Да и вообще - не бывает плохих ориентаций, бывают плохие люди. (Скрепным духам не говорить).
Ну так вот, во время тусовки в джексонском баре Элли и её подружка - Дина, начинают танцевать и сосаться. К ним докапывается престарелый мужичок, владелец бара, который требует, чтобы они соблюдали приличия (здесь же дети, хотя я без понятия, что детям делать в заведении, где подают алкоголь, но про избирательную мораль мы все знаем), и презрительно называет их "лесбухами", на почве чего чуть не начинается потасовка, и Элли потом жутко обижается (вообще, впечатление обидчивой она не очень производит, но вот такого не стерпит). Мужик, правда, на следующее утро, протрезвев, решает извиниться, и Элли, которая "не желает слушать этого шовиниста", еле удаётся уговорить его выслушать. (Да знаю я, что слово "шовинист" только в нашем переводе, а в оригинале немного другое слово, но смысл и контекст не меняются, поэтому пожалуйста, не надо использовать это как аргумент). В общем, мужик действительно извиняется, даёт Элли сэндвичи перед её уходом в патруль, но она всё равно страшно обижена, и хоть перед самим барменом не подаёт виду, отдаёт потом сэндвичи своему другу, ибо не хочет есть "шовинистскую еду" (и друг, к слову, говорит, что "шовинистская еда" весьма неплоха, что можно считать этаким неосознанным самотроллингом со стороны разработчиков... а может, и осознанным, кто знает). Ну оно и понятно - бармен спьяну показал свою гомофобную натуру, а извинился скорее просто для того, чтобы не портить отношения... но разве типа не так толерантность работает?.. Само понятие "терпимость" уже подразумевает, что ты терпишь вещи, не очень тебе приятные. Вот бармен и поступил, как истинно толерантный человек: питая скрытно отвращение к лесбушкам, повинился за это. И покаялся, и еду в дорогу дал. Что тебе ещё надо-то, лесбуха?
Но это лишь начало большой беды под названием "взаимоотношения Элли и Дины". Дина тут представлена как местная джексоновская секс-бомба, на которую заглядываются все парни, но являясь бисексуалкой, она делает объектом для соблазнения именно Элли. По поводу парней, которые заглядываются на Дину: я, конечно, всё понимаю, постапокалипсис, особо не попривередничаешь, но не до такой же степени. Я бы, если б на всём белом свете осталась одна-единственная девушка, и если б это была Дина из "The Last of Us II", лучше б сам себя кастрировал подручными средствами... кхе-хем. Забыли.
Дина отправляется с Элли в совместный патруль, и тут начинается просто настоящий ад для моих ушей. Это касается всего совместного путешествия с Диной как во время патруля, так и после их ухода из Джексона. Дина вызывает у меня ассоциации с таким мелким назойливым гоблином, который всё время крутится рядом и достаёт, достаёт, достаёт. Она очень назойливо подкатывает к Элли, несмешно шутит, и нам старательно пытаются демонстрировать между ними какую-то химию, ещё с пролога подготавливая к тому, что Дина у нас будет типа джоэлозаменителем. Но это не работает. Вся их химия насквозь пропитана фальшью, и что сценарист, что актёры озвучки будто бы прекрасно это понимают, поэтому и не стараются шибко. И вот это нам придётся выслушивать на протяжении солидной части игры.
Попадая в метель, наши лесбушки-подружки укрываются в убежище своего старого знакомого, помершего уже старика Юджина, который, как оказалось, тайно разводил марихуану. Весь этот патруль, вся эта метель, всё это убежище, вся эта "травка" - всё нужно сугубо для одной цели: чтобы Элли и Дина накурились и перепихнулись. Перед перепихоном у них состоится гротескный диалог, демонстрирующий, что создатели игры и сами толком не понимают, с какого же ракурса им показать симпатию между данными персонажами, как же нас убедить, что у них действительно есть друг к другу влечение. Поэтому апогеем химии, за которым и следует постельная сцена, становятся слова Дины о том, как Элли её бесит (кто бы говорил), и что лучше мёрзнуть в метели, чем тут с ней сидеть, и предложение Элли валить, раз так хочется.
Нет, саму постельную сцену нам, к счастью, не показали. Не то чтобы я был против посмотреть на секс двух горячих барышень (не говорите скрепным духам), но тут барышни такие, что лучше бы они вообще паранджу надели и избавили от созерцания их ангельских личиков.
Когда же наши красотки просыпаются после утомительных постельных занятий, мы видим то, по поводу чего в своё время было много шуму - волосатые подмышки Дины!!! Не то чтобы это была такая большая проблема, но дело не в том, что подмышки волосатые, а в том, с какой целью разработчики решили заморочиться и отрисовать их. Сколько помню, никогда не видел в играх волос на подмыхах - в тч у мужских персонажей. Ну неохота разрабам над этим заморачиваться, не такая важная деталь, чтобы тратить на неё время и силы. Не, может, что-то где-то и было, но я не обращал внимания. Короче. На фоне того, что разрабам в принципе всегда было всё равно на подмышковые волосы, специальная их отрисовка Дине для одной-единственной сцены, как мне кажется, имеет... некий умысел. Можете со мной не согласиться... но похоже на фемную заморочку с десексуализацией, или как там оно у них называется. (Хотя мордахи героинь и так одна сплошная десексуализация, стоило ли дополнительно с подмыхами напрягаться - то вопрос). Примечал я и кое-какие другие детали по ходу пролога. Так, в самом начале, проснувшись, Элли нюхает свои подмыхи и говорит, типа и так сойдёт. Потом во время патрулирования у них с Диной происходит специальный диалог, в котором Дина допытывается насчёт того, что на Элли грязная одежда, которую она не меняла, ну и типа "да ничего, я не осуждаю, это норм". Да что там, если у них даже шутка была насчёт того, что от Дины пахнет, как от навозной кучи (это типа был такой романтический момент во время танца). Я конечно был лишён счастья самостоятельно вдыхать аромат Дины, но почему-то верю Элли на слово, ибо в каждой шутке есть доля шутки... Для ясности: я бы вообще не обращал на всё это внимания, если бы разрабы сами всё это не пропихивали, дескать смотрите, у нас вона какое равноправие, бабы имеют право не соответствовать каким-то там патриархальным представлениям о женщинах, вольны не мыться, не стираться и никак за собой не ухаживать. Всё по заветам Nixelpixel, надеюсь хотя бы примеру растирать сперму по животу и идти по своим делам не следуют... кхм. Понимаю, постапок, хотя с водой у них там проблем нет, и даже туалеты с ванной в каждом доме (хотя интересно, кто канализацию обслуживает...)
В рамках борьбы с патриархально настроенными мужичками в том числе было принято решение не вводить в игру ни одной хоть сколько-нибудь симпатичной героини, изуродовав образы подаривших им внешность актрис, и даже намеренно изуродовав образы уже знакомых нам с прошлой части персонажЕК.
Ладно, хватит с нас на какое-то время толерастии - в конце концов, это пусть и проблема, которая портит впечатление от игры, но проблема далеко не главная. Куда бо́льшим разочарованием стал сюжет, на который поклонники "The Last of Us" возлагали большие надежды. Напомню, что сюжет первой части главным образом был построен на взаимоотношениях между Джоэлом и Элли, которые, вступая друг с другом в различные конфликты, постепенно друг к другу притирались, и в итоге по-настоящему заменили друг другу семью. И всё это - на фоне жестокого постапокалиптического мира с крайне размытой гранью между добром и злом, где каждый стремится выжить любой ценой, и только преданность друг другу и взаимопомощь помогли Джоэлу и Элли пережить их непростое приключение. И чего-то такого же сурового и трогательного одновременно мы все ждали от продолжения. Но увы: появляются какие-то непонятные левые чуваки и жестоко убивают Джоэла почти в самом начале игры на глазах у Элли, после чего весь дальнейший сюжет строится на попытках Элли отомстить. Да-да, история про месть, дамы и господа, никогда такого не было и вот опять. Ну ладно, история не столько про месть, сколько про её пагубные последствия как для тех, кто мстит, так и для их близких.
На самом деле, Джоэл тоже был убит из мести - как помним, в конце первой части он совершил крайне эгоистичный и наплевательский по отношению ко всему человечеству поступок, не дав "цикадам" разработать вакцину для спасения человечества от инфекции и тем самым обрекая остатки своего вида на вымирание. Да, он сделал это ради дорогого ему человека, но давайте будем честны - оправдывает ли это смерти других людей, которые погибают и будут погибать от заражения по вине Джоэла? Конечно, он пытался исправиться, стать лучшим человеком, в каком-то смысле раскаивался, но этого было недостаточно. Мне самому Джоэл очень нравится как интересный, раскрытый и сложный персонаж, но всё же следует признать, что он вполне заслужил свою судьбу. Правда, выведение его из игры является вместе с тем и одним из основных ударов по вовлечённости в неё - без Джоэла "The Last of Us" уже не "The Last of Us", и полюбилась первая игра именно за Джоэла, за Элли и за их тандем, за их ссоры, примирения, подколы, поддержку и привязанность друг к другу. Поэтому для меня лучшими моментами сиквела стали флэшбеки Элли, в которых демонстрировалось то самое старое-доброе взаимодействие двух любимых персонажей, и именно таким преданные фанаты и хотели бы увидеть продолжение.
Когда у нас отнимают культового персонажа, затмить колорит которого невероятно сложно, мы обычно ждём, что нам предложат нечто равноценное - новых интересных героев, невероятные повороты истории... Вместо этого мы получаем сборище пустышек, даже вместе до Джоэла не дотягивающих. Они очень плохо прописаны, они неинтересны, они пытаются в химию, но до уровня взаимоотношений Джоэла и Элли им ой как далеко.
Похоронив и оплакав Джоэла, Элли пускается на поиски его убивцев, хотя брат Джоэла Томми и пытается её отговорить. Следом увязывается приставучий мелкий гоблин Дина, дабы подарить нам несколько часов незабываемого выслушивания восхитительных шуточек, ужимок и натянутых попыток показать химию между ней и Элли. К тому же, как выяснится позднее, Дина вообще беременна, что создаст в будущем дополнительные проблемы.
Когда Элли и Дина добираются до Сиэтла, наконец-то выясняется причина того, почему наша гоблинка периодически блюёт и еле держится на ногах. Тогда объявляется Джесси - собственно говоря, отец ребёнка, который пошёл по следу Элли и Дины в стремлении помочь отомстить за уважаемого им Джоэла (интересно, не изменилось бы его желание, если бы он знал истинную причину убийства старичка).
Объектом для мести Элли является, с позволения сказать, девушка Эбби, а если говорить точнее, монстр мужеподобной наружности, умудрившийся как-то перекачаться в условиях постапока. Это опять-таки взмах хвостиком в сторону сами знаете кого - демонстрация сыльного женского персонажа, смотрите какая мощь, какая сила, крутость и независимость, уууух. Кстати всех, кто над этим угорает, Нил Дракманн окрестил женоненавистниками, так что поаккуратнее...
Итак, в погоне за Эбби Элли захватывает, допрашивает и убивает её друзей, включая беременную Мэл. Правда, о её беременности она узнаёт постфактум, уже после убийства, и всё это комплексно складывается в ПТСР и психический срыв у Элли. Вот мы и подбираемся к тому, что нам пытается показать игра - как на человеке сказывается порождённая ненавистью жестокость.
Найдя трупы своих друзей, разъярённая Эбби врывается в убежище Элли, убивает Джесси и угрожает убить Томми, если та не сдастся. Элли поднимает руки и просит отпустить своих друзей, говоря что понимает, за что убили Джоэла, иии... в этот момент перестаёшь сопереживать Элли уже окончательно. Ладно если бы она до сих пор не знала, за что был убит Джоэл, и для неё произошедшее на базе "цикад" до сих пор оставалось бы тайной. Но нет, Элли уже давно докопалась до правды и знает, что Джоэл обрёк человечество, прекрасно знает, что те, кто его убил, имели на это полное право. Знает, и всё равно продолжает валить народ направо и налево, а потом выкрикивать Эбби, что она во всём виновата. Хотя сама же Элли, узнав правду, в своё время возненавидела Джоэла и решила разорвать с ним всякие отношения. Я просто не понимаю - где в этой ситуации должно быть моё сопереживание?..
Итак, случается сей момент, и тут происходит то, от чего игровое комьюнити бесилось очень много: нас принудительно заставляют следующую половину игры, ещё несколько часов, отыгрывать за Эбби в её воспоминаниях. То есть берут и в самый кульминационный и напряжённый момент выкидывают в совсем другую повествовательную линию, не спросив, а оно нам вообще надо, может быть мы хотим увидеть развязку?.. Да нет, гений Дракманн лучше знает. Вот и забрасывают нас в шкуру Эбби, отнимая весь достигнутый с Элли прогресс и вынуждая вкачиваться заново и мучительно ждать развязки, из которой нас так обидно выдернули.
Всё это преследует одну цель: к финалу игрок должен перехотеть убивать Эбби, потому что узнает её, проникнется её мотивацией, поймёт, что на самом деле она неплохой и довольно отзывчивый человек, а случай с Джоэлом был для её незлобивой натуры исключением по понятным причинам.
Первым делом нас забрасывают в воспоминания Эбби четырёхлетней давности, и мы узнаём, что тот самый хирург, убитый Джоэлом возле операционного стола с Элли в конце первой части, является её отцом. И нам в духе сиквела пытаются раскрыть их взаимоотношения, показать любовь между отцом и дочерью, чтобы в конце этого воспоминания, когда Эбби рыдает над телом отца, мы, по всей видимости, должны были сочувствовать. Но это не работает: вы показываете нам персонажа (отца Эбби) каких-то десять минут, и всё, что мы за это время видим - попытку изобразить, какой же он преувеличенно добренький. Ах, он же спас застрявшую в колючей проволоке зебру, ну как же теперь ему не стать нашим любимым героем?..
Но Джерри, то бишь отцу Эбби, недостаёт характера, фактурности. Он такая же блёклая и серая личность, как и прочие второстепенные персонажи, он мягкотелый и слабовольный, он так подчёркнуто страдает от необходимости убить Элли ради спасения всего человечества, ну не человек, а душка. Нет, я против добрых и человечных людей ничего не имею, но чтобы вызвать к персонажу эмпатию, по-моему надо прописать ему что-то большее, чем просто показная безмерная доброта. Подчёркнутая доброта Джерри - просто лёгкий способ заставить игрока ему сопереживать, хотя как показал опыт, способ этот не сработал. Я уж не говорю о том, что так и повисли в воздухе два вопроса - почему только Элли и никто другой имунна к вирусу, и неужели в Штатах, кроме Джерри, не осталось ни одного биолога и хирурга, способного провести операцию?
События переходят в современность, где нам будут показывать события трёх дней в Сиэтле с перспективы Эбби. Нам будут стараться раскрывать её взаимоотношения с друзьями, участвовавшими в убийстве Джоэла, и опять-таки стараться заставить нас проникнуться сочувствием и к ним, и к Эбби. Но этот приём опять же не работает: сначала нам показывают смерть друзей Эбби от рук Элли, потом перебрасывают в прошлое и начинают их раскрывать. Но момент катарсиса уже упущен: мы уже знаем, что эти персонажи погибли, и на тот момент, когда они погибали, у нас не было к ним никакой привязанности, мы о них вообще ничего не знали. А для того, чтобы заставить игрока испытать боль от смерти персонажа, нужно, чтобы у игрока уже была к нему эмпатия, эмоциональная привязанность, как например было в первой части "The Last of Us" - привожу примеры.
В первой "TLoU" нашим первым напарником была женщина-контрабандистка по имени Тесс. Она давний подельник Джоэла, они вместе занимаются контрабандой и весьма жестоки, когда дело касается конкуренции. Нам дают понять, что эти двое полностью друг другу доверяют. Потом Тесс вместе с Джоэлом берутся за сопровождение Элли, узнавая по ходу дела, что Элли - ключ к вакцине. В стычке с заражёнными Тесс кусают, и она, понимая, что обречена, жертвует собой, чтобы Джоэл смог довести Элли до "цикад" и спасти человечество. На представление Тесс отводилось ничуть не больше времени, чем на раскрытие приятелей Эбби, но за это время игрок успевал к ней проникнуться за счёт её характера, поведения и конечного поступка, который, учитывая, кем она была, можно без преувеличения назвать благородным. А ведь она тоже отнюдь не была каким-то глубоким персонажем с хорошо раскрытым богатым внутренним миром.
Ещё один пример - Генри и его брат Сэм, которые встречаются Джоэлу и Элли по пути. Мы быстро понимаем, что Генри заботится о младшем брате, как и Джоэл заботится об Элли. Только если отношение Джоэла к Элли пока что больше как к объекту, то Генри заботится о брате, потому что его любит, и потому что они единственные, кто есть друг у друга. Когда Генри бросает Джоэла и Элли в критический момент, Джоэл злится, и при следующей встрече почти убивает Генри - но тот объясняет, что его главной целью была защита брата, и тогда Джоэл успокаивается - ведь он сам когда-то имел ребёнка и тоже был готов ради него на всё (а потом точно так же будет готов на всё ради Элли, когда утвердится в своей привязанности к ней). Они вместе останавливаются на ночлег, у Джоэла и Генри обнаруживаются общие интересы, Элли же общается с Сэмом, с которым они успели почти подружиться за время совместного приключения, и отдаёт ему втихаря подобранную в магазине игрушку - как и Элли, родившийся после начала эпидемии Сэм был лишён детства, поэтому его тянет ко всяким детским шалостям, но брат ввиду прагматизма запрещал ему брать игрушки, ведь им нужна мобильность и среди вещей не должно быть ничего лишнего. Сэма покусали, но он скрывает это от всех, с Элли начинает вести себя зажато, заводит странный разговор на тему смерти. Наутро он превращается в бешеного и нападает на своих, Генри вынужден его пристрелить, а затем, не выдержав произошедшего, убивает и себя. В этот момент игрока и обуревают эмоции, ведь он успел проникнуться героями, их переживаниями, мечтами, характерами - а тут бац, и всё.
Что же заставляет нас проникнуться друзьями Эбби и рыдать от их судьбы? Кто они такие? Давайте глянем.
Поскольку сценарист, видимо, заразился манией российских киноделов пихать любовные треугольники куда ни попадя, тут нас ждёт накал страстей между Эбби и её друзьями - Оуэном, с которым они раньше встречались, и Мэл, его нынешней супругой. Эбби и Оуэн вместе уцелели после разгрома лагеря "цикад" Джоэлом и прибились к ВОФ, какое-то время были вместе, но потом Оуэн решил не строить с ней дальнейших отношений из-за её одержимости Джоэлом, вернее местью ему, и завёл отношения с Мэл, которая к основным событиям игры ждёт от него ребёнка. Кто такой Оуэн, как личность? Парень, которого всё достало, ему надоело убивать во имя ВОФ, и он намерен отправиться в Санта-Барбару на поиски уцелевших "цикад", чтобы убивать во имя них, и готов даже оставить беременную жену в Сиэтле. Браво, браво, хлопаем, теперь я точно на сопли изойду. Ну и при его подготовке к отъезду в Санта-Барбару начинается "Санта-Барбара" в треугольнике Оуэн/Мэл/Эбби, ведь Эбби и Оуэн до сих пор питают чувства друг к другу, причём Оуэн любит настолько сильно, что вступил в отношения с другой женщиной, а Эбби теперь не хочет вмешиваться в сформировавшуюся семью, где вскоре ожидается пополнение. Что бы ещё такого сделать Оуэну, чтобы заставить нас им проникнуться? А, ну да, ему стало так жалко врага, которого он не захотел убивать, что он пристрелил своего (зная при этом, что фанатики из враждующей фракции заживо потрошат пленных солдат ВОФ, его товарищей).
Итог: персонаж Оуэн не вызывает к себе ни привязанности, ни сочувствия, не выделяется интересными чертами характера.
Может, с его супругой Мэл ситуация получше? Хах))) Вообще, она здесь исполняет больше функцию повестки - готовьтесь биться в приступах злобы и зависти, проклятые женоненавистники! Короче говоря, Мэл, находящуюся на шестом месяце беременности, посылают в патруль, а она и не отказывается, потому что "не хочет сидеть без дела". Между ней и Эбби завязывается интересный диалог: когда Эбби спрашивает, что думает про это Оуэн, Мэл с таким прям негодованием отвечает - а пачиму он должен ришать!?!?!? Ну да, он ведь всего лишь отец ребёнка, носитель мерзкого стручка, пусть засунет своё патриархальное мнение куда подальше...
Отправляется наша доблестная вояйка в патруль, наравне со всеми исполняя физические нагрузки - взбираясь на стены, к примеру, или спрыгивая... Что нам, интересно, таким образом пытались доказать - что ей класть на своего ребёнка, мы типа должны проникнуться к ней презрением и негодованием? Ну если цель была в этом, то молодец Дракманн, ты свою задачу исполнил блестяще. Что я теперь испытываю от осознания, что беременную Мэл зарезали?.. Я скажу так - это пошло ребёнку только на пользу, ведь с такой мамашей... ну вы поняли.
Вообще я могу точно так же, как мне подобных обвиняют в нетолерантности, гомофобности, женоненавистничестве и бла-бла-бла, обвинить создателей игры в детоненавистничестве - что это за пропаганда наплевательского отношения к собственному чаду, которого ты вынашиваешь в себе? Ведь беременная женщина несёт ответственность не столько за свою жизнь, сколько за жизнь своего ребёнка. А здесь то беременная Дина, прекрасно зная о своей беременности, отправляется за своей пассией на верную погибель и чуть не двигает коньки, то Мэл с вооот таким вот пузищем взбирается на стену, стукаясь о неё животом, и подставляется под пули. А, Дракманн, что на это скажешь? Ты почему детей ненавидишь?
В общем говоря, из всех рудиментарных персонажей, которые исполняют функцию подыхания и вызывания таким образом у Эбби ненависти, лучше всех удалось реализовать латиноса Мэнни. Он прописан не лучше остальных, но он какой-то немного прикольный, и за ним нет никаких идиотских страдалок. И выводят его из строя грамотно: сначала знакомят с ним, дают время его узнать, а уже потом мочат. Хотя не то чтобы и его смерть пробуждала какие-то эмоции. Просто жалеешь, что игра потеряла лучшего приколиста, и придется опять слушать типа смешные шуточки Дины и Элли.
Так, в общем, у нас тут, понимаете, такая драма: Оуэн после убийства напарника спрятался в океанариуме, и Эбби знает, что он там спрятался, потому что они вместе туда ходили, когда встречались. Хотя лидер ВОФ Айзек и не хочет её отпускать, ибо она должна возглавить вторжение на остров "шрамов", противостоящей ВОФ секты. И да, у нас тут полноценная война группировок, "Сталкер" и "Метро", мать его. Я вообще в прошлых статьях уже упоминал, что полноценные войны в сеттинге что "Сталкера", что "Метро" смотрятся неуместно, и то же самое могу сказать о TLoU2. Постапокалипсис, бо́льшая часть человечества погибла, куча угрожающих ещё здоровым людям заражённых, кот наплакал ресурсов, но всё равно ведь умудряются вести полноценную войну с участием не то что десятков, а сотен бойцов. Первая TLoU в этом отношении была более реалистичной: жестокость там везде имела чисто прагматический смысл. Убил раненого, просящего о помощи, чтобы не тянуть балласт, бандиты грабили ради добычи, каннибалы ели людей ради выживания, ну а "войнушки" ограничивались точечными перестрелками небольших банд и точечными же терактами "цикад". Вот постапокалипсис, в который веришь.
В общем, наша непослушная Эбби отправляется в самоволку за Оуэном, и по пути попадает в руки "шрамов", которые собираются её выпотрошить. Остаться в живых ей помогают двое дезертировавших "шрамов": Яра и её младший брат Лев. Правда, спойлер: Лев на самом деле является девочкой по имени Лили, которая ощущает себя мальчиком. (И отыгрывающий её актер тоже является трансгендерным мальчиком, так что всё по правилам). У "шрамов" консервативно-патриархальное общество, поэтому заправляет ими женщина, и половина бойцов - женщины, но при этом женщина не может перейти границы дозволенного и обриться налысо, так что, как видите, проклятые угнетатели в лице предводительницы культа снова бедным угнетённым меньшинствам подгадили.
Эбби и сёстры-экс-"шрамки", одна из которых брат, становятся вынужденными союзниками, вместе обороняясь от заражённых, и по итогу Эбби возвращает долг за спасение жизни, вытаскивая на себе с поля боя Яру, у которой раздроблено предплечье (несмотря на то, что оно раздроблено, Эбби как-то вправляет кость, но потом мы узнаём, что оно таки раздроблено, но поскольку к тому моменту я уже и так убедился в гениальности сценария, то удивления не испытал).
Выполнив свой долг и оставив сестру и сестробрата во временном убежище, Эбби добирается до Оуэна, где он и рассказывает эту страшно душещипательную историю о том, как пристрелил напарника ради бедного "шрама". Я уже просто желал им всем взять и убиться об стенку, и меня даже услышали, ибо между Эбби и Оуэном вспыхнула потасовка... которая, правда, тут же переросла в сцену секса, в тот момент, когда Эбби прижимала Оуэна к стене, а он схватил её за косичку... Ну да, "Санта-Барбара", супружеская измена, ещё один весомый повод потом пускать сопли и слюни по бедному убитому Оуэну. Даже эротику завезли, в смысле показали сиськи Эбби, хотя это больше не сиськи, а перекачанный мужской пресс (видимо, потому и прошли цензуру). Я не знаю, на что рассчитывали создатели - то ли на то, что игроки начнут надрачивать, то ли на то, что наоборот станут импотентами, ибо лично у меня к примеру от местных барышень не встаёт, а наоборот садится. Хотя оно и понятно, ведь разработчики не столько делали интересную игру с хорошим сюжетом, сколько боролись с сексуальной объективизацией... или объективацией, я не знаю, как правильно.
После секса и здорового вздрёма Эбби просыпается и прётся за оставленными ею "шрамками", потому что так сюжету нада. С чего её беспокоит судьба дезертиров из стана врага, с которыми она пересеклась на двадцать минут, не понимает ни она, спрашивая саму себя, какого чёрта она творит, ни Яра с Левом, которые спрашивают примерно то же самое. (По поводу Лева: я ведь так понимаю, что это не наше русское имя Лев, поэтому не знаю, можно ли его склонять, как Льва, в дубляже его склоняют, как Лева, вот и я так буду).
Итак, наша гиппопотамка заваливается в убежище экс-"шрамов" и отводит их в океанариум, где уже хз с чего обретается, помимо Оуэна, и Мэл с их собакой. Осмотрев руку Яры и констатировав, что она раздроблена, Мэл приходит к выводу, что её необходимо ампутировать, и Эбби с Левом отправляются в больницу на поиски всего необходимого. Следующие пара часов посвящены тому, как Эбби самоотверженно проходит через все круги ада (в том числе и персонального, ибо ей приходится преодолевать свой страх высоты) ради пары человеков, которых она вообще не знает, к которым у неё нет никакой привязанности, с которыми она и так рассчиталась за своё спасение и которые для неё в принципе на данный момент ничего значить не должны. Что нам говорят таким образом? Какой же Эбби хороший человек, что готова на такие муки ради незнакомых людей? Ну да, мы ещё узнаем её замечательность во всей красе, чуть попозже...
Итак, пройдя кучу опасностей и несколько раз чуть не погибнув, Эбби добывает таки принадлежности для ампутации и стерилизации и возвращается, после чего Мэл успешно проводит операцию. Потом ещё чуток "Санта-Барбары", то бишь соплей в треугольнике Эбби/Оуэн/Мэл, и Лев сваливает на лодке в сторону острова "шрамов", чтобы убедить свою глубоко религиозную мать принять его таким, какой он есть. А Эбби с Ярой отправляются за ним в погоню. С Ярой, говоришь?.. Ну да, а вы что, не знали, что сильная независимая женщина сразу после ампутации руки может бегать и взбираться на уступы, стоически перенося боль и беззаботно болтая за жизнь?.. Да вы женоненавистники, однако.
В это же время начинается вторжение сил ВОФ на остров и завязывается заруба, на фоне которой Эбби и безрукая, но сильная и независимая Яра добираются до своего дома и находят там транса Лева, который был вынужден убить свою так и не принявшую его самоидентификацию нетолерантную мамку и так будет с каждым в целях самозащиты. После чего троица пытается сбежать, но натыкается на отряд ВОФ, который, вот так удача, возглавляет лично предводитель Айзек. Надо сказать, что он относится к Эбби весьма снисходительно, учитывая, что она пошла против приказа и помогает врагам: он просит её отойти в сторону, не загораживая собой Лева, но упрямая сильнохарактерная годзилла отказывается. Пока все поглощены напряжённой сценой между лидером и Эбби, подстреленная Яра убивает Айзека в спину и тут же ловит добивающий её залп от других ВОФовцев, в то время как Эбби и Лев, от которых отвлеклись, получают шанс сбежать.
Эй, эй, погоди, если Яру замочили, то на кой мы два часа мотались, чтобы спасти ей жизнь? Да у меня, в общем-то, тот же вопрос. Почему я должен три часа бегать и спасать незнакомую чувиху, на которую мне со всех сторон положить, чтобы в награду за мои усилия и потраченное время она просто взяла и сдохла?
Эбби с Левом тем временем пытаются спастись, и Эбби начинает направо и налево косить своих недавних товарищей из ВОФ - и как ранее у меня пропало всякое сопереживание Элли, так и здесь пропадает всякое сопереживание Эбби, и теперь история будет до конца вращаться вокруг двух персонажей, на которых мне уже положить. Правда, даже на них мне не так положить, как на окружающих их второстепенных героев. Дракманн гений.
Вот серьёзно, Эбби, что ты вытворяешь? ВОФ - это твоя новая семья после "цикад", тебя там приютили, ты там многих знаешь, у тебя там друзья, но ради каких-то двух едва знакомых "шрамов", с которыми тебя ничто не объединяет, ты готова зверски расправляться со своими товарищами? У перекачанной годзиллы тестостерон на мозг надавил, и пошла мочить своих братьев и сестёр ради едва знакомого транса. Жизнь транса важнее всего, помните это ☝️
Итак, Эбби с Левом бегут через охваченную огнём деревню "шрамов", где схлестнулись сами "шрамы" и солдаты ВОФ, и по постановке это один из лучших моментов за всю игру, но под самый конец, уже перед тем, как Эбби и Лев спасутся на лодке, нас ожидает очередной треш-момент в виде драки с боссом - здоровым мужиком, у которого, видимо, атрофированы нервные окончания. Я не знаю, как по-другому объяснить то, что ему разрывают щёку, простреливают плечо, но он, помня заветы Великого Героя России Ж-12, продолжает как ни в чём ни бывало напирать и чуть не укокошивает главную героиню, благо укол в шею его всё-таки приостанавливает. Я хочу отдельное DLC за этого мужика - уверен, он окажется в итоге самым интересным персонажем во всей TLoU2.
Эбби с Левом возвращаются в океанариум и видят работу Элли в виде убитых ею Оуэна, Мэл и собаки. Узнав, где скрываются убивцы, Эбби врывается в их убежище чтобы отомстить за собаку, и мы наконец возвращаемся к тому моменту, на котором гений Дракманн решил выдернуть нас из линии повествования ради приключений Эбби с её дегродрузьями и самоидентифицирующимся трансом. Вы поймите, в том, чтобы давать играть и за Элли, и за Эбби, заставляя ими обеими проникнуться, нет ничего плохого - можно было только сделать это чуть по-другому. Можно было всю игру разбить на небольшие эпизоды по паре часов, в которых мы попеременно играли бы то за Элли, то за Эбби. Так не сильно раздражало бы отступление от интригующего момента, не забывался бы достигнутый с определённым персонажем прогресс, ты бы не успевал соскучиться по другому герою. И, в конце концов, так можно было бы раскрыть друзей Эбби раньше, чем их убьют.
Итак, Эбби убивает Джесси выстрелом в голову и угрожает убить Томми, если Элли не сдастся. Потом Томми, когда Эбби отвлекается, нападает и тоже получает пулю в голову. И завязывается действительно неплохой бой между Эбби и Элли, в котором мы играем за Эбби. Мы столько усилий потратили, чтобы помочь Элли добраться до Сиэтла, выследить и убить Эбби... а теперь вот в роли Эбби вынуждены бороться против Элли не на жизнь, а на смерть. И такой нетипичный подход реально работает и вовлекает. Редкий момент, когда разработчикам хочется пожать руку.
Во время боя, в котором Эбби почти побеждает, на неё выскакивает Дина, кое-как оторвавшая свою заблёванную физиономию от дивана, и чуть было не погибает от руки Эбби - но Элли останавливает её, говоря, что Дина беременна. И в этот момент мы убеждаемся, что наша годзилла морально превосходит нашу лесбо-мстительницу - несмотря на то, что та, будучи в курсе, что Джоэл получил по заслугам, пошла мочить сохранивших ей жизнь людей и убила, в том числе, беременную Мэл, Эбби всё равно удерживается от ответной мести и оставляет в живых и Дину, и даже саму Элли, просто советуя ей никогда больше не глаза Эбби не попадаться. И в каком-то смысле это великодушие даже вернётся и спасёт Эбби жизнь в будущем. Так что думайте про меня, что хотите, но лично мне в данной ситуации Эбби была больше симпатична, чем Элли.
После сей заварушки Элли, раненная гоблинша и частично ставший инвалидом Томми, возвращаются в Джексон, а потом случается ещё один треш-эпизод. У Дины рождается ребёнок, и они воспитывают его вместе с Элли в счастливой лесбийской семье. И знаете где? На ферме! На ферме! Дина же говорила как-то, что мечтает жить на ферме, и вот они действительно где-то находят ферму, заводят штук пятнадцать овец и живут втроём с ребёнком за невысоким заборчиком. На этот момент гений Дракманн напрочь забывает, в каком сеттинге происходит его собственная игра, а посему заражённые нашей однополой семейке никоим образом не угрожают. У меня на этот счёт две теории: 1) лесбийская любовь формирует вокруг фермы защитное поле; 2) в этом мире даже зомби настолько толерантны, что видя однополую семью, просто тактично уходят.
Теперь-то и становится полностью понятно, зачем в игру был введён такой персонаж, как Джесси: кто-то должен был забабахать Дине ребёнка, ибо увы, показать беременность лесбиянки от секса с другой лесбиянкой гений Дракманн не додумался. Но при этом Джесси нужно было вовремя вывести из игры, ведь иначе он требовал бы своего участия в жизни и воспитании ребёнка, и нарушил бы лесбийскую идиллию - а ведь нам этим эпизодом пытаются именно показать, как здорово воспитывать дитя однополой парой, вон даже зомби такие пары стороной обходят. Показательный момент: на дереве Элли и Дина вырезали свои инициалы в знак любви, а потом Элли в нашем присутствии вписывает туда ребёнка. Дескать, Элли + Дина = мальчик еврейско-азиатских корней...
Где-то тут я быстренько подведу окончательный итог по второстепенным персонажам, таким как Джесси, Оуэн, Мэл и иже с ними: они изначально введены в игру только для того, чтобы сдохнуть и своей смертью триггерить Элли и Эбби друг против друга. Ну и попутно пропихивать повестку: Дина - счастье однополой семьи и горечь отказа от неё, Мэл - крутость беременной женщины, Лев - сверхважные проблемы трансгендеров в постапокалиптическом обществе... И всё. Больше ни для чего они все не нужны. На то, чтобы их прописать, сделать интересными и запоминающимися, никто просто не хотел тратить время - это не персонажи-личности, а персонажи-функции. Персонажей-личностей в этой игре всего два: это Элли и Эбби. Живите с этим, поклонники первой TLoU, где даже проходные герои успевали выделиться и запасть в душу. Эта игра не для вас, а для бедных трансгендерных девочек-лесбиянок-феминисток, дабы помочь им испытать гордость за то, что они такие. Единственное, что меня теперь мучает - как у человека, создавшего прекрасный со всех сторон сюжет "The Last of Us", могла так сильно поехать крыша на момент создания второй части...
Больше всего мне в итоге стало жалко собаку, которую втянули во всё это и убили за тупость всех остальных героев.
Ну что, афтар правда такой женоненавистник и гомофоб? Да знаете... в общем-то нет. На самом деле я люблю сильных женских персонажей, а на гомогеев мне вообще накласть - что есть они, что нету их. На самом деле мы, игроки, существа такие: нам абсолютно всё равно на повестку и идеологию, если за всем этим стоит хорошая история, интересные прописанные герои и увлекательный геймплей. А вот когда игра из-за идеологии, как Call of Duty: Modern Warfare 2019, или из-за повестки, как The Last of Us II, превращается в кусок известной субстанции с дебильным и дырявым сюжетом, блёклыми и тупыми персонажами, вот тогда мы и начинаем негодовать. А вовсе не из-за того, что мы такие нетолерантные сволочи.
TLoU2 происходит в сеттинге постапокалипсиса. Хотите я вам, дорогие феминистки, открою глаза на то, как будет выглядеть постапокалиптическое общество? Это, на самом деле, совсем не трудно представить - оно будет выглядеть, как первобытная община. Т.е. бабы будут сидеть за высоким забором, пока мужики бегают с копьями добывать еду. В условиях, когда человечество малочисленно, и ему со всех сторон угрожают опасности, во главу угла ставится выживание и размножение (ибо чем нас больше, тем нам легче защищаться и работать с помощью друг друга, осваивать новые земли и обезопашивать их для себя). Поэтому женщин, и особенно беременных, будут беречь, как натурал своё очко, потому что от них зависит выживание нас как вида. Не будет такого, чтобы бабы массово сражались плечом к плечу с мужиками, и уж совсем редкий даже для обеднённого моралью постапокалиптического общества козёл пошлёт беременную женщину в патруль. А во главу общин баб ставить почти не будут просто потому, что мужчики сильнее и на правах сильного будут забирать власть себе. И вся эта толерантность будет быстро позабыта до лучших времён, когда человечество достаточно расплодится и обезопасит своё существование. Если сие вам не нравится - идите и подайте в суд на природу, ибо именно по её законам всё это работает. Зная некоторые дела американского суда, вы можете даже его выиграть, и гордиться своей маленькой, но победой.
Конечно же, определённое количество гордых и независимых женщин и в постапоке вполне возможно - и это нам показывали в той же первой части TLoU. Тесс была сильным женским персонажем, заслуживающим уважения, Марлин была лидером целой группировки, а Мария возглавляла общину в Джексоне. И знаете, чем эти сильные и независимые особы женского пола примечательны? Тем, что они не строят из себя сильных и независимых, а являются ими. Просто так, без лишних понтов. И именно за это их уважаешь. А Дина или Мэл, которые, будучи пустышками, тужатся, строя из себя крутышек, с которыми должны щятаться, просто не воспринимаются всерьёз.
Можно ещё вспомнить, на мой взгляд, удачный пример изображения сильных и независимых женщин в игре "Метро: Исход". (Кстати интересная деталь, что в прошлых частях "Метро" сильных женских персонажей по факту не было, если не считать Анну, а в нацеленном больше на западный рынок "Исходе" они вдруг появились в количестве аж трёх штук - есть над чем подумать). Так вот, Анна, Ольга и Гюль хороши тем, что они тоже сильные независимые женщины, но при этом, надо же, тоже не колотят понтов, а просто заставляют уважать себя своими характерами и поступками. И при этом внешность у них вполне ничего, если не считать шрама у Гюль, который, впрочем, её не портит и не скрывает миловидных черт её лица, а только подчёркивает её характер непримиримого и отчаянного борца, презирающего опасность. Вот они, настоящие сильные женские персонажи.
С гомогеями такая же ситуация. То, что Элли по девочкам, мы узнали ещё в первой части. Плюсом к этому, в дополнении "Left Behind", предварявшем события оригинальной игры, нам раскрыли её отношения с её подругой Райли. Но плеваться почему-то не хотелось. Наверное, потому, что главной целью в том случае было показать не то, как же классно быть лесбиянкой, а драму, привязанность Элли к Райли, боль от потери подруги, показать, что в итоге заставило Элли так отчаянно пытаться вызвать к себе симпатию Джоэла, который остался последним человеком, сопровождающим её на жизненном пути, что повлияло на её готовность пожертвовать собой ради того, чтобы люди больше не умирали от инфекции. И опять же, Райли в отличие от Дины не была приставучей пустышкой, и ценность персонажа была не в том, что "о господи, она же чёрная лесбиянка, 12/10!", а в том, что у неё был интересный характер. Да, она тоже была чутка выпендристой, но это определялось её бэкграундом: её детство прошло в жёстких условиях армейского воспитания, и чтобы с ней считались, ей пришлось становиться крутой и вести себя по-крутому. Дина же... да просто доставучая ш...
А напрягал ли вас Билл из той же первой TLoU? В игре было вскользь раскрыто, что он гей. Но впечатление о нём это почему-то не портило. Наверное, потому, что на его ориентации не было сконцентрировано внимание, и игроков покорял именно его типаж ворчливого, грубого, но крутого и умелого дядьки с понятиями о долге.
Эх...
Правда, и лесбийский рай, на удивление, не обошли свои проблемы: Элли всё ещё мучается от воспоминаний и лишь делает вид, что она счастлива, и тут на пороге её дома появляется триггер в виде Томми, который вычислил местонахождение Эбби и просит Элли отправиться довершить начатое - ведь сам не может по причине инвалидности. Элли и Дина пытаются объяснить Томми, что у них теперь семья, и они не хотят снова в это ввязываться. На что Томми злится и записывает Элли чуть ли не в предательницы. Просто, дойдя до этого момента, гений Дракманн уже напрочь позабыл о том, что изначально именно Томми был против мстить и пытался отговорить Элли, а поняв, что переубедить её не удастся, пошёл сам, чтобы не подвергать её опасности. И после убийства друзей Эбби именно он предложил вернуться, ибо Эбби по его мнению потерей близких людей и так сполна заплатила за убийство Джоэла. Видимо, пуля в башке что-то там перетряхнула.
Расстроенный амнезийный Томми уходит, а Элли окончательно замучивается триггерами и решает отправиться наконец доделать дело. Небольшая соплевыжимательная сцена между ней и Диной, и вот Элли уже добирается до Санта-Барбары, чтобы закончить уже наконец эту Санта-Барбару. Она узнаёт, что Эбби была схвачена местными работорговцами, и решает её вызволить, чтобы убить. Ну а что, это разве самый шизоидный момент за всю игру?..
Элли снимает Эбби со столба, куда её определили рабовладельцы за попытку побега (это, кстати, и есть обратка великодушия Эбби: если бы она не сохранила Элли жизнь, то Элли не сняла бы её с этого столба, и Эбби умерла бы), после чего Эбби снимает со столба Лева и предлагает Элли идти к лодкам, в очередной раз доказывая, что она как минимум по умственному развитию стоит чуть выше Элли с её перемежающимися внутричерепными штормами.
Вот прекрасная иллюстрация: добравшись до лодок, Элли вдруг вспоминает эпизод с тем, как Эбби убивает Джоэла, и вступает с ней в ожесточённую схватку, и в самый кульминационный момент, уже почти убив Эбби, вспоминает, как Джоэл сидит на крыльце и играет на гитаре - и отпускает Эбби, давая ей уплыть. А теперь объясните мне, что это была за хня.
Значит так: Элли прошла долгий и трудный путь, убивая всё живое на своём пути, запытав человека, убив беременную женщину, но чтобы не потерять себя и не стать чудовищем, ей нужно лишь сохранить жизнь человеку, из-за которого она положила столько народу. Вы вот понимаете, что Эбби - это та единственная ниточка, которая соединяет Элли с её человечностью, и именно убив её, Элли окончательно станет чудовищем, а вот пощадив - не станет... Десятки замоченных на пути болванчиков не в счёт.
Семь лет ожиданий и часов двадцать геймплея. Всё вело нас именно к этому моменту. Дракманн, ты гений.
Я просто не могу понять, что мешало виртуальному Джоэлу с гитарой объявиться в черепушке Элли раньше - например, когда она пытала человека ради сведений или вонзала нож в горло беременной женщины? Почему на любом из этапов пути Элли не мог придти в голову этот Джоэл с гитарой, который заставил бы её придти в себя и пойти домой?
А нипочему. Просто создатели сами не знали, что им в этом моменте делать. Как заставить Элли пощадить Эбби и подвести её к этому решению.
В сути своей, игра "The Last of Us II" является протестом против насилия. Через убийство людей она пытается вызвать у игрока отвращение к этому процессу и заставить познать ценность человеческой жизни. И у меня есть ещё пара сторонних примеров игр, пусть и совсем других, но с похожим посылом, которые, как мне кажется, справляются с данной задачей намного лучше.
Первый пример - это серия "Метро", где нам дают возможность не убивать, а оглушать противников, и именно прохождение без убийств является ключом к достижению хорошей концовки. Можно идти и валить всех на своём пути, как в добротном шутере, но и финал вас в таком случае не обрадует.
Второй пример - Spec Ops: The Line. Она использует схожую с TLoU2 схему вызывания у игрока отвращения к убийству путём принуждения его убивать. Так нас заставят собственноручно живьём сжечь группу гражданских и лишить целый город воды, обрекая жителей на смерть от жажды. А знаете, почему я считаю, что посыл и мораль данной игры стоят выше TLoU2? А потому что нет тут никаких соплей с "ты потеряешь себя" и штормов в голове главного героя, заставляющих его то тупеть, то умнеть. Капитан Мартин Уокер просто идёт по строго заданному самому себе вектору, убеждая себя в том, что всё делает правильно - а в конце, не в силах дальше заниматься самообманом, осознаёт, что он - чудовище, погибель для города, и теперь обречён прожить остаток дней с осознанием этого - либо же вовсе свести счёты с жизнью.
Вот они, удачные примеры протеста против насилия. Которые имеют логичную повествовательную линию с логичным развитием либо деградацией персонажа.
Больше всего мне обидно за профуканный потенциал, который у TLoU2 действительно был. Со своей задумкой она могла бы быть хорошей игрой о пагубном пути насилия и мести, но она такой не стала из-за своей реализации. Отдельные моменты показаны очень неплохо: как мы идём за Элли мстить Эбби, которая в её глазах - просто убившая её родного человека тварь, но потом смотрим на всё глазами Эбби и понимаем, что у неё есть причины, и она в сущности была права, и пытаемся победить Элли в смертельной схватке, но потом уже снова за Элли пытаемся одолеть Эбби... Или тот же эпизод с собакой, где для нас в роли Эбби она - весёлый друг, который любит поиграть, а для Элли - злобная псина, которая пытается её загрызть.
Разработчики показали, что умеют в серую мораль, умеют давать смотреть на вещи с разной перспективы - и... почти всё запороли, запороли главные моменты. Если бы Элли бросила мстить не из-за того, что ей привиделся играющий Джоэл, а из-за того, что она осознала бы, что эта месть обходится слишком многими сторонними смертями - например, отказалась бы от мести после убийства беременной женщины... тогда, возможно, задумка могла бы быть исполнена должным образом.
Лучшее, что в итоге разработчики, как им казалось, смогли - это показать сходство между Эбби и Элли. Дескать вот смотрите, Эбби идёт мстить за отца - и Элли идёт мстить за человека, заменившего ей отца; у Эбби есть друзья, которых убивает Элли - и у Элли есть друзья, которых убивает Эбби; и беременные женщины есть по обе стороны, Элли коллекционирует карточки, а Эбби - монетки (которые, кстати, напоминают ей об отце, тоже любившем коллекционировать монетки), да и вообще имена Эбби и Элли в целом созвучны... Это всё нам типа зеркалочку показать должно: как их обеих сводит с ума ненависть, как они мстят друг другу, считая друг друга чудовищами, но используя схожие методы. Но, по-моему, более существенными являются отличия: Эбби идёт мстить не только за жизнь дорогого ей человека, но и за всё человечество в целом, да и человек, за которого она мстит, не совершал ничего плохого, не считая того, что собирался спасти человечество, и убийство Элли во время операции было вынужденной мерой, от которой он сам был не в восторге. (Кстати, мне было довольно странно, что такая толпа народу вместе с Эбби попёрлась в Джексон ради убийства одного-единственного человека, и ладно бы они все были обуяны ненавистью к Джоэлу - но у них была санкция от самого лидера ВОФ Айзека; убийством Джоэла всё равно ситуацию не исправишь, а рисковать столькими жизнями ценных бойцов ради уже ни на что не влияющего правосудия для такого прагматика, как Айзек, выглядит очень странно). Элли же идёт мстить за человека, который отнял у своего вида последнюю надежду, прекрасно отдавая себе отчёт в том, что он заслужил свою участь, и у Эбби было полное право так с ним поступить. Элли без разбора убивает друзей Эбби, в то время как Эбби щадит и беременную Дину, и дважды щадит саму Элли. В отличие от Элли, у Эбби есть тормоза, она чётко понимает цель, определяет границы дозволенного и умеет себя сдерживать. Элли же прёт напролом, уничтожая всё на своём пути и не считаясь ни со здравым смыслом, ни с жизнями своих друзей, ни со случайными жертвами. Поэтому я наберусь смелости сказать всем фанатам Элли, что Эбби - лучше неё. Да и всё равно Элли из сиквела - это не та Элли, которую мы знали и любили в первой части. К тому же, велика вероятность, что гений Дракманн её такой сделал намеренно, чтобы на её фоне Эбби смотрелась пристойнее. Так что постарайтесь сильно от моего вердикта не бомбить, к тому же он всего лишь мой.
(Но, хех, то, как Эбби бросилась мочить своих товарищей из ВОФ за какого-то транса, всё же немного так портит о ней впечатление).
Наша лесбуха возвращается на ферму, но та уже пуста, ибо Дина решила, что отношений с такой долбодурой с неё довольно. Насчёт судьбы овец я не в курсе. Осмотрев пустой дом и найдя гитару, Элли пытается сыграть мелодию Джоэла, но обнаруживает, что из-за отгрызенных в схватке с Эбби пальцев нормально делать это не может.
Потом она снова вспоминает, как Джоэл играл эту мелодию на этой гитаре, вслед за чем оставляет гитару у окна и уходит в закат. Ну вы понимаете эту тонкую глубокомысленную метафору: Элли так отпускает Джоэла и своё прошлое.
Вот вам и мораль: пойдя по пути мести, Элли убила свой лесбийский рай.
Хочется ещё отметить тот пункт, что игра, вдобавок к прочим своим косякам, очень затянутая (примерно как эта статья). Она использует бо́льшие, в сравнении с первой частью, пространства для исследования, которые... сами по себе пусты, не наполнены ничем интересным, и единственное, что мы получаем от походов по ним - это необходимые ресурсы, без которых труба. Но ничего интересного и необычного на этих пространствах не происходит. То же самое касается и сюжетной линии: по факту, половину игры можно попросту обрезать, и многого она от этого не потеряет. В частности, произвести основательную чистку среди персонажей, убрав все ненужные рудименты - вроде Дины или сестёр-"шрамок", с которыми связаны идущие в тупик сюжетные ветки. И сюжет от этого не просто не потерял бы, но преобразился бы в лучшую сторону. Всё равно даже с таким большим хронометражом, который выделили разработчики для этой игры, они умудрились почти не раскрыть ни одного второстепенного героя.
Итаааак, оценочка. Игра очень прогрессивная и толерантная, и я ставлю ей 9/10. Твёрдую десятку этой игре не даёт поставить тот факт, что за всю игру мы так и не увидели перепихон геев. Это ущемляет права всех любителей пошоколадить. Поэтому, ввиду моей высокой степени солидарности с оными любителями, я и не могу поставить данной игре высший балл.
Надеюсь, если выйдет третья часть, главным героем там будет ощущающий себя представителем другого пола гермафродит нетрадиционной ориентации с феминистскими взглядами. Всех лю 💋❤️❤️🏳️🌈
Другие статьи по The Last of Us:
Ну, так:
И ещё: