Особенности дистанционного обучения, ч. 1: начальная школа

15 October 2020

Выбирая между очным и дистанционным образованием для детей, родители сталкиваются с сомнениями и страхами. «А вдруг не будет времени для кружков?», «А если нам нужно уехать?» — с одной стороны. И «А как же социализация?» и «А если ребенок сам не справится?» — с другой. Специально для сомневающихся мы подготовили серию статей, в которых разбираем плюсы и минусы дистанционного образования для всех возрастов.

Особенности дистанционного обучения, ч. 1: начальная школа

Особенно много страхов возникает, когда школьник только начинает свой учебный путь. Начальная школа формирует фундамент, на который ребенок будет укладывать новые знания. Поэтому важно найти такой способ обучения, который бы подходил самому ребенку, не отбивал бы у него желание познавать мир.

Часто родители выбирают для первоклассника не школу, а конкретного учителя. Но что делать, если попасть к проверенному педагогу не получается? Или вы живете слишком далеко от школы? Или ребенок сам не хочет идти в школу? Разберем нюансы семейного обучения для начальной школы.

Преимущества дистанционного обучения

Психологический комфорт

Особенности дистанционного обучения, ч. 1: начальная школа

Ученики младших классов гораздо чувствительнее к критике со стороны учителя и нуждаются в его поддержке и одобрении больше, чем старшие дети. Повезти с учителем может не всегда, из-за чего ребенок может потерять желание учиться и ходить в школу.

На семейном обучении родители учат ребенка сами, ходят в семейные школы, нанимают репетитора, который нравится ребенку, или занимаются в онлайн-школах. При этом ребенок будет учиться в привычной и комфортной домашней обстановке.

Удобный темп

Особенности дистанционного обучения, ч. 1: начальная школа

Ученикам младшей школы тяжело привыкнуть к изменениям, которые приносит школа. Ребенок может не сразу влиться в учебный процесс, будет не поспевать за одноклассниками — или, напротив, опережать сверстников и скучать на уроках.

На дистанционном обучении ребенок учится в своем темпе, может повторять столько раз, сколько нужно, или обгонять программу. Такой формат позволяет учиться в любое время и в любом месте, поэтому дети или привязаны к школьному расписанию и учатся, когда и где им удобно. Это важно для детей, увлеченных спортом или творчеством, для часто переезжающих, путешественников и многих других.

Больше внимания учителя

Особенности дистанционного обучения, ч. 1: начальная школа

В стандартном классе учится не меньше 25 детей. За 45 минут учитель просто физически не успевает уделить внимание каждому ребенку, разобрать отдельно непонятные темы, ответить на все вопросы любознательных учеников. Учителям приходится ориентироваться на основную массу учеников, поэтому детей «усредняют»: отстающих всё время «тянут», а сильные ученики просто скучают на уроках.

На семейном обучении ребенок в «классе» один. Внимание родителя или репетитора направлено только на него. Ребенок может задать интересующие вопросы, попросить повторить непонятные или подзабытые темы и учиться без оглядки на других детей.. В Домашней школе «ИнтернетУрок» можно в любое время задать вопрос учителю в чате и в течение 15 минут получить развернутый ответ.

Больше свободного времени

Особенности дистанционного обучения, ч. 1: начальная школа

Детство — лучшее время, чтобы попробовать свои силы во множестве занятий: хочется и танцевать, и рисовать, и лепить из глины, и прыгать через скакалку и много-много чего еще. И если до поступления в школу у ребенка была возможность заниматься в нескольких кружках и секциях, то с появлением в его жизни школы, времени и сил становится гораздо меньше.

На семейном образовании дети и родители не привязаны к школьному расписанию, могут сами планировать и выстраивать учебный процесс. В день на учебу можно тратить 2-3 часа. А значит, можно оставить больше сил и времени для дополнительных занятий и саморазвития.

Трудности дистанционного обучения

Авторитет учителя и роль родителя

Особенности дистанционного обучения, ч. 1: начальная школа

В начальной школе ребенок только учится получать знания, поэтому ему нужна поддержка взрослого. В таком возрасте у ребенка еще нет мотивации и понимания, зачем учиться, писать или читать, да и навыков чтения недостаточно, чтобы освоить программу самостоятельно. В классе ребенку всё подробно объясняет учитель, следит, чтобы тот не отвлекался.

На семейном обучении на первых порах младшекласснику необходима помощь мамы, папы, бабушки, чтобы начать учиться самостоятельно, распоряжаться своим временем. К сожалению, не все дети готовы воспринимать родного человека в роли учителя. Зачастую занятия с посторонним человеком — репетитором или школьным учителем — становятся эффективнее.

Конечно, и в школе роль родителей очень важна, но там на помощь может прийти учитель — авторитетный взрослый. Тем не менее, и на семейном обучении этот вопрос решается. Например, ребенок может смотреть видеоуроки, где весь новый материал объясняет профессиональный учитель. Так ребенок осваивает учебную программу с педагогом, а родителям остается только помочь закрепить пройденное.

Постепенно необходимость постоянно показывать, объяснять, контролировать отпадает — но на это требуется время.

Постановка руки

Особенности дистанционного обучения, ч. 1: начальная школа

Задача начальной школы — дать ребенку базовые знания и умения — такие, как чтение, счет, умение писать и понимать текст. Часть из этих навыков невозможно объяснить на словах: ребенок должен тактильно понимать, как это делается. В классе, когда дети учатся писать, учителя поправляют тетради, наклон ручки или руки, помогают развивать мышечную память.

Ребенок, который учится из дома, без проблем может научиться писать и правильно поставить руку, но для этого, как мы уже говорили, младшекласснику нужны не только прописи, но и помощь взрослых.

Удержание внимания

Особенности дистанционного обучения, ч. 1: начальная школа

В силу возраста, ученикам начальной школы довольно сложно надолго концентрировать внимание на одном занятии. На уроках в классе учителя используют разные техники, чтобы привлечь внимание ребенка и удерживать его.

Дома же рядом с учеником такого учителя нет. Но существует масса и других способов удержания внимания: игровые техники, анимированные видеоуроки. К тому же большая часть обычного школьного урока тратится вовсе не на учебный процесс, а на дисциплину и организационные вопросы. Домашний урок по такой же теме длится меньше, и ребенок не успеет устать и потерять интерес.

***

У каждой образовательной системы есть плюсы и минусы. Семейное обучение избавляет ребенка от стресса и нервных потрясений, оставляет время для занятий в секциях и кружках, путешествий, прогулок с родителями и друзьями. Но важно помнить, что ученикам младших классов обязательно нужна поддержка и помощь взрослых, поэтому ответственность за качество обучения ложится на родителя. К счастью, существуют ресурсы, способные взять на себя большую часть этой ответственности.

В следующих статьях мы рассмотрим плюсы и минусы дистанционного обучения в средней и старшей школе.