Как Китай помог российскому художнику?

10 August 2020

13 августа у Михаила Цатуряна пройдет открытие персональной выставки. Чтобы ближе узнать художника - читайте интервью.

Михаил, вы рисовали с раннего детства. Какие сюжеты были вашими любимыми в молодости?

Хочется думать, что я всё ещё в молодости. Ну а в детстве я огромное количество раз перерисовывал портреты двух своих кумиров - Брюса Ли и Виктора Цоя. Сейчас в моих воспоминаниях это выглядит как среднестатистический азиат, нарисованный четырехлетним ребёнком, но я хорошо помню то чувство, которое давало мне это занятие - я будто проживал какое-то время вместе со своими героями или даже внутри них.

Бить татуировки было для вас способом самовыражения или способом заработать начальный̆ капитал?

Скорее экспериментом с новыми техниками. Татуировка - абсолютно уникальный вид творчества, требующий высочайшего профессионализма и концентрации на процессе, т.к. цена ошибки тут слишком высока. Не могу сказать, насколько удачным был этот эксперимент, но свою первую татуировку, которую я сделал сам себе, я впоследствии перебил у другого мастера.

Какое-то время вы жили в Китае. Почему именно эта страна? Что она может дать художнику?

В Китай я попал случайно. Мне предложили работу дизайнера детских игрушек, и условия были очень соблазнительными, но решающим фактором для меня стал тропический климат в том регионе, куда меня пригласили. Китай помог моему творчеству в том плане, что сильно прокачал мою насмотренность. Где бы вы ни жили, несколько часов на поезде в любую сторону, и вы оказываетесь в совершенно другом мире. От провинции к провинции меняется не только природа и уровень жизни, но и люди, обычаи и культура вплоть до языка. Так что чем бы вы ни вдохновлялись - тропическими лесами, тибетскими монастырями или футуристическими небоскрёбами, Китаю всегда найдётся чем вас впечатлить.

Что такое техника mashup? Почему вы выбрали именно ее?

Это техника или, скорее, стиль, в котором смешиваются далёкие друг от друга сюжеты. Например, одна из любимейших моих работ, моя первая Скульптура «D-1000», в которой я изобразил Давида Микеланджело в образе Терминатора из жидкого металла из к/ф «Терминатор 2». Люблю и свою коллекцию виражей, которая называется «Лики и Лайки». В этой работе я меняю канонических идолов на современных, что является ничем иным, как органичным синтезом традиционного искусства, религии и современной поп культуры.

Ваш проект #Slonik - яркий пример того, как люди искусства могут влиять на окружающую действительность. Какие результаты принес проект?

Эффективность таких проектов как правило сложно оценить, но мне до сих пор часто пишут люди, что раньше не задумывались о том, что за всеми этими весёлыми цирковыми представлениями, зоопарками и прочими бизнесами, которые эксплуатируют животных, стоят жестокие процессы. Благодаря #Slonik и его участию на фестивале Burning Man мне удалось рассказать об этом миллионам людей по всему миру. Я верю, что в будущем само существование подобных «развлечений» будет считаться варварством и пережитком какого-то первобытного общества.

Как вы думаете, художник творит для себя или для общества, мира?

Лично я творю для людей. Если моё творчество не находит никакого отклика в сердцах зрителей, возможно, я делаю что-то ненужное.

Что вы чувствуете, когда открывается ваша очередная выставка? Такое же волнение как в первый̆ раз?

Я испытываю чувство похожее на то, как когда ты в новой одежде идёшь в школу и ждёшь, что сейчас все одноклассники оценят твой худи Supreme.

Есть ли художники, на которых вы хотите равняться? Или в искусстве икон не бывает?

Иконы конечно же бывают, но ровняться на кого-то - бессмысленно, т.к. ценность художника в его индивидуальности, а это значит, что если ты и сам хочешь когда-нибудь стать иконой, ты должен найти свой собственный путь.

Современное искусство выиграло у классического? Будут ли натюрморты ещё актуальны?

Рано или поздно и современное станет классическим.

Что вас вдохновляет? Бывает ли такое, что поймав волну, вы сутки творите?

Моими самым мощным стимулятором является чувство влюблённости, и я нахожусь в постоянном его поиске. Это довольно печально сказывается на моей личной жизни, но будем считать, что это и есть моя жертва искусству.

Как думаете, как пандемия отразится на современном искусстве?

Она уже отражается. За этим довольно любопытно следить и ещё более интересно в этом участвовать. Ещё полгода назад я и подумать не мог, что когда-нибудь смогу принять тысячи человек на своей выставке в компьютерной игре Minecraft, а через неделю буду смотреть концерт Тревиса Скотта в Fortnite