«Стенограффия» - международный фестиваль уличного искусства, который проводится в Екатеринбурге с 2010 года. Более 12 лет назад в городе появились огромные банки сгущенки и супа Campbell, что стало отправной точкой «Стенограффии».
Следующим шагом стала роспись перехода художником-каллиграфом Покрасом Лампасом — здесь появилось понятие «охранного искусства», когда жуткий переход превратился в значимое место, где все делают селфи.
Изначально фестиваль задумывался как эксперимент, и организаторы привлекали к участию в основном граффитчиков и стрит-артистов. Сейчас «Стенограффия» вышла за пределы сообщества художников и ставит себе новые задачи. Организаторы приглашают жителей к изменению городской среды, стараются выводить Екатеринбург в повестку мировых медиа и много экспериментируют со стилем, тематикой и техниками стрит-арта. Так, в Екатеринбурге стали расписывать автобусы и трамваи. Уличное искусство стало своего рода брендом Екатеринбурга. Его еще прозвали «самым татуированным городом» России.
В 2019 году Покрас Лампас целиком расписал Площадь 1-й Пятилетки, которая занимает 6686 квадратных метров. Размер каждой буквы превосходит габариты автомобиля. Он вшил в свой вызвавший резонанс «Мета-супрематический крест» цитату основоположника супрематизма Казимира Малевича. «Сто лет назад в России был написан черный квадрат, изменивший облик мирового искусства и дизайна. Вызов был принят». Он превратил важное общественное пространство города в средоточие авангарда, выразив в своей работе эстетику художественных течений начала 20-го века. Такое легкое соприкосновение с Новой Третьяковкой в Екатеринбурге.
За 12 лет существования фестиваль «Стенограффия» украсил более 540 построек и наполнил городскую среду арт-объектами, вокруг которых появились места для отдыха, поиска вдохновения и творчества.
В прошлом году больше 20 художников из России, Аргентины, Италии, Латвии, Германии и Греции создали новые объекты на улицах Екатеринбурга. Мы взяли интервью у художников из Италии и Финляндии.
Художница из Хельсинки, Анетта Лукьянова, - полиглот, она знает несколько языков: финский, английский, русский, испанский, японский, а также изучала шведский. Ее отец - русский, а сама она, будучи ребенком, каждое лето ездила к бабушке в Крым. Кроме того, она учила русский язык с детства.
Художница нарисовала огромный портрет девушки, фотографирующей себя на телефон, на четырехэтажной стене офисного здания. Эта работа — один из скриншотов, которые сделала Анетта, просматривая сторис друзей и знакомых. Именно в интернете создательница арта ищет вдохновение.
Расскажите, как начался ваш творческий путь?
Я рисую с детства. У меня самая заботливая мать, она всегда поддерживала мое хобби, которое переросло в желание заниматься искусством как своим основным делом в жизни. На протяжении многих лет мне приходилось преодолевать только свои собственные сомнения в себе. Я благодарна ей за это.
Есть ли у вас свой собственный стиль? Как вы его нашли?
Я думаю, что подлинный стиль — это то, чего нельзя просто так взять и найти, он находит вас сам. Личная эстетика — это наслоение всего, что мы впитываем на протяжении всей жизни, и мы должны доверять интуиции в отношении того, что мы хотим воспринять, и позволять этим влияниям проявляться в нашей работе.
В других художниках я ценю универсальность и умение быть гибкими во многих различных визуальных языках. На мой взгляд, чтобы добиться этого нельзя сосредотачиваться на использовании только одного стиля, например, как «человек, который рисует фиолетовых кошек» или что-то в этом роде.
Я думаю, что активное совершенствование ваших навыков самовыражения и стремление к созданию арт-объектов за рамками зоны комфорта — это ключ к постоянному росту в вашей работе.
Отражают ли ваши работы определенные социальные проблемы или это идеи из вашей творческой вселенной?
Мне нравится передавать сильные темы и явления в моих работах, часто в сочетании с элементами воображения. Мне нравится сопоставлять разные взгляды и идеи вместе, чтобы создать какое-то трение или напряженность. Часто отсылки и символика могут быть довольно далеки от реальных историй, которые я хочу рассказать. Я понимаю, что заложенные мной смыслы не всегда очевидны, так как у каждого свое восприятие. У каждого человека будет свое универсальное прочтение моих работ.
Это работа вашей жизни или хобби?
Мне хотелось бы думать, что это и то, и другое. По крайней мере, я отношусь к этому именно так. Я серьезно отношусь к созданию лучшей работы, на которую я способна. Именно так я думаю, когда рисую. Также у меня есть обычный альбом для рисования, где мое творчество превращается в хобби и мне не обязательно быть профессионалом. Мне также нравится играть и создавать с моими друзьями маленькие нарисованные игры по рисункам.
В каких еще странах представлены ваши работы?
Если говорить о фресках, то большая часть моих работ находится в Финляндии. Я также писала фрески в Испании, России, Австралии и Португалии.
Почему вы решили принять участие в фестивале в России? Вам понравилось?
Мой приятель Танели Стенберг случайно нашел открытый конкурс на фестиваль «Стенограффии» в Екатеринбурге, и мы подумали, что было бы очень здорово рисовать в соседней стране, которую мы редко посещаем. Я тоже наполовину русская, поэтому для меня было особенно важно практиковать русский язык и познакомиться там с местными художниками и творческими людьми.
Изменилось ли ваше восприятие России после участия в фестивале?
В последний раз я была в России довольно давно, так что я толком не знала ни молодых людей, ни их ценностей. Было очень здорово видеть, насколько схожи наши взгляды с ребятами моего возраста. Они интересные и умные, и я была очень рада подружиться с такими замечательными людьми. В российском творчестве также есть что-то особенное, на что я хотела бы посмотреть побольше.
Почему вы выбрали именно этот проект для участия в фестивале?
Я хотела создать что-то, что обращено к широкой аудитории, имеет легкую, на первый взгляд, форму, но может содержать в себе более глубокий символизм, если вы готовы придать ему такой характер. На самом деле было довольно трудно придумать что-то, что соответствовало бы и русской, и финской эстетике.
Я использую фотографии из интернета или делаю скриншот сторис моих друзей в Instagram. Это быстро запечатленные моменты из жизни людей, над которыми они не особо задумываются. Человек делает селфи и мгновенно выкладывает в сторис, а когда я рисую это на стене, то изображение будет запечатлено надолго, то есть работа провисит около 5-10 лет. Это совмещает в себе моментальные и текучие, бессмысленные и значительные образы.
Хотите ли вы снова принять участие в фестивале? Может быть, в другом городе?
Если бы мне дали такую возможность, я бы с удовольствием вернулась. Опыт был потрясающим во всех аспектах. Было бы очень здорово не только еще раз писать муралы в Екатеринбурге, но и путешествовать по России. Знакомиться с разными местами — это определенно то, чем я хочу заняться в будущем.
Как вы думаете, для чего нужны эти фестивали? Укрепляют ли такие международные проекты отношения между странами?
Определенно! Искусство объединяет людей. Я думаю, что встречаться с творческими людьми легко в любой точке мира, если у нас есть общий интерес к искусству.
Еще один участник «Стенограффии» художник из Италии Роберто Чирреду. Его первой работой в России стал мурал на стене общежития Уральского института управления филиала РАНХиГС. Эта работа, как и другие из серии холодных 3D-муралов художника, затрагивает тему экологии. Роберто изобразил таяние ледников в Антарктиде из-за глобального потепления.
Художник объединил графику и объем, геометрию и природу. И все это в полутонах синего цвета, который, по словам автора мурала, олицетворяет быстротечность времени.
Что представляют собой ваши работы?
На мою работу сильно влияет природа и ее связь с неестественным, созданным человеком. Я не могу правильно ответить на этот вопрос, потому что я не хочу рассказывать, что представляют мои работы, я хочу, чтобы люди рассказывали мне о том, что они видят.
Какое место природа занимает в вашей жизни?
Природа — это воздух, которым мы дышим.
Я думаю, что каждый должен уважать природу, потому что она имеет большую ценность в нашей жизни. Мне нужно постоянно быть в контакте с природой, мне нравится чувствовать энергию от места археологических раскопок, камня или от старого дерева, мне нужно дышать морским воздухом.
Для меня природа — это первое, что мне необходимо для жизни.
Как место, где вы выросли, повлияло на ваше искусство?
Я вырос в сельской местности, поэтому я так уважительно отношусь к природе. Я уверен, что мои работы были бы совершенно другими, если бы не моя любовь к природе. На самом деле я не рассматриваю мои работы как уличное искусство. Хотя не так давно я принимал участие в подобных мероприятиях, рисуя в центре города и пригородах. Изначально я рисовал в сельской местности, большую часть времени в заброшенных местах в глуши. Маловероятно, что кто-то найдет мои самые первые работы.
Какая смысловая нагрузка в ваших работах?
Я хороший наблюдатель. Я начал видеть мир по-другому, когда переехал из сельской местности в город. Природа и городской ландшафт вместе создают нечто уникальное, они необычно сочетают цвета и формы, поэтому в основном я позволяю себе черпать вдохновение из всего, что меня окружает.
Что вдохновило вас на творчество?
Меня многое вдохновляет... Когда я был далек от искусства, я работал со своим отцом - строителем, и я был очарован графическим рисунком мексиканского художника-монументалиста. Я понимаю, что рисунок на стене может рассказывать какую-то историю. Я изучал настенные росписи и рисунки Сола Левитта или Ричарда Лонга, или Костантино Нивола, который мне ближе, поскольку он тоже из Сардинии. Они расписывали стены и рассказывали свои истории.
Так что в основном я черпаю вдохновение у художников, которые рассматривают искусство не как украшение, а как нечто большее.
Почему для самовыражения вы выбрали именно стены?
Я начал заниматься граффити в середине 90-х, и с тех пор меня всегда восхищали стены, как способ передавать мысли. Мне особенно нравится, что мои работы может видеть большое количество людей.
Это дело вашей жизни или хобби?
Это дело моей жизни, я не считаю это работой, потому что для меня это гораздо больше, чем просто заработок.
В каких еще странах представлены ваши работы?
Я принимаю участие в культурных мероприятиях в основном в Европе, начиная с 2013 года в Польше в Катовице, в последующие годы я был в Испании, Хорватии, Финляндии, Дании, Италии, Франции, Бельгии, Португалии, Бразилии, Австралии.
Почему вы решили принять участие в фестивале в России? Вам понравилось?
Я был очень рад тому, что организаторы фестиваля позвали меня, чтобы я творил в Екатеринбурге. Я никогда раньше не был в России. Конечно, мне понравилось, это был очень позитивный опыт для меня.
Изменилось ли ваше восприятие России после участия в фестивале?
До поездки в Россию мое восприятие основывалось на обычных стереотипах. У меня было ощущение, что я нахожусь в месте, где люди хотят общаться и создавать что-то, что сможет связать Екатеринбург с остальным миром. Я познакомился с очень гостеприимными и общительными людьми. Я был бы счастлив вернуться в Россию снова.
Как вы думаете, для чего нужны эти фестивали? Укрепляют ли такие международные проекты отношения между странами?
Я думаю, что такие проекты помогают людям знакомиться с другой культурой, позволяют иностранному художнику писать и свободно выражать то, что он хочет.
Какой совет вы бы дали тем, кто хочет начать заниматься уличным искусством?
Это зависит от того, что вы на самом деле хотите. Безусловно, если вы будете делать то, что люди хотят видеть, вы скорее всего быстро добьетесь славы. Но может случиться и так, что ваша работа долгое время не будет оценена по достоинству, потому что вы не будете самим собой.
Делайте только то, что вы любите. Самовыражайтесь через вашу любовь. Черпайте вдохновение у ваших кумиров, ими могут быть музыканты, художники, актеры, поэты, писатели и семья…
Может случиться так, что никто не проявит интереса к вашим работам, но я уверен, что, если вы будете всегда верить в то, что делаете, однажды вы получите подлинное произведение искусства!
Беседовала Мария Горшкова