Джефф Бакли. Жизнь и музыка

26 September 2020
Джефф Бакли. Жизнь и музыка

Джефф Бакли - американский выдающийся музыкант и великий вокалист. Его голос, его музыка, его короткая карьера оставили большой след на музыке конца 20-ого века и до сих пор восхищают и вдохновляют большое количество людей по всему миру. Критики и именитые музыканты, все единогласно хвалят творчество Бакли и называют его чуть ли не самым талантливым и сильным вокалистом в рок-музыке всех времён.
Один единственный альбом "Grace", который Бакли записал при жизни, принёс музыканту бессмертную славу и признание многих музыкантов и артистов, которыми сам Бакли вдохновлялся, будучи юношей. Джимми Пейдж (гитарист любимой группы Бакли, Led Zeppelin) назвал "Grace" своим любимым альбомом десятилетия (90-ых);
Боб Дилан назвал Бакли одним из самых великих авторов своего поколения; Дэвид Боуи включил "Grace" в список 10-ти альбомов, которые он бы взял на необитаемый остров.
Также знаменитый актёр
Брэд Питт известен своей большой любовью к творчеству Джеффа Бакли:
"В его музыке есть скрытый подтекст, что-то, что нельзя определить. Как в лучших фильмах или лучших произведениях искусства, внутри что-то происходит, и в этом есть правда. И я нахожу его музыку абсолютно цепляющей. Это просто внутри меня."

Джефф Бакли включается в сотни топов лучших вокалистов и музыкантов всех времён и, разумеется, стоит на первых местах (первые пятёрки, десятки). А в 2003-ем "Grace" вошёл в список 500 величайших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, заняв 30-ое место.

А наибольшую известность у широкой публики принесла Джеффу Бакли песня, написанная не им. Это кавер-песня "Hallelujah", оригинал которой принадлежит Леонарду Коэну.
Песня мгновенно стала хитом и начала бить один чарт за другим, и, возможно, у многих людей знакомство с творчеством Бакли началось, именно благодаря этой песни.
Вы наверняка слышали эту пронзительную, вызывающую мурашки песню.
А, если нет, давайте сначала это исправим...

Итак, теперь же познакомимся с ранней жизнью этого уникального музыканта и прыгнем на 54 года назад, в 1966-ой - год рождения Джеффа. Мальчик родился в южной Калифорнии и был сыном пианистки Мэри Гиберт и фолк-музыканта Тима Бакли.
Тим Бакли был довольно таки известным и крайне активным музыкантом в 60-ых, он играл, экспериментировал в музыке, тусовался и - что не редкость для музыкантов того поколения - злоупотреблял наркотиками.
Когда он узнал, что его жена Мэри беременна, Тим обнаружил, что не хочет и не может справиться с браком и отцовством, и покинул свою семью за два месяца до рождения своего единственного сына - Джеффри Скотта Бакли.
В 1975-ом Тим Бакли умер от передозировки наркотиками, не расплатившись с долгами и имея из собственности только гитару и усилитель. За всю жизнь Джефф Бакли видел своего отца только единожды, и его не пригласили на похороны.

Тим Бакли
Тим Бакли

Джефф рассказывал, что его отсутствие на похоронах отца в дальнейшем давило на него и побудило в 1991-ом году принять участие в трибьют-концерте, посвященному Тиму Бакли. Джефф исполнил песню "I Never Asked to Be Your Mountain", которую его отец написал о маленьком Джеффе и его матери. Выступление на "Greetings from Tim Buckley" было первым публичным перформансом для 25-тилетнего Джеффа и стало отправной точкой его творческого пути. Уже тогда организаторы и гости мероприятия заметили большой потенциал Джеффа, который, имея врождённый музыкальный талант и нигде ничему не учась, самозабвенно отдавался музыке и пел интуитивно, пел поразительно хорошо.

В тот же 1991-ый в Нью-Йорке Джефф начал писать тексты и петь в группе своего друга Гэри Лукаса, Gods and Monsters. Но вскоре покинул этот коллектив и стал выступать сольно в разных барах и кафе, аккомпанируя себе на гитаре Fender Telecaster, которую он всякий раз одалживал у знакомых. Джефф больше всего любил выступать на музыкальной площадке под названием "Sin-é" в Ист-Виллидже и имел там постоянное еженедельное место. Первый раз он появился там в апреле 1992-ого. Его репертуар состоял из разнообразных кавер-версий от фолка до джаза, и он постоянно разучивал что-то новое. Джефф исполнял эклектичные каверы на песни таких исполнителей, как Led Zeppelin, The Smiths. Боб Дилан, Леонард Коэн и Эдит Пиаф.
В течение следующих нескольких месяцев, после того, как Джефф Бакли начал там выступать, он стал привлекать к себе восхищенные толпы и внимание руководителей звукозаписывающих лейблов. Знаток индустрии Клайв Дэвис даже заглянул к нему. К лету 1992-ого года лимузины различных продюсеров, готовых подписать певца, выстроились вдоль улицы возле"Sin-é". Бакли в итоге подписал контракт с лейблом Columbia Records (с которым сотрудничали Боб Дилан и Брюс Спрингстин) о сделке по выпуску трёх альбомов стоимостью в миллион долларов в октябре 1992-ого года.

В 1993-ем был выпущен первый лайв-альбом Бакли - "Live at Sin-é". А первую половину 1994-ого Бакли проводил то с товарищами, записывая свой первый студийный альбом в Нью-Йорке, то в туре, катаясь по Европе и поддерживая недавно вышедший лайв-сборник.

Grace, 1994
Grace, 1994

В августе 1994-ого года наконец вышел в свет альбом под названием "Grace" ("Благодать"), над которым Бакли работал целый год. Среди 10 треков было три кавера: "Corpus Christi Carol" (Бенджамин Бриттен), "Lilac Wine" (Нина Симон) и "Hallelujah" (Леонард Коэн). Его исполнение "Hallelujah" было названо журналом Time "лучшей песней Бакли", она была включена в список журнала Happy Mag "10 лучших каверов всех времён" и список журнала Rolling Stone "500 величайших песни всех времён".
Альбом по началу продавался медленно, но мнение о нём было в основном единогласным: "романтический шедевр", "главная работа Бакли", "лучший альбом десятилетия".

Сразу же после выхода альбома Джефф Бакли отправился со своей группой в тур. А потом в ещё один. А потом в ещё один.. По мере того, как время шло, Бакли и его альбом становились всё более и более известными, интересующими всё большее количество людей по всему миру. За почти два года туров Бакли с командой объехали почти половину земного шара, играя везде - от маленьких локальных баров до больших стадионов и фестивалей.
Джефф Бакли стал сенсацией, он был чем-то совершенно новым для мира, чем-то уникальным. Его, бывало, сравнивали со другими (от его отца до именитых мэтров), но в итоге признавали в нём что-то исключительное. Его не понимали, его чувствовали, ему завидовали, им восхищались.. Его проникновенная музыка трогала всё большее количество душ..
Некоторые выступления во время этих туров записывались и выпускались (в основном посмертно) как мини-альбомы (EP) или лайв-сборники: "Mystery White Boy" (2000), "Live  L'Olympia" (2001), "The Grace EPs" (2002).
В то время, как дальнейшие туры были поставлены на паузу из-за отсутствия в коллективе барабанщика, в конце 1996-ого Бакли возобновил сольные выступления в маленьких, не особо примечательных барах и кафешках, появляясь на публике под псевдонимами (такими, как, например, Possessed by Elves, Father Demo, Smackrobiotic, Topless America). В качестве оправдания Бакли разместил на своем сайте запись о том, что скучал по анонимности, играя в кафе и местных барах:

"Не так давно в моей жизни было время, когда я мог появиться в кафе и просто делать то, что я делаю, сочинять музыку, учиться за счёт исполнении своей музыки, исследовать то, что это для меня значит, т.е. веселиться, пока я раздражаю и/или развлекаю аудиторию, которая не знает меня или того, чем я занимаюсь. В такой ситуации у меня есть драгоценная и незаменимая роскошь неудачи, риска и капитуляции. Я очень много работал, чтобы собрать всё вместе, этот рабочий форум. Я любил это и скучал, когда оно исчезло. Все, что я делаю - это возвращаю его обратно."

Во время туров 96-ого Бакли уже писал тексты для нового альбома, который должен был иметь название "My Sweetheart the Drunk", (Моя возлюбленная пьяница), и, закончив путешествия, начал пытаться что-то записывать с группой, но каждый раз оставался недовольным результатом.
Работа над новым альбомом шла медленно и относительно долго. Бакли то и дело отвлекался на сторонние проекты, выступая где-то по приглашению или сотрудничая с кем-то из новообретённых друзей-музыкантов, таких, как, например, Патти Смит и Лу Рид.

В какой-то момент Бакли решил, что альбом он будет записывать в студии Easley McCain Recording, находящемся в Мемфисе (штат Теннесси). Он переехал в пригород Мемфиса, сняв себе маленький домик (shotgun house) и, уединившись, погрузился в работу. В 1997-ом году с февраля по май Джефф Бакли тем только и занимался, что сочинял или разучивал новый материал, иногда тестировал музыку в местных барах и высылал своей команде и продюсеру домашние демки.
Его группа должна была приехать к нему в Мемфис для общих репетиций в конце мая.

Вечером 29-ого мая 1997-ого года группа должна была прилететь в Мемфис и встретиться с Джеффом. В этот же вечер Бакли со своим товарищем Китом, который был дорожным менеджером группы, пошёл гулять и купаться к гавани Вулф Ривер, слабому каналу реки Миссисипи. Когда Джефф пошёл купаться в одежде, Кит остался на берегу и слышал, как тот напевал песню Led Zeppelin "Whole Lotta Love", заходя в воду. Через какое-то время, Кит поднял глаза и не увидел друга. Джефф Бакли пропал. Кит сразу забил тревогу, и в ту же ночь начались спасательные работы. Но ни аквалангистам, ни полицейским не удалось найти Джеффа. Пару месяцев он считался пропавшим без вести.
Но в июне того же года пассажиры речного судна заметили его тело, плавающее на поверхности у ветвей. Мёртвое тело Джеффа Бакли было доставлено на землю..
Дальнейшее вскрытие не показало каких-либо следов алкоголя или наркотиков. Его смерть была признана случайной - человек просто утонул. Официальный сайт Джеффа Бакли опубликовал заявление, в котором говорилось, что его смерть - не загадка и не самоубийство.
Ему было 30 лет...

Да, если считать от первого официально выпущенного сборника Бакли, его карьера длилась меньше пяти лет. За это время (благодаря одному единственному альбому) он стал яркой, большой и влиятельной фигурой в современной музыке конца 90-ых, и до сих пор его наследие, его музыка является немаловажной составляющей истории рок-музыки и мира вокального искусства. У Джеффа Бакли был весьма уникальный тенор с запоминающимся, легко узнаваемым тембром; а его нотный диапазон составлял аж четыре октавы, что он почти всегда и использовал во время выступлений. Его виртуозным пением лучшим образом можно насладиться за счёт просмотра его лайв-записей, то есть живых выступлений.

Вот и всё. Послушайте или переслушайте, пожалуйста, его альбом "Grace", посмотрите хоть одно выступление этого неописуемо талантливого, такого живого, такого лучезарного юноши и почувствуйте его музыку.. Да, кому-то может показаться, что она несколько грустна или меланхолична, кто-то может не понимать текст, кто-то может не расслышать его вокальную гениальность, но, если переключить внимание с ума на чувственное восприятие, если не пытаться понять музыку, а просто впустить её в себя, то вы всё почувствуете.. Вы почувствуете благодать Джеффа Бакли.. Грандиозный, великий музыкант..

Приятного вам путешествия в мир музыки Джеффа Бакли..
Спасибо, что дочитали!

Автор: Стефан Маньковский

PS: Дайте, пожалуйста, знать, если эта статья вам понравилась. И расскажите, какая запись Джеффа Бакли нравится вам больше всего.
И подписывайтесь, чтобы быть в курсе всего самого полезного и интересного в культуре и мире в целом. Плюс это помогает нам делать контент всё чаще и качественнее.
God bless! Go true!