Метро – малоизвестные страницы истории. Что рассказать детям?

27 May
Метро: на земле и под землёй. История железной дороги в картинках
Метро: на земле и под землёй. История железной дороги в картинках

Почти все мальчишки - и многие девчонки – интересуются всем, что ездит: от самоката до автомобиля, от поезда метро до сверхскоростных поездов на воздушной подушке. Как же люди ездили и возили грузы до изобретения колеса? Как устроен двигатель паровоза, а как - автомобиля? Кто такие самокатчики и почему раньше беговел называли дрезиной? На все эти и другие вопросы ответит книга «Метро на земле и под землей». Она расскажет и об истории транспорта, и о мировой истории.

· Кажется, что железная дорогая была с нами всегда, но на самом деле это довольно молодой вид транспорта – ей всего 200 лет. Первый поезд проехал по наземной линии Стоктон-Дарлингтон в 1825 году, а до того по рельсовым дорогам возили вагонетки в шахтах глубоко под землей. И эти рельсы сначала делали из дерева!

· Чтобы пробить тоннели в скалах для железных дорог, потребовались специальные машины и взрывчатое вещество - динамит, который изобрел Альфред Нобель – тот самый, который учредил нобелевскую премию для ученых и писателей.

· Сегодня тоннели метро роет машина-тоннелепроходчик или тоннелепроходческий щит. Это устройство изобрел в 1820-х годах инженер Изамбар Брюнель. Его щит был не машиной, а деревянной конструкцией, которая со всех сторон защищала рабочих, чтобы их не завалило сверху и не затопило снизу. Копали землю внутри деревянного щита люди – кирками и лопатами. Невероятно, но сначала так строили и метро в Москве в 1930-е годы, только щит был уже не деревянный, а стальной. А потом щит механизировали – вместо рабочих землю роет стальной вращающийся диск с резцами.

· В московском и петербургском метро есть станции-тезки, которые называются совершенно одинаково: Спортивная, Чкаловская, Маяковская, Достоевская – и это еще не все!

В книге можно прочесть обо всех этих примечательных фактах, а еще узнать об истории велосипеда, трамвая, тоннеля под Ла-Маншем и метрополитенах в разных частях света. В середине книги – длинная раскладная страница. Когда она закрыта, мы видим площадь Мясницких ворот до строительства метро, а когда открывается – ее современный вид.

«Метро на земле и под землей» перевели на французский, китайский и немецкий языки, а художник Анна Десницкая была награждена за эту книгу российской премией «Образ книги».

Метро – малоизвестные страницы истории. Что рассказать детям?
 Анна Десницкая была награждена за эту книгу российской премией «Образ книги»
Анна Десницкая была награждена за эту книгу российской премией «Образ книги»