Что выбрать: кадетский корпус или кадетский класс? Семь принципиальных различий.

16 May

Кадет Радумльского лицея-интерната Арсений Трофимов принимает торжественную клятву кадета
Кадет Радумльского лицея-интерната Арсений Трофимов принимает торжественную клятву кадета

За последнее десятилетие кадетское образование получило мощный толчок к развитию, связанный с массовым открытием кадетских учреждений. Особенно активно по всей России открываются кадетские классы: только в одной Москве по состоянию на 2019 год в кадетских классах обучается около 17 тысяч кадет, при этом кадетские классы там появились только 2014 году.

У многих родителей, жалеющих дать своим детям кадетское образование, возникает справедливый вопрос: чем отличается кадетский корпус и кадетский класс? Давайте разберемся.

Во-первых, это проживание. Кадетские классы создаются на базе обычных школ и, как правило, дети находятся там с утра до 16-17 часов, после чего возвращаются домой. В кадетских корпусах и кадетских лицеях-интернатах дети находятся круглосуточно от 5 до 7 дней в неделю в зависимости от конкретного учреждения и ведомственной принадлежности.

Во-вторых, государственное обеспечение. Как правило, кадетские корпуса находятся на частичном или полном государственном обеспечении (зависит от конкретного учреждения), т.е. проживание, питание, дополнительное образование, обмундирование для кадет полностью или частично бесплатны. Обучающиеся кадетских классов, созданных при школах, не имеют никаких привилегий перед другими школьниками, но бывают и исключения, когда предоставляется кадетская форма и имеются определенные льготы по питанию.

Кадеты Радумльского лицея-интерната на занятиях по робототехнике
Кадеты Радумльского лицея-интерната на занятиях по робототехнике

В-третьих, содержание образования. И кадетские корпуса, и кадетские классы обязаны выполнять федеральный базисный учебный план, устанавливающий перечень учебных предметов и объём учебного времени. Также оба типа учреждений во второй половине дня проводят занятия по военной, огневой и строевой подготовке. Однако, кадетские корпуса за счёт круглосуточного пребывания детей имеют больше возможностей для организации дополнительного образования во второй половине дня, в которую в зависимости от учреждения включаются углубленное изучение математики, физики, русского языка, робототехники, программирования, единоборства, различные виды спорта и другие кружковые активности.

В-четвёртых, это специфическая воспитательная среда. В кадетском корпусе создаётся особая воспитательная среда с чётким регламентом, распорядком и системой взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Полное погружение в такую среду позволяет генерировать общие для всех ценности: приоритет учёбы, важность здорового образа жизни, конструктивный патриотизм, товарищество. Обычно в кадетских корпусах полностью или частично запрещено использование мобильных телефонов, что исключает формирование зависимости не только от мобильных игр, но и от интернета и социальных сетей. В кадетских классах из-за непостоянного пребывания на территории учреждения и совместного обучения с другими школьниками нет возможности создать специфическую воспитательную среду с полным погружением.

В-пятых, система поощрений и наказаний. Кадетские корпуса имеют больше возможностей для управления воспитательным процессом и воздействия на ребёнка: от оставления за проступки на «скучные» трудовые или учебные выходные в корпусе до полного исключения из учреждения. Таким образом, кадетские корпуса могут отчислять двоечников и хулиганов, что позволяет создать среду умных, мотивированных и порядочных учащихся. Более широко в кадетских корпусах продумана и система поощрения. В кадетских классах возможностей воздействия меньше.

В-шестых, это гендерное образование. Обычно кадетские корпуса принимают только мальчиков, а в кадетских классах учатся как мальчики, так и девочки.

В-седьмых, льготы при поступлении в военные учреждения высшего образования. Как правило, при поступлении в военную академию за диплом кадетского корпуса к результатам ЕГЭ добавляются дополнительно до 10 баллов, а кадеты из кадетского корпуса являются более желаемыми абитуриентами, так как имеют чёткое представление об условиях обучения и поэтому реже отчисляются по собственному желанию.

На первый взгляд может показаться, что преимуществ у кадетских корпусов намного больше – это действительно так, но всё целиком зависит от конкретного кадетского корпуса и той среды, которая в нём создана.

Давайте рассмотрим возможные минусы кадетских корпусов и риски обучения в них:

1. Ребёнок минимум пять дней в неделю будет жить в корпусе, а не дома. Такая форма обучения подходит далеко не всем детям, и далеко не каждый родитель психологически готов отдать своего ребёнка. При этом, как правило, у обучающихся кадетских корпусов есть возможность поговорить с родителями по телефону всего несколько раз в неделю.

2. Воспитательная среда и закрытость происходящего. В одних кадетских корпусах делается акцент на обучение, равенство и товарищество, а в других может быть дедовщина, унижение человеческого достоинства, воспитатели, оскорбляющие учеников, а также «закос» в сторону армейской системы. Важно понимать, что кадетская среда – это, в первую очередь, специфически организованная игровая (ролевая) среда, но, к сожалению, часто в кадетских корпусах создаётся армейская (в негативном значении этого слова) воспитательная среда, ставящая в приоритет совсем не качественное образование и воспитание личности. Увы, бывают и более печальные случаи, когда при обращении к директору кадеты используют не принятое «товарищ», а «его высокопревосходительство» или «господин».

3. Использование ресурсов второй половины дня может быть направлено, как на образование и разностороннее развитие личности, так и на чрезмерную «военную муштру».

Таким образом, выбирая между кадетским классом и кадетским корпусом, стоит спросить себя: сможет ли мой ребёнок пять-семь дней в неделю жить и учиться в кадетском корпусе? Смогу ли я отпустить своего сына в кадетский корпус и целиком доверять педагогическому коллективу и руководству учреждения? Если ответ «да», то после этого стоит внимательно изучить информацию об учреждении, пообщаться с директором корпуса, обратить внимание на цели учреждения: качественное образование или акцент на военное направление. Стоит обратить внимание и на конкурс: в хорошие кадетские корпуса конкурс бывает до 10 человек на место, а в некоторые принимают совершенно без конкурса.

Как проходит день из жизни кадета на примере Радумльского кадетского корпуса можно посмотреть здесь