📌ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНОСТЬ?

162 full reads
357 story viewsUnique page visitors
162 read the story to the endThat's 45% of the total page views
2 minutes — average reading time
Психолог Артамонова Юлия. Что такое духовность?
Психолог Артамонова Юлия. Что такое духовность?
Психолог Артамонова Юлия. Что такое духовность?

💁Задумывая эту статью, я задалась следующими вопросами: Что такое духовность? Как связаны психотерапия и духовность? Каковы проявления духовного измерения человеческого бытия в психотерапевтическом процессе?

Многие авторы пишут и говорят на эту тему. Какие-то мысли мне показались созвучными с моим представлением, что-то было совершенно новым и необычным, что-то сначала казалось далеким, но, присмотревшись, я не смогла не согласиться с идеей. И мне хочется поделиться сегодня с вами этими изысканиями, которые, сами по себе, не новы. Но сегодня мы можем поговорить об этом, поскольку тема духовности и психотерапии касается каждого из нас.

Духовность - это внутренне мотивированная забота развитого человека о том, чтобы сделать людям полезное, оставить своими делами в своей жизни и жизнях других людей добрый и нужный след. Духовность - высший уровень личностного развития человека, связанный с ориентацией на высокие жизненные ценности: истину, добро, красоту. Работа и забота духовного человека - делать каждодневные выборы: выборы, чем и как заниматься, во что вкладываться. Духовный человек может ошибаться в деталях, но он всегда знает главное направление и развивает себя каждый день.

Мне нравятся эти высказывание психолога Николая Козлова, который говорит о духовности простым, человечным языком, подчеркивая суть проявления духовности в нашей обычной каждодневной жизни.

Дм. Леонтьев называет духовность высшим уровнем человеческой саморегуляции, присущим зрелой личности. И отмечает, что за самим словом «духовность» кроется тоска по чему-то, что люди не очень четко понимают, но ощущают его отсутствие — по идеалу. Как поется в песне Б.Гребенщикова «Сны о чем-то большем». Это внутреннее стремление задаваться вечными вопросами бытия, на которые нет, и не может быть ответа.

Об этой тоске поет и другой классик отечественного рока В.Цой: «Вроде жив и здоров, вроде жить - не тужить, но откуда взялась печаль?»

И эту тоску бывает не утолить ничем, ни бескорыстием, ни творчеством, ни нравственным образом жизни, ни религиозностью.

Религиозность может, с равным успехом, и способствовать развитию личности, и, наоборот, консервировать и тормозить развитие личности. Человеку, который стремится быть субъектом собственной жизни и строить свою жизнь по высшим законам на основе духовности, религиозная вера часто служит в этом поддержкой, помогая реализовывать жизнь таким образом. Но и человек, который, наоборот, стремится снять с себя ответственность за свою жизнь и жить по принципу конформизма и бездуховной пассивности, также нередко находит опору в религиозной вере, которая помогает ему осуществить и этот выбор. Религиозность, таким образом, не первична, она может поддерживать и выбор духовного развития, и выбор стагнации и приспособленчества.

Духовность не следует отождествлять с определенными ценностями, поскольку духовность это сама способность человека ориентироваться на ценности и определяться по отношению к ним.   «Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью живет он, тем более способен он ориентироваться среди явлений окружающего мира и тем сознательнее определяет он свое отношение» - считал классик отечественной психологии А.Ф. Лазурский.

Э. Фромм отмечает, что во все времена существовало противоречие между двумя основными способами существования человека — обладанием и бытием, между обыденностью и стремлением вновь вернуться к подлинным основам человеческого бытия. Однако, с горечью отмечает он, если раньше одиночество человека и другие извечные вопросы бытия осмыслялись через такие высокие формы как греческая трагедия, ритуальные действа и обряды, то сегодня наше стремление к драматизации важнейших явлений бытия — жизни и смерти, преступления и наказания, борьбы человека с природой — изрядно измельчало и приняло форму увлечения спортивными состязаниями, преступлениями, о которых нам каждый час вещает телевидение, и мелодрамами с примитивными любовными страстями. В этом контексте Эрих Фромм говорит о «безмерном убожестве всех наших поисков и решений».

Это убожество связано с нашей ориентацией на потребности, а понятие духовности относится скорее к поведению, побуждаемому не потребностями, а ценностями. «Потребности толкают меня изнутри; ценности, напротив, притягивают меня извне», - говорил В. Франкл.

✍Пишите в комментариях, какое определение духовности ближе всего вам. Является ли духовность для вас чем-то важным и определяющим вашу жизнь?

🙌А я в следующей статье продолжу развивать эту тему.