Как "всенародно" переименовывали города в СССР
В СССР не заморачивались с PR своей пропагандистской деятельности. Если не стыковалось - не обращали на это внимание. Потому получалось весьма забавно.
Напомню, что наука, изучающая наименования и переименования, называется топонимика (комплекс названий - топонимия), и я уже писал по этой теме.
1. Переименование Самары в Куйбышев (1.1935): "по многочисленным просьбам"
Итак, газета от 26 января с печальным сообщением о смерти 25 января В.В. Куйбышева.
Эту газету читали на предприятиях Куйбышева в тот день, 26 января, о чём не следующий день сообщила газета "Волжская коммуна" от 27 января.
Таких митингов по городу газету указала 3 - в 3-м цехе швейной фабрики №1, ремонтном цехе трампарка и в паровозном депо. Всё, почва подготовлена, пролетариат высказал своё якобы множественное слово! Даже не стали делать вид, что один из крупнейших заводов 1935 г. в Самаре (Трубочный), на котором работал Куйбышев, тоже пожелал переименования.
И, на следующий день (день похорон) ЦИК СССР уже успел собраться, и принять решение о переименовании Самары и Средне-Волжского края в Куйбышев и Куйбышевский край!
И, 28 января в очередной "Волжской коммуне" самарцы узнали, что они теперь - куйбышевцы. Вот это - перл! "Почти около полуночи рабочие швейной фабрики №1 узнали о решении правительства о переименовании Самары в Куйбышев". Они сидели на работе и ждали, страшно взволнованные: переименуют - или нет! И - успели провести митинги, принять резолюции, и довести их до газеты. которая успела их опубликовать! Учитесь - никакой бюрократии и волокиты! 1,5 суток на решение! Топонимика по-большевистски!
2. Переименование Оренбурга в Чкалов (12.1938): снова "по многочисленным просьбам", но теперь с должным временным периодом
Стандартное начало: газета 16 декабря с траурным сообщением о гибели 15 декабря Чкалова при испытании нового самолёта.
Далее - уже более грамотно организованные "желавших" по уже спущенной сверху разнарядке (ибо Оренбург никаким боком к Чкалову не относился) страстно желавших переименовать. Точные цифры бывших на митингах, большое количество митингов - теперь всё организовано грамотнее, чем с Куйбышевым - видимо, за прошлые подвиги пожурили неаккуратных PR-щиков.
26 декабря - указ ВС СССР о переименовании.
После чего - грамотный хор "радостных" оренбуржцев, точнее, уже чкаловцев. Вот такая газета от 27 декабря.
Правда, 4 декабря 1957 г. г. Чкалов попал в обойму "неправильно переименованных городов", и ему вернули прежнее имя. Снова - топонимика по-большевистски!
3. Переименование Перми в Молотов (3.1940): жив человек - ничего, он же хороший, надо как-то с 50-летием поздравить!
Вот так: идя навстречу пожеланиям общественных организаций. Каких? Неважно! Сколько там людей? Не имеет особого значения! Произошло это не просто так, а по просьбам трудящихся — письма от трудовых коллективов и частных лиц были опубликованы на первой полосе партийной газеты. Хорошему коллеге 50 лет, подарим ему целый город! Шубу с царского плеча!
29 июня 1957 г. Молотов был снят со всех постов «за принадлежность к антипартийной группе», выведен из состава Президиума ЦК КПСС и из ЦК КПСС. 11 сентября после «разоблачения антипартийной группы Маленков-Молотов», городу быстро вернули прежнее имя. Вот тут снова вспомнили о "пожеланиях и просьбах трудящихся". Опять топонимика по-большевистски!
4. Переименование Кенигсберга в Калининград (1946): захотели - и переименовали
Включили новую территорию в СССР? Нормально!
Но, не может же город с немецким названием (Королевская гора) быть в счастливой стране Советов. Сколько терпеть? Потому просто переименуем!. 4 июля 1946 г. - выждали с 7 апреля по 4 июля = 3 месяца! Дже ссылаться на "многочисленные просьбы жителей" не стали. Топонимика по-большевистски!
5. Переименование Ставрополя в Тольятти (8.1964): и снова по многочисленным просьбам, теперь уже в честь иностранца
Смерть Тольятти 21 августа 1964 г., о которой сообщила газета 22 августа, была непростой: ему стало плохо в "Артеке" во время визита в СССР, который Хрущёв не пожелал делать публичным. как и встречаться с главой Итальянской компартии. Смерть лидера коммунистов при таком отношении лидера СССР рождало кривотолки. Нужно было сделать что-то значимое в память о нём, чтобы подчеркнуть уважение руководства СССР. Появилась идея переименовать один из советских городов.
Снова появилась тема "многочисленных просьб и пожеланий", и страстно желающим на этот раз оказался Ставрополь - город на Волге. 28 августа вышел Указ о переименовании, и 30 августа теперь уже тольяттинская газета "За коммунизм" сообщила об этом "долгожданном" событии "радостным" жителям.
Причём, если все названные ранее переименования джелали на уровне СССР, здесь был Указ Президиума Верховного совета РСФСР. Именно эта организация в 1957 г. переименовывала обратно ранее названные в честь партийных руководителей города. Как всегда, топонимика по-большевистски!
Подведём выводы: любой. кто помнит бюрократию СССР, ни за что не поверит в то, что именно просьбы граждан "снизу" были причиной переименований. С такой фантастической скоростью в нашей стране принимали решения только "сверху".
Бонус для дочитавших: все в нашей стране знают АвтоВАЗ, который нам помогли построить итальянцы, и дали нам лицензию на свой FIAT-124. Почему этот завод построили именно в Тольятти? Я думаю, в этом скрыт определённый смысл - где ещё строить с итальянцами автозавод, как не в городе, названном в честь итальянца-коммуниста?
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин