30K subscribers

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

6,7K full reads

Что такое МРАП? У нас в них очень много путаницы, даже в названиях. Попробуем разобраться:

Что такое МРАП?

MRAP Cougar 6×6 строительных войск SeaBee ВМС США (2007)
MRAP Cougar 6×6 строительных войск SeaBee ВМС США (2007)

Переводить MRAP в МРАП - вообще-то, неправильно. MRAP (англ. mine resistant ambush protected — миностойкий засадозащищённый, то есть устойчивый от подрыва мины и защищённый от атак из засад) — колёсная бронемашина с усиленной противоминной защитой. Если переводить дословно, то правильнее не МРАП, а Мино Засадо- Защищённый Бронеавтомобиль - МЗЗБ.

1-4. Семейство "Тайфун-К" от КамАЗ

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

1.1) Тайфун-К (КамАЗ-63968), 2011 г.

Бескапотный многофункциональный модульный с колёсной формулой 6х6. Модификация "десантный" - до 10-16 человек. Высадка с помощью рампы сзади и через дверь. Лобовая броня кабины защищает от пуль 7.62 (3-й категории по STANAG) - 30 мм снарядов (по разным версиям), возможна установка бронещита, закрывающего лобовое стекло. Противоминная защита соответствует категории 3b: выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля. В отсеке десанта - триплексы, мониторы с информацией с внешних видеокамер. Серийный. Масса 22 т. Экипаж 3 чел. Длина 8,266 м., ширина 2,545 м., высота 3,12 т. Клиренс 18,5-57,5 см. Двигатель ЯМЗ-5367 мощностью 450 л.с. Запас хода по шоссе 1200 км.

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

1.2) Тайфун-К (КамАЗ-63969), 2013 г.

БТР с колёсной формулой 6х6 и дистанционно управляемой пушкой. Однообъёмный бронемодуль из кабины и кузова. Впервые публично показан в июне 2013 г. в цеху на этапе сборки. Круговое бронирование против пуль калибра 14,5 и 12,7 мм (4 уровень STANAG 4569). Противоминная защита - уровень 3b. Масса в снаряжённом состоянии - 19,7 т, полезная нагрузка - 4 т. Серийно не производится.

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

1.3) Тайфун-К (КамАЗ-53949) «Тайфун 4х4», 2015 г.

Многоцелевой повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4. Комбинированная защита из керамической брони, под ней - броневая сталь. Масса - более 15 т., максимальная скорость - 105 км/ч. Применение: охрана и сопровождения колонн, санитарная перевозка, инженерная, радиационная, химическая и биологическая разведки, разведывательная и командно-штабная машина, машина огневой поддержки. Впервые представлен на Дне инноваций ЮВО в октябре 2015 г.

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

1.4) Тайфун-К (КамАЗ-4386) «Тайфун-ВДВ», 2021 г.

«Тайфун-ВДВ» с колёсной формулой 4х4 получил однообъемный бронекорпус с комбинированной защитой, соответствующей 5 классу ГОСТ Р 50963-96. Обеспечена защита от взрыва 6 кг тротила под колесом или 4 кг под днищем. Двигатель КамАЗ-650.10-350 мощностью 350 л.с. и автоматическая коробка передач. Подвеска на основе гидропневматических амортизаторов. Максимальная скорость 100 км/ч, запас хода – 1200 км. Масса в базовой конфигурации – 13,5 т.

5-6. Семейство "Тайфун-У" от "Урал"

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

2.5) Тайфун-У (Урал-63095), 2011 г.

Капотный многофункциональный модульный с 3-хместной бронированной кабиной и сменным кузовом-бронемодулем.

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

2.6) Тайфун-У (Урал-63099), 2011 г.

Капотный однообъёмный для десанта до 12 человек, высадка через дверь.

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

2.7) Урал-432009 или «Урал-ВВ» для силовых структур на производственных мощностях ОАО «АЗ Урал» (г. Миасс) по техническому заданию Главного командования внутренних войск МВД России. На модернизированном шасси серийного «Урал-4320». Броневой оснасткой кузова занималась ОАО "НИИ стали" (г. Москва), стёкол - «Магистраль ЛТД» (Гусь-Хрустальный). Масса 17,3 т. Экипаж 1 чел. Десант 15 чел. Длина 8,5 м, ширина 2,55 м., высота 3,1 м., клиренс 40 см. Двигатель ЯМЗ-6565 (ЯМЗ-536). Скорость по шоссе 120 км/ч, запас хода по шоссе 1100 км. Колёсная формула 6 × 6.

8. "Горец-К" от КамАЗ

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

3.8) БТР «Горец-К», 2012 г.

Удешевлённый упрощённый вариант на стандартном шасси по сравнению с семейством «Тайфун». 4-хколёсное полноприводное шасси КамАЗ-4326 с колёсами размером 14.75/80 R20 с системой автоподкачки. У кабины противопульная защита 5 класса ГоСт Р50963—96 выдерживает 7,62 мм небронебойные пули. Моторный отсек вынесен вперёд для увеличения выживаемости экипажа, при подрыве фугаса под передним колесом, кабина задевается взрывной волной только по касательной. Капот имеет ниспадающий вид для улучшения обзора дороги в горах - потому "Горец". V-образный кузов - бронекапсула из стальных бронелистов по 5 классу защиты (ГоСт Р50963—96), защищает от пуль 7,62×54 мм R из СВД/ПКМ, подтверждённая гарантированная защита от подрыва осколочно-фугасных устройств находится на уровне 2 кг в тротиловом эквиваленте под колёсами или под днищем. Сидения солдат вдоль стенок бронекапсулы. На крыше кузова 3 люка. Стёкла оснащены амбразурами для стрелкового вооружения. Масса 11,6 т. Длина 7,39 м., ширина 2,4 м., высота 3,6 м. Двигатель КамАЗ-740.31—240 мощностью 240 л.с.

9. ВПК "Медведь"

МРАПы, в которых Россия уже преуспела куда больше СССР. Путаница с "Тайфунами"

4.9) ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь», 2016 г.

Несущий корпус капотной компоновки с колёсной формулой 4х4. Экипаж — 2 человека, десант — 8-10 человек. В задней части корпуса - распашные двери для посадки-высадки десанта. Днище V-образной формы. Подвеска полностью независимая, торсионная, унифицирована с подвеской БТР-90. В трансмиссии использованы серийные узлы и агрегаты грузовых автомобилей семейства «Урал». Скорость по шоссе 100 км/ч, по пересечённой местности 35 км/ч. Запас хода 1400 км. Рядный 6-тицилиндровый двигатель ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. Разнесённая дифференцированная бронезащита. Корпус и стёкла выдерживают 7,62-мм бронебойную пулю из винтовки СВД с расстояния 100 м. (уровень баллистической защиты класса 6а (ГоСт Р 509-63). Выдерживает подрыв под колесом взрывного устройства, равного 6 кг. тротила (класс 2а противоминной защиты по STANAG 4569). Большой дорожный просвет (50 см) и относительно высокая полная масса машины 12 т. Есть фильтро-вентиляционная установка. На машину возможна установка разных типов вооружения: пулемёты разных калибров, ПТУР, автоматические гранатомёты и др. Производство было поручено Арзамасскому машиностроительному заводу. Серийно не строился, сделали 3 опытных образца. Длина 5,9 м., ширина 2,5 м., высота 2,6 м. 12,7 мм пулемёт «Корд», 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКМ «Печенег».

Всего произведено около 180 «Тайфун-У» и 260 «Тайфун-К» на май 2017 г. - сейчас куда больше.

Цитата от военкора: "Из боевых наземных транспортных средств, в моем табеле о рангах на первом месте стоит Тайфун в различных модификациях. На самом деле очень удачная и современная машина, отвечающая потребностям современного боя, причем как по мобильности, так и по защищённости. Держит прямое попадание 120 миномета, подрыв на мощном фугасе,а при кассетном Урагане, надо просто не забыть закрыть люк. В общем больше МРАПов, хороших и разных".

Подведём итоги: 4 семейства из 9-ти базовых машин - очень современная разработка. Упрёк к создателям - а нельзя было каждой конкретной машине дать свои названия? А то путаница с Тайфунами жуткая - не каждый знает, что надо говорить У или К. Изготавливает наши MRAP 3 завода - КамАЗ, Урал и ГАЗ. В обзор не вошли бронированные автомобили, то будет отдельная статья.

Бонус для дочитавших: Видео с Тайфуном-К.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Автор: Глеб Алексушин