29 429 subscribers

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

368 full reads
Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

30 октября 1938 г. в США радиостанция CBS выпустила в эфир аудиоспектакль поставленный «Mercury Theatre on the Air» под руководством Орсона Уэллса.

Автор

актёр Орсон Уэллс
актёр Орсон Уэллс

Накануне Хэллоуина 1938 г. артисты «Mercury Theatre» решили поставить в своей часовой радиопрограмме роман Герберта Уэллса «Война миров», перенеся его действие в Нью-Джерси 1939 г. Опорой для них стало использование актёра Орсона Уэллса, чьё сходство фамилии с автором романа позволило переделать "исходник" без нарушений прав.

Аудиоспектакль

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

В начале часа один из артистов объявил о начале радиоспектакля, после чего прозвучал прогноз погоды, затем начался концерт «Рамона Ракелло и его оркестра» (на самом деле - оркестра под руководством Бернарда Херрманна). Вскоре музыку прервало срочное сообщение, что на Марсе наблюдаются странные вспышки. Затем профессор-астроном Принстона Ричард Пирсон (озвучил его Орсон Уэллс) опровергал возможность существования жизни на Марсе. Концерт продолжился, но вскоре опять был прерван специальным выпуском новостей.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

Репортёр «CBS» Карл Филипс (Фрэнк Ридик) с места событий передавал о приземлении металлического цилиндра в местечке Гроверс-Милл округа Мёрсер. Вскоре из цилиндра якобы появилась огромная боевая машина, тепловыми лучами испепеляющая всё вокруг. Филипс, как и остальные зеваки обратился в бегство, и связь была прервана. Профессор Пирсон, связавшийся с радиостудией, рассуждал о техническом уровне марсиан, затем глава национальной гвардии Нью-Джерси Монтгомери Смит объявил военное положение в округах Мерсер и Мидлсэкс и направил 4 соединения национальной гвардии из Трентона в Гроверз-Милл для эвакуации мирных жителей. Оружие землян оказалось неспособным противостоять пришельцам, смертоносные машины продолжали приземляться и уничтожать людей и инфраструктуру, толпы людей бежали прочь от захватчиков. Неназванный Генеральный прокурор (Кенни Делмар) обратился к нации (радиостанция запретила изображать обращение президента Франклина Рузвельта, но Делмар всё равно изображал голос Рузвельта). Вскоре на связь вышел репортёр при артиллерийской части, обстреливавшей марсиан. Тех атаковали бомбардировщики, которые были уничтожены лучами смерти, хотя и свалили один из аппаратов пришельцев. Марсиане использовали отравляющие газы, и связь снова прервалась. Сотрудник «CBS» (Рэй Коллинз) выбрался на крышу «CBS Building», откуда увидел несколько марсианских машин, пересекающих Гудзон. Он тоже почувствовал ядовитый запах, после чего трансляция прервалась. Сквозь помехи пробился радиолюбитель, пытавшийся связаться хоть с кем-нибудь. Лишь в этот момент (примерно через 40 минут после начала постановки) диктор напомнил о вымышленности описываемых событий. Затем профессор Пирсон описал завершение атаки пришельцев, которых погубило отсутствие иммунитета к земным бактериям. В конце часа Уэллс вышел из образа и поздравил слушателей с Хэллоуином.

Влияние радиоспектакля

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

По сообщениям газет, постановку слушали около 6 миллионов жителей штата Нью‑Джерси, и примерно пятая часть из них (1 млн 200 тыс.) приняла её за реальные новостные репортажи. 300 тысяч американцев позже утверждали, что лично видели пришельцев. По тревоге подняли Национальную гвардию. Люди уверяли, что слышали грохот орудий и чувствовали запах отравляющих газов. Радиопостановку слушали и на Западном побережье. В её кульминационный момент вышла из строя электростанция городка Конкрет в штате Вашингтон; жители Конкрета не сомневались, что линии электропередачи уничтожены наступающими марсианами.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

Более рационально мыслящие заверяли, что это никакие не марсиане, а немцы напали. Или русские - кто их разберёт.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

Многие или не слышали начало программы с предупреждением о вымышленности событий (в это время часть аудитории переключила волну на станции, где шли новости начала часа), либо забыли про неё после начала концерта. «Mercury Theatre on the Air» в то время не имел спонсора, поэтому мог не вставлять рекламные ролики в постановку.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

К тому времени, как на 40-й минуте появилось напоминание диктора, многие уже не слушали радио, целые семьи баррикадировались с оружием в подвалах своих домов, либо спешно собирали вещи, чтобы уехать на запад, многие требовали, чтобы вооружённые силы покончили с пришельцами, либо раздали оружие всем желающим; были случаи, когда в полицейские участки приходили отряды вооружённых местных жителей, готовых оказать помощь в защите страны от вторжения. Телефоны в тот вечер были перегружены в 5 раз, пробки из Нью-Йорка, Трентона и Филадельфии растянулись почти на 100 км. Нью-йоркская полиция только за 15 минут получила более 2000 вызовов, а в Нью-Джерси была мобилизована Национальная гвардия и моторизованные пожарные бригады.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

Страх слушателей сменился гневом на «CBS». Многие из них подали в суд требования компенсации морального вреда. Все они были отклонены, но Уэллс настоял на компенсации материального вреда мужчине, который испортил новые туфли, убегая от марсиан.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

В течение месяца после постановки в газетах появилось около 12500 публикаций, связанных с ней. Газеты критиковали радиостанции, в том числе из-за опасений, что новый вид массовой коммуникации вытеснит их. Адольф Гитлер упомянул панику после «Войны миров» как пример упадка демократической системы.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

28 октября 1940 г. Орсон Уэллс и Герберт Уэллс появились в программе относительно небольшой радиостанции «KTSA», где шутили вместе со своим интервьюером.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

Эта история была описана во множестве научно‑популярных статей. Её цель - проиллюстрировать, как же легко всё-таки управлять толпой, особенно если владеешь радио или телевидением.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

В 1988 г. 50-летие радиопостановки отмечено в Гроверс-Милл «марсианским фестивалем», ещё через 10 лет там установили памятник.

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

Что там написали?

Не более, чем преувеличение

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

Сейчас многие считают, что историю эту придумал и описал в своих мемуарах редактор радио New York Daily News Бен Гросс, а газетчики подхватили её. Он сильно преувеличил количество поверивших в марсианскую атаку. Однако. если это так, откуда взялись газеты 1938 г. в таких количествах с критикой радиостанции?

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

Как состыковать упоминание в газете на фото о тысячах звонивших и массовой истерии с утверждениями, что на радиостанцию и правда позвонило несколько сумасшедших? Мол, по рейтинговым отчётам, лишь 2% жителей Нью‑Джерси вообще слушали эту передачу — маловато для массовой паники.

Постановка Орсона Уэллса была одной из первых, вызвавших такой резонанс, радиостанции пытались повторить этот эффект. Поэтому после японской атаки на Пёрл-Харбор часть слушателей решили, что радиостанции снова устроили розыгрыш.

А стоило ли повторять?

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

Станции неоднократно адаптировали постановку «Войны миров» для своих регионов. В феврале 1949 г. газета «El Comercio» в Кито сообщила о замеченных над городом НЛО. Через несколько дней Леонардо Паэс и Эдуардо Алькарес поставили спектакль на местной радиостанции. Полиция и пожарные выехали из Кито на место мнимой высадки марсиан. Когда розыгрыш был раскрыт, толпы разгневанных эквадорцев напали на радиостанцию и редакцию «El Comercio». Погибли 6 человек, включая племянника и возлюбленную Паэса; сам он эмигрировал в Венесуэлу.

Российская реконструкция 1991 г. того знаменитого радиоспектакля

Радиопостановка по Уэллсу "Война миров" - всемирно известная фальсификация 1938 года или более поздняя мистификация?

В 1991 г. в России реконструировали тот аудиоспектакль. Вступление - Виктор Зозулин. Радиоведущие - Рогволд Суховерко (на фото) и Алексей Борзунов (на фото), профессор Пирсон — Михаил Погоржельский, а также Олег Щетинин.

Подведём итоги: я не склонен считать фикцией радиопостановку 1938 г. Да, возможно, общие объёмы паники потом преувеличили, но то, что она была - как минимум, доказывают многочисленные газеты тех лет, приведённые здесь. Да, и то, что Орсон Уэллс обозначил целое направление для развития радио - несомненно. И в то, что американцы поверили в постановку - нисколько не сомневаюсь. Они же верят в то, что человек рождается бесполым, бесцветным и безвозрастным? Почему бы не поверить в марсиан?

Бонус для дочитавших: полностью вся аудиопостановка на фоне одной из газет того времени.

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.

Автор: Глеб Алексушин